Журнал. ISSN 1992-0431
Аннотация
Статья посвящена выдающемуся исследователю проблем, связанных с первобытным искусством, доктору исторических наук, профессору Екатерине Георгиевне Дэвлет. Ее работы существенно обогатили наши представления о наскальных изображениях различных эпох и культур Евразии и Америки. Исследовательница активно использовала методы естественных наук. В статье дана общая характеристика деревянных масок со своеобразной иконографией, обнаруженных в захоронениях культуры эпохи бронзы сяохэ в китайской провинции Синьцзян. Благодаря высокой сухости климата, в погребениях сохранились предметы из органики, мумии погребенных и замечательные деревянные маски, сопровождавшие умершего в иной мир. В статье приводится их характеристика, определены сходные иконографические черты, возможные семантические реконструкции.
Ключевые слова
Первобытное искусство, Екатерина Дэвлет, культура эпохи бронзы сяохэ, деревянные антропоморфные маски
Вадецкая, Э.Б. 1967: Древние идолы Енисея. Л.
Гедин, С.А. 2017: В сердце Азии. Памир-Тибет-Восточный Туркестан. М.
Дэвлет, Е.Г. 1995: Искусство индейцев нижней Центральной Америки в доколумбову эпо- ху. автореф. на соиск. уч. степ. к.и.н. М.
Дэвлет, Е.Г. 2003: Памятники наскального искусства. Изучение, сохранение, использова- ние: автореф. на соиск. уч. степ. д.и.н. М.
Дэвлет, Е.Г. 2014: К вопросу о технико-технологических особенностях петроглифов Пег- тымеля. РА 3, 66–78.
Дэвлет, Е.Г., Дэвлет, М.А. 2011: Сокровища наскального искусства Северной и Централь- ной Азии. М.
Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р., Свойский, Ю.М., Романенко, Е.В., Тимофеева, А.С., Паху- нов, А.С. 2017: Трехмерное документирование – инструмент передачи иконографи- ческих особенностей личин Сикачи-Аляна. В сб.: Тр. V (XXI) ВАС, 346–347.
Дэвлет, Е.Г., Пахунов, А.С., Агаджанян, А.К. 2018: Пополнение бестиария Каповой пеще- ры (об изображении в зале хаоса). РА 2, 19–32.
Кызласов, И.Л. 1987: Лик Вселенной (к семантике древнейших изваяний Енисея). В сб.: Религиозные представления в первобытном обществе. М., 127–130.
Кызласов, Л.Р. 1986: Древнейшая Хакасия. М.
Куннин гукан панмульгван соджан Лобнор, Нуран чхультхопхум 2016 (Археологические находки из окрестностей оз. Лобнор и городища Лоулань в фондах Центрального национального музея Республики Корея). Сеул: Центральный национальный музей Республики Корея (на корейском яз.).
Ласкин, А.Р., Дэвлет, Е.Г., Ульянов, А.А. 2017: Репертуар петроглифов Сикачи-Аляна: ста- тистические данные. В сб.: Тр. V (XXI) ВАС, 606–607.
Леонтьев, Н.В. 1997: Стела с реки Аскиз (образ мужского божества в окуневском изо- бразительном искусстве). В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский (ред.), Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб, 222–236.
Матющенко, В.И. 2006: О северо-западных границах самусьско-окуневской общности. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский, А. Наглер, К.В. Чугунов (ред.), Окуневский сборник. 2. Культура и ее окружение. СПб, 312–321.
Молодин, В.И., Алкин, С.В. 1997: Гумугоу (Синьцзян) в контексте афанасьевской культу- ры. В сб.: Гуманитарные исследования: итоги последних лет: тезисы научной кон- ференции к 35-летию НГУ. Новосибирск, 35–38.
Молодин, В.И., Комиссаров, С.А. 2016: Культура сяохэ. В кн.: А.П. Деревянко (ред.), История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т. 1. Древнейшая и древняя история (по археологическим данным). От палеолита до V в. до н.э. М., 509–512.
ОʹКоннел, М., Эйри, Р. 2007: Знаки и символы: иллюстрированная энциклопедия. М.
Подольский, М.Л. 1987: Окуневские изваяния и оленные камни. В сб.: А.И. Мартынов, В.И. Молодин (ред.), Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск, 127–132.
Bergman, F. 1939: Archeological research in Sinkiang. Stockholm.
Go, U 2012: Archaeological Research on the Societies of the Late Prehistoric Xinjiang. Urumci. (на китайском яз.)
Leontyev, N.V., Kapelʹko, V.F. 2002: Steinstelen der Okunev Kultur. Archäologie in Eurasien. Bd. 13. Berlin.
Qi Xiaoshan, Wang Bo 2008: The Ancient Culture in Xinjiang along the Silk Road. Urumĉi. (на англ. и кит.яз.).
Wieczorek, A., Lind, C. 2007: Ursprünge der Seidenstraβe. Sensationelle Neufunde aus Xinjang, China – Mannheim, 106–133.
Xinjang Institute of Cultural Relicts and Archaeology, Excavation of the Xiaohe Cemetery of Lopnor in 2003. In: Cultural Relicts of Xinjang. 2007. No. 1(85), 1–54 (на китайском яз.).
- Подробности
- Просмотров: 1733
- Подробности
- Просмотров: 1345
Аннотация
Статья посвящена памяти Дэвлет Екатерины Георгиевны – известного ученого, археолога, исследователя памятников древнего наскального искусства. Екатерина Георгиевна всю свою жизнь посвятила изучению и исследованиям петроглифов – неотъемлемой части мирового культурного наследия. Она в составе многих археологических экспедиций участвовала в исследованиях древних наскальных изображений, расположенных на территории Европы, Азии и Америки. Собранные данные позволили провести всесторонний анализ накопленного в мировой практике опыта по документированию петроглифов, факторам разрушения, консервации, вопросам организации охраны, сохранения и использования памятников наскального искусства в качестве туристических объектов. Несколько лет под ее руководством проводились исследования и документирование Пегтымельских петроглифов на Чукотке. Была проделана большая работа в труднодоступной местности, на отвесных скалах, где удалось документировать около 300 плоскостей с древними изображениями. В 2005 г., совместно с Марианной Арташировной Дэвлет – любимой мамой, учителем и ученым с мировым именем, была опубликована объемная монография «Мифы в камне: Мир наскального искусства России», которая объединила всю обширную информацию по памятникам наскального искусства России от эпохи палеолита до этнографической современности. Рассмотрены важные аспекты семантики наскальных изображений и их связь с мифологией, традициями шаманизма и различных языческих культов, участвующих в формировании мировых религий. Книга наполнена прекрасными фотографиями петроглифов со всех концов России, в том числе и уникальными архивными историческими снимками.
Екатерину Георгиевну давно привлекал Дальний Восток с его первозданной природой и самобытной историей, поэтому очередной и важный этап ее научной работы был посвящен исследованиям и работам по сохранению петроглифов Нижнего Амура, где она была бессменным организатором и руководителем научных экспедиций, первооткрывателем новых петроглифов на Сикачи-Аляне, Шереметьево, Кие. Результаты этих работ отражены в многочисленных научных публикациях, в том числе и в соавторстве с ее благодарными учениками.
Ключевые слова
Петроглифы Нижнего Амура, наскальные изображения, Сикачи-Алян, Шереметьево, Кия, река Уссури
Ласкин, А.Р., Дэвлет, Е.Г., Бабаев, А.Л., Судаков, А.И. 2005: Петроглифы Сикачи-Аляна – уникальный памятник древнего наскального искусства на Нижнем Амуре (проблемы сохранения и использования). В сб.: Е.Г. Дэвлет (ред.), Мир наскального искусства. М., 154–162.
Ласкин, А.Р., Дэвлет, Е.Г. 2013: Новые петроглифы на реке Уссури в Хабаровском крае. ПИФК 4 (42), 209–216.
Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р. 2014: К изучению петроглифов Амура и Уссури. КСИА 232, 8–31.
Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р. 2015: Петроглифы Хабаровского края: результаты мониторинга последствий паводка в 2013 году на Амуре и Уссури. Археология, этнография и антропология Евразии 43/4, 94–105.
Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р. 2016: Петроглифы Сикачи-Аляна: мониторинг последствий паводка на Амуре. Археологические открытия 2014. М., 394–396.
Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р., Свойский, Ю.М., Романенко, Е.В. 2017: Документирование ландшафтного контекста и изобразительных особенностей Дальневосточных памятников наскального искусства. В сб.: Тр. V (XXI) ВАС. Барнаул, 93–100.
Ласкин, А.Р., Дэвлет, Е.Г. 2017: Петроглифы Амуро-Уссурийского региона: новые открытия и статистические данные. В сб.: Тр. V (XXI) ВАС. Барнаул, 116–121.
Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р., Пахунов, А.С., Свойский, Ю.М., Романенко, Е.В. 2017: Трехмерное документирование – инструмент передачи иконографических особенностей личин Сикачи-Аляна. В сб.: Тр. V (XXI) ВАС, Барнаул. 346–347.
Ласкин, А.Р., Дэвлет, Е.Г., Ульянов, А.А. 2017: Репертуар петроглифов Сикачи-Аляна: статистические данные. В сб.: Тр. V (XXI) ВАС. Барнаул, 606–607.
Devlet, Е., Laskin, А. 2016: Petroglyphs of Khabarovsk territory: the impact of the 2013 Amur and Ussuri fl ooding. Archaeology, ethnology and anthropology of Eurasia 43/4, 94–105.
Devlet, E., Svoyski, Y., Romanenko, E., Peshkov, A., Peshkov, S., Pakhunov, A., Konakova, E., Timofeeva, A., Yushin, E., Gabdulin, R., Kleymenov, A., Laskin, A. 2017: Three-dimensional polygonal modeling of boulders with petroglyphs for understanding of the function of the Sikachi-Alyan rock art site (Russia). In: Abstract book of the 23rd Annual Meeting of the European Association of Archaeologists, 9.
Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р. 2017: Состояние сохранности петроглифов Сикачи-Аляна: природное и антропогенное воздействие. В сб.: С.В. Батаршев, А.М. Шиповалов (ред.), Археология CIRCUM–PAСIFIC: Памяти Игоря Яковлевича Шевкомуда. Владивосток, 252–265.
Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р., Свойский, Ю.М., Романенко, Е.В., Тимофеева, А.С., Пахунов, А.С. 2017: Трехмерное документирование – инструмент передачи иконографических особенностей личин в наскальном искусстве Дальневосточного региона. В сб.: С.В. Батаршев, А.М. Шиповалов (ред.), Археология CIRCUM–PAСIFIC: Памяти Игоря Яковлевича Шевкомуда. Владивосток, 266–273.
Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р. 2017: Петроглифы на р. Кия в Хабаровском крае. КСИА 249, 167–173.
Devlet, E.G., Laskin, A.R., Pakhunov, A.S., Romanenko, E.V., Svoyski, Yu.M. 2018: Аpplication of surface visualization algorithms in the rock art studies. In: D.A. Gaynullin, G.V. Bulyakova, I.I. Bulyakov, Sh.V. Nafi kov (eds.), Museifi cation of historical and cultural heritage: theory and practice. Materials of the III International Scientifi c Symposium. Ufa, 52–71.
Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р., Пахунов, А.С., Романенко, Е.В., Свойский, Ю.М. 2018: Применение алгоритмов визуализации поверхности при изучении изображений на скалах. В сб.: Д.А. Гайнуллин, Г.В. Булякова, И.И. Буляков, Ш.В. Нафиков (ред.), Музеефикация историко-культурного наследия: теория и практика. Материалы III Международного научного симпозиума. Уфа, 43–52.
Ласкин, А.Р., Дэвлет, Е.Г., Гринько, А.Е., Свойский, Ю.М., Романенко, Е.В. 2018: Новые результаты документирования петроглифов и моделирования сакральных ландшафтов памятников наскального искусства Дальнего Востока. ПИФК 2, 244–255.
Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р., Пахунов, А.С. 2018: Факторы разрушения и проблемы сохранения нижнеамурских петроглифов. ПИФК 2, 25–43.
Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р. 2018: Факторы разрушения Нижнеамурских петроглифов. В сб.: Н.В. Лобанова (ред.), Международная научно-практическая конференция «Древнее наскальное искусство в контексте мирового культурного наследия». Петрозаводск, 28–31.
Devlet, E., Laskin, A. 2018: The destruction factors and issues of preservation of the Lower Amur petroglyphs. В сб.: Н.В. Лобанова (ред.), Международная научно-практическая конференция «Древнее наскальное искусство в контексте мирового культурного наследия». Петрозаводск, 28–31.
- Подробности
- Просмотров: 1938
Аннотация
Статья посвящена гравировкам на фрагменте бивня мамонта из низовий р. Томь в Западной Сибири. Он был найден в 1988 г. при строительных работах на окраине г. Северск и передан в Томский университет, но долгое время оставался вне поля зрения специалистов. По результатам AMS датирования его возраст составляет 13100‒13005 лет. На поверхности предмета изображены четыре двугорбых верблюда со стрелами и ранами в теле и, возможно, антропоморфная фигура. Установлена последовательность их нанесения. Верблюды образуют две пары, обращенные головами друг к другу. Каждая пара может восприниматься и как самостоятельная композиция, и как часть общей композиции на предмете. Пары противопоставленных животных сопоставлены с особенностью естественного поведения верблюдов – поединками самцов в период спаривания. Наиболее важным стилистическим признаком изображений являются серии коротких поперечных линий вдоль контура фигур, передававшие шерсть. Данный прием является характерным для верхнего палеолита Европы, а также представлен в позднем верхнем палеолите Западной Сибири. Проведен сравнительный анализ животных на бивне с рисунками верблюдов в пещерах Южного Урала, в искусстве Южной Сибири и Центральной Азии. Сделан вывод, что в настоящее время изображения верблюдов на бивне с р. Томь являются древнейшими в Азии. Обнаружение данного образа в Западной Сибири согласуется с гипотезой о появлении в позднем верхнем палеолите региона подвижных групп населения с более южных территорий.
Ключевые слова
Западная Сибирь, поздний верхний палеолит, искусство палеолита, бивень мамонта, двугорбый верблюд
Бородко, А.В., Свешников, В.В. (ред.) 2004–2008: Национальный атлас России: в 4 т. М.
Буйновский, Н.А., Хавесон, Я.И. 1953: Первая находка черепа плейстоценового верблюда в Сибири. Бюллетень комиссии по изучению четвертичного периода 19, 79‒81.
Вангенгейм, Э.А. 1977: Палеонтологическое обоснование стратиграфии антропогена Северной Азии (по млекопитающим). М.
Варёнов, А.В. 1995: К уточнению датировки пещерного искусства из Хойт-Цэнкер Агуй, Монголия. В сб.: Наскальное искусство Азии. 1. Кемерово, 17‒18.
Васильев, Е.А. 2004: Культура древнейших обитателей низовий Томи. В кн.: По реке времени. Путеводитель к экспозиции. Северск, 5‒18.
Васильев, С.А. 1990: Поздний палеолит Урала и Зауралья: к вопросу о границах Европейской и Североазиатской зон развития культуры. В сб.: Методология, историография и источники изучения исторического опыта регионального развития: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции. Свердловск, 83‒84.
Васильев, С.А., Абрамова, З.А., Григорьева, Г.В., Лисицын, С.Н., Синицына, Г.В. 2005: Поздний палеолит Северной Евразии: палеоэкология и структура поселений. СПб.
Васильев, С.К. 2016: Новые находки верблюда Кноблоха (Camelus knoblochi Nehring, 1901) на предалтайской равнине. В сб.: Териофауна России и сопредельных территорий. Материалы международного совещания. М., 69.
Веснина, Т. 1995: На месте Северска уже в каменном веке жили интеллектуалы. Томский вестник 96 (30.05), 4.
Дэвлет, Е.Г. 2004: Альтамира: у истоков искусства. М.
Дэвлет, Е.Г., Гуилламет, Э., Пахунов, А.С., Григорьев, Н.Н., Гайнуллин, Д.А. 2018: Предварительные данные об изображении верблюда в зале Хаоса пещеры Шульган-таш (Каповой). Уральский исторический вестник 1 (58), 141‒148.
Дэвлет, Е.Г., Пахунов, А.С., Агаджанян, А.К. 2018а: Пополнение бестиария Каповой пещеры (об изображении верблюда в зале Хаоса). РА 2, 19‒32.
Евтюхова, Л.А. 1948: Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов). Абакан.
Житенев, В.С. 2018: Капова пещера – палеолитическое подземное святилище. М.
Зенин, В.Н. 2002: Основные этапы освоения Западно-Сибирской равнины палеолитическим человеком. Археология, этнография и антропология Евразии 4 (12), 22–44.
Киселев, С.В. 1951: Древняя история Южной Сибири. М.
Кирчо, Л.Б. 2009: Древнейший колесный транспорт на юге Средней Азии. Археология, этнография и антропология Евразии 1 (37), 25–33.
Клементьев, А.М. 2011: Ландшафты бассейна реки Уды (Забайкалье) в позднем неоплейстоцене (по фауне крупных млекопитающих): автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Иркутск.
Кожамкулова, Б.С. 1981: Позднекайнозойские копытные Казахстана. Алма-Ата.
Кондрашев, А.Н. 1996: Кости мамонта на Парусинке. Диалог. Городской еженедельник 47 (320) (21.11), 14.
Королькова, Е.Ф. 2006: Звериный стиль Евразии. Искусство племен Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху (VII–IV вв. до н.э.). Проблемы стиля и этнокультурной принадлежности. СПб.
Кубарев, В.Д. 1999: О некоторых проблемах изучения наскального искусства Алтая. Древности Алтая 4, 186–201.
Кызласов, Л.Р., Леонтьев, Н.В. 1980: Народные рисунки Хакасов. М.
Лещинский, С.В. 1997: Зависимость расселения палеолитического человека от миграций крупных травоядных млекопитающих юго-востока Западно-Сибирской равнины. В сб.: В.М. Подобина (ред.), Эволюция жизни на земле. Материалы I-го международного симпозиума. Томск, 120–121.
Макаров, С.С. 2009: Динамика культурного развития и освоение Западно-Сибирской равнины в позднем плейстоцене. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. Т. 8. Вып. 3, 63–75.
Маликов, Д.Г. 2015: Зоогеографическая характеристика мамонтовой фауны юга Сибири. Вестник Томского государственного университета 398, 233–242.
Маликов, Д.Г. 2015а: Крупные млекопитающие среднего-позднего неоплейстоцена Минусинской котловины, стратиграфическое значение и палеозоогеография: автореф. дис. ... канд. геол.-минерал. наук. Томск.
Мащенко, Е.Н., Шубина, Ю.В., Телегина, С.Н. 2006: Луговское: пейзаж на фоне ледников. Ханты-Мансийск–Екатеринбург.
Молодин, В.И., Черемисин, Д.В. 1999: Древнейшие наскальные изображения плоскогорья Укок. Новосибирск.
Мургабаев, С.С. 2013: Проблемы хронологии и культурных связей ранних петроглифов Каратау. Научное обозрение Саяно-Алтая 1 (5), 52–65.
Мухарева, А.Н. 2007: Сцены с верблюдами в наскальном искусстве Минусинской котловины. АЭАЭ 4 (32), 102‒109.
Ожередов, Ю.И. 1997: К вопросу о позднеплейстоценовой фауне по материалам археологии. В сб.: В.М. Подобина (ред.), Эволюция жизни на земле. Материалылы I-го международного симпозиума. Томск, 126–127.
Ожередов, Ю.И. 2016: Гравированный бивень мамонта из «Парусинки». В сб.: В.В. Бобров (ред.), Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии (проблемы интерпретации и сохранения): материалы международной конференции. Кемерово, 182‒192.
Окладников, А.П. 1967: Утро искусства. Л.
Окладников, А.П. 1971: Искусство эпохи палеолита. В кн.: А.Л. Монгайт, Н.В. Черкасова (ред.), История искусства народов СССР. Т.1. М., 10‒22.
Окладников, А.П. 1972: Центрально-азиатский очаг первобытного искусства (пещерные росписи Хойт-Цэнкер-Агуй (Сэнгри-Агуй, Западная Монголия). Новосибирск.
Петрин, В.Т. 1986: Палеолитические памятники Западно-Сибирской равнины. Новосибирск.
Сарианиди, В.И. 1976: Печати-амулеты мургабского стиля. СА 1, 42‒68.
Сарианиди, В.И. 1989: Протозороастрийский храм в Маргиане и проблема возникновения зороастризма. ВДИ 1, 152–169.
Сарианиди, В.И. 2010: Задолго до Заратуштры. М.
Титов, В.В. 2003: Находка черепа древнего верблюда возле станицы Раздорской. В сб.: А.В. Пономарев (ред.), Историко-культурные и природные исследования на территории Раздорского этнографического музея-заповедника. Вып.1. Ростов-на-Дону, 45–48.
Цейтлин, С.М. 1979: Геология палеолита Северной Азии. М.
Шер, Я.А. 1978: К интерпретации сюжетов некоторых петроглифов Саймалы-Таша. В сб.: В.Г. Луконин (ред.), Культура Востока. Древность и раннее средневековье. Л., 163‒171.
Шер, Я.А. 1980: Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.
Широков, В.Н. 2014: Пещерное палеолитическое искусство Урала и Франко-Кантабрии: опыт сопоставления. В сб.: В.Н. Карманов (ред.), От Балтики до Урала: изыскания по археологии каменного века. Сыктывкар, 69‒88.
Широков, В.Н., Петрин, В.Т. 2013: Искусство ледникового века. Игнатиевская и Серпиевская 2 пещеры на Южном Урале. Екатеринбург.
Шпанский, А.В. 2019: Четвертичные крупные млекопитающие Западно-Сибирской равнины: условия обитания и стратиграфическое значение: автореф. дис. … докт. геол.- минерал. наук. Томск.
Burger, P.A. 2016: The history of Old World camelids in the light of molecular genetics. Tropical Animal Health and Production 48, Issue 5, 905–913.
Clottes, J., Lewis-Williams, D. 1997: Schamanen: Trance und Magie in der Hӧhlenkunst der Steinzeit. Sigmaringen.
Ghirshman, R. 1938: Fouilles de Tépé Sialk près de Kashan I. P.
Larson, G., Fuller, D.Q. 2014: The Evolution of Animal Domestication. The Annual Review of Ecology, Evolution, and Systematics 45, 115–136.
Peters, J., von den Driesch, A. 1997: The two-humped camel (Camelus bactrianus): new light on its distribution, management and medical treatment in the past. J. Zool 242, 651–679.
Pitulko, V.V., Pavlova, E.Y., Nikolskiy, P.A., Ivanova, V.V. 2012: The oldest art of the Eurasian Arctic: personal ornaments and symbolic objects from Yana RHS, Arctic Siberia. Antiquity 86, 642–659.
Plassard, M-O., Plassard, J. 1995: Visiter la grotte du Rouffignac. Bordeaux.
Sher, Ja. A., Blednova, N., Legshilo, N., Smirnov, D. 1994: Siberie du Sud 1: Oglakhty I–III (Russie, Khakassie). P.
Titov, V.V. 2008: Habitat conditions for Camelus knoblochi and factors in its extinction. Quaternary International 179, Issue 1 (March), 120‒125.
- Подробности
- Просмотров: 1445
Аннотация
Статья посвящена проблемам сохранения подземной среды уникального памятника истории природы и культуры – Игнатиевской пещеры. В ней сохранились наскальные рисунки, возраст которых, согласно результатам предшествующих научных исследований, более 10 тысяч лет. Изобразительный ансамбль включает фигуры животных (мамонт и лошадь преобладают), фантастических и композитных созданий, антропоморфных существ и нефигуративные мотивы. Раскопками в различных местах пещеры выявлен слой посещения верхнепалеолитического возраста с каменными изделиями, охрой и украшениями. Однако рисунки ледникового века сильно деградировали из-за неконтролируемого потока многочисленных посетителей за время, прошедшее от открытия росписей в 1980 г. Иногда в летние дни пиковых нагрузок пещеру посещали до тысячи туристов. Стены и своды карстовой полости густо покрыты копотью и современными граффити, иногда прямо поверх древних изображений, во многих местах имеются следы механических повреждений, на полу и скальной основе огромное количество плесневых грибов, угрожающих красочным фигурам дальнейшим разрушением. Специалистами академических институтов УО РАН создана программа фундаментальных и прикладных научных исследований Игнатиевской пещеры. Программа направлена, в первую очередь, на установление диагноза протекающих негативных процессов в подземной полости и разработку мер «лечения» комплексной среды этого уникального памятника. Реализация этих мер позволит остановить разрушение палеолитических изображений, и, быть может, их реставрировать. В дальнейшем, после осуществления эффективных действий по оздоровлению всех структурных элементов состояния подземной среды Игнатиевской пещеры, она может быть включена в туристическую инфраструктуру уральского региона.
Ключевые слова
Южный Урал, Игнатиевская пещера, искусство ледникового века, проблемы сохранения.
Дублянский, Ю.В., Широков, В.Н. 2017: Пещерные рисунки ледникового века. GEO 12, 36–51.
Дэвлет, Е.Г. 2004: Альтамира: у истоков искуства. М.
Петрин, В.Т. 1992: Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале. Новосибирск.
Широков, В.Н., Петрин В.Т. 2013: Искусство ледникового века. Игнатиевская и Серпиевская 2 пещеры на Южном Урале. Екатеринбург.
Bhan, P.G. 2016: Палеолитическое наскальное искусство: история открытия и признания феномена. Уральский исторический вестник 4 (53), 6–14.
Scelinskij, V.E., Širokov, V.N. 1999: Hohlenmalerei im Ural. Kapova und Jgnatievka. Die altsteinzeitlichen Bilderholen im Sudlichen Ural. Sigmaringen.
- Подробности
- Просмотров: 1657
Аннотация
Данная статья знакомит с новыми наскальными изображениями, обнаруженными на территории Баткенской области (предгорья Ферганской долины) в Кыргызстане, в ущелье Гавян. Это местонахождение можно условно разделить на два пункта, названных Гавян I и II, что обусловлено наличием двух небольших групп наскальных изображений, расположенных недалеко друг от друга. Некоторые из них обладают вполне типичными сюжетно-стилистическими особенностями, характерными для средневековья, а именно схематичные изображения козлов, тамги. Другие не находят однозначных аналогий на рассматриваемой и сопредельных территориях. Тем не менее одно изображение быка по некоторым стилистическим характеристикам, как, например, манера передачи ног, рогов может быть отнесено, предположительно, к эпохе бронзы.
В статье даны результаты трехмерной визуализации некоторых наскальных изображений и их фрагментов в разных масштабах. Выбор этой методики фиксации петроглифов обусловлен плохой сохранностью отдельных изображений, связанной с антропогенным фактором: цветные графитти настолько плотно заполняют поверхность с наскальными изображениями, что даже разглядеть некоторые из них не представляется возможным. Кроме того, представлены результаты трасологического исследования новых петроглифов ущелья Гавян. При сопоставлении данных о «пустынном» загаре и технологических особенностях серии наскальных изображений пункта Гавян I было установлено, что на первый взгляд стилистически вполне однородные петроглифы не принадлежат одному и тому же изобразительному пласту. Кроме того, в статье затрагивается вопрос о степени аутентичности некоторых петроглифов этого пункта.
Ключевые слова
Киргизия, ущелье Гавян, наскальное искусство, петроглифы, технология, трасология наскального искусства.
Акматов, К.Т. 2008: Петроглифы Орнока. В сб.: В.А. Кольченко, Ф.Г. Ротт (ред.), Материалы и исследования по археологии Кыргызстана 3. Бишкек, 11–18.
Аманбаева, Б.Э., Дэвлет, Е.Г. 1999: Петроглифы Сулайман-Тоо. В сб.: В.М. Массон (ред.), Новое о древнем и средневековом Кыргызстане 2. Бишкек, 6–13.
Аманбаева, Б.Э., Сулайманова, А.Т., Жолдошев, Ч.М. 2009: Наскальное искусство Кыргызстана (историографический аналитический обзор). Бишкек.
Кубарев, В.Д. 2010: Петроглифы Калбак-Таша I (Российский Алтай). Новосибирск.
Кубарев, В.Д., Цэвээндорж, Д.Э., Якобсон, Э. 2005: Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура. Новосибирск–Улан-Батор–Юджин.
Малтаев, К.Ж. 2000: Сулайман-Тоо – древнейший поднебесный храм Центральной Азии. Ош.
Новгородова, Э.А. 1984: Мир петроглифов Монголии. М.
Ранов, В.А. 2016: Бегущие по скалам: Наскальные рисунки Памира. Душанбе.
Рогожинский, А.Е., Аубекеров, Б.Ж., Сала, Р. 2004: Памятники Казахстана. В сб.: А.Е. Рогожинский (ред.), Памятники наскального искусства Центральной Азии. Алма-Ата, 45–92.
Табалдиев, К.Ш. 2011: Древние памятники Тянь-Шаня. Бишкек.
Ташбаева, К.И. 1999: Новые исследования Саймалы-Таша. В сб.: В.М. Массон (ред.), Новое о древнем и средневековом Кыргызстане 2. Бишкек, 113–118.
Ташбаева, К.И. 2004: Памятники Кыргызстана. В сб.: А.Е. Рогожинский (ред.), Памятники наскального искусства Центральной Азии. Алма-Ата, 95–105.
Худяков, Ю.С., Табалдиев, К.Ш. 1999: Петроглифы Кара-Тоо. В сб.: В.М. Массон (ред.), Новое о древнем и средневековом Кыргызстане 2. Бишкек, 14–21.
Цзяньлинь, В. 2015: Выражение религиозных верований и практик в наскальных изображениях (на материалах религиозных традиций Северо-Восточного Китая): дисс. на соис. уч. степ. канд. философ. наук. Благовещенск.
Шер, Я.А. 1980: Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.
- Подробности
- Просмотров: 1561
Аннотация
В статье дан первый опыт исследования образа собаки в наскальном искусстве Южной Сибири и Монголии (эпоха бронзы и скифское время). Обозначена сложность в определении видовой принадлежности изображений семейства канисовых и выделены изобразительные признаки для решения этой проблемы. Анализ памятников наскального искусства, а также мелкой пластики позволил заключить, что это возможно сделать по материалам петроглифов, благодаря включению образа собаки в композиции. Отмечена вероятность изображения конкретных пород древних собак, существовавших у народов тайги и лесостепи северной периферии Центральной Азии. Итогом исследования являются выводы о поразительной популярности этого образа в искусстве Монголии, Саяно-Алтая и Среднего Енисея; о принадлежности изображений исключительно композициям; о преимущественном месте собак в производственных сценах. Замечено, что, начиная с эпохи бронзы, довольно многочисленны изображения собак в наскальном искусстве Центральной Азии, где они представлены в ярких динамичных сценах. Анализ памятников наскального искусства Среднего Енисея, Алтая-Саянского нагорья и Монголии, позволяет сделать вывод о наибольшей популярности этого образа в наскальном творчестве населения монгольских степей. На петроглифах Саяно-Алтая и в искусстве населения Среднего Енисея он встречается реже. Изображения собак (персонажа «второго плана»), нередко включены в качестве активных участников, помощников человека, также в мифологические композиции и бытовые сцены. В зависимости от этого следует воспринимать смысловое значение образа. Требует объяснения отсутствие изображений собак в неолитическое время обозначенного субрегиона и исследование хронологической принадлежности этих изображений на петроглифах Сибири и Центральной Азии.
Ключевые слова
Собака, искусство скифского периода, звериный стиль, петроглифы, Южная Сибирь, Монголия, эпоха бронзы и скифская эпоха, эпоха ранних кочевников.
Богданов, Е.С. 2006: Образ хищника в пластическом искусстве кочевых народов Центральной Азии (скифо-сибирская художественная традиция). Новосибирск.
Грач, А.Д. 1980: Древние кочевники в центре Азии. М.
Деревянко, А.П., Петрин, В., Цэвээндорж, Д., Мыльников, В.П. 2008: Святилище с наскальными рисунками Баянлиг хад в Монголии. Новосибирск.
Дэвлет, Е.Г., Дэвлет, М.А. 2005: Мифы в камне. М.
Дэвлет, М.А. 1976: Большая Боярская писаница. М.
Дэвлет, М.А. 1998: Петроглифы на дне Саянского моря. М.
Дэвлет, М.А. 2013: Утес под Енисеем. К юбилею Николая Владимировича Леонтьева. Научное обозрение Саяно-Алтая 1 (5), 17–27.
Ковалева, О.В. 2013: Рисунки на плитах и стелах кургана Барсучий Лог. Научное обозрение Саяно-Алтая 1(5), 91-112.
Кубарев, В.Д. 2010: История изучения святилища Калбак-Таш (республика Алтай). Древности Сибири и Центральной Азии 3 (15), 44–60.
Кубарев, В.Д. 2007: Палеоэкономика населения монгольского Алтая (по петроглифам и этнографическим источникам). В сб.: В.Е. Ларичев (ред.), Алтае-Саянская горная страна и соседние территории в древности. Новосибирск, 275–285.
Кубарев, В.Д., Черемисин, Д.В. 1987: Волк в искусстве и верованиях кочевников Центральной Азии. В сб.: И.Н. Гемуев, А.М. Сагалаев (ред.), Традиционные верования и быт народов Сибири. Новосибирск, 98–117.
Кубарев, В.Д., Цэвээндорж, Д., Якобсон, Э. 2005: Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). Новосибирск–Улан-Батор–Юджин.
Кубарев, Г.В. 2012: Петроглифы Сырнах-Гозы. В сб.: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы итоговой сессии ИаиЭ СО РАН. XVIII. Новосибирск, 195–199.
Кузнецов, Н.А. 1998: Погребение собак на среднем Енисее как археологический источник: автореф. на соиск. уч. степ. канд. ист. н. Новосибирск.
Миллер, А.А. 1922: Изображения собак в древностях Кавказа. Известия Российской академии истории материальной культуры II, 287–324.
Моор, Н.Н. 2017: Изображения волка в декоре тагарских ножей и оружия. Вестник Новосибирского государственного университета 16-7, 106–116.
Новиков, А.В. 1995: Погребения собак в материалах новосибирского варианта кулайской культуры (к вопросу интерпретации). В сб.: В.И. Молодин (ред.), Археология вчера, сегодня, завтра. Новосибирск, 63–71.
Новиков, A.B. 1997: Собаки в системе питания населения Азии. В сб.: Л.М. Кадырова, Н.А. Томилов (ред.), Интеграция археологических и этнографических исследований. Материалы V Всероссийского научного семинара, посвященного 155-летию со дня рождения Н.М. Ядринцева. Омск–Уфа, 112–115.
Окладников, А.П., Запорожская, В.Д. 1969: Петроглифы Забайкалья. Ч.1. Л.
Окладников, А.П., Окладникова, Е.А., Запорожская, В.Д., Скорынина, Э.А. 1979: Петроглифы долины реки Елангаш (юг Горного Алтая). Новосибирск.
Переводчикова, Е.В. 1994: Язык звериных образов. Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. М.
Савинов, Д.Г. 1980: Изображения собак на оленных камнях. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Материалы I Всесоюзной археологической конференции. Кемерово, 319– 328.
Сергин, В.Я. 1971: Об одной гипотезе одомашнения собаки. Советская археология 1, 195– 200.
Советова, О.С. 1987: Сюжет с великанами на скалах Тепсея. В сб.: А.И. Мартынов, В.И. Молодин (ред.), Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск, 173–176.
Цалкин, В.И. 1970: Домашняя собака в неолите Забайкалья. В сб.: В.Е. Ларичев (ред.), Сибирь и ее соседи в древности 3. Новосибирск, 191–194.
Шер, Я.А. 1980: Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.
Kubarev D., Jakobson, E. 1996: Sibérie du sud 3: Kalbak-Tash I (Republique de l’Altai). Repertoire des Petroglyphes d’Asie Centrale. Fascicule №3. Paris.
- Подробности
- Просмотров: 1556
Аннотация
Памятник Боярин-6 расположен на о. Русский (Приморский край). В результате его исследования выявлены материалы эпохи палеометалла (янковская культура), раннего этапа зайсановской культуры позднего неолита и бойсманской культуры среднего неолита. Большая часть артефактов бойсманской культуры располагалась в раковинной куче. На памятнике получена коллекция растительных макроостатков: карпоидов (семена и плоды растений) и древесины из слоев бойсманской культуры. Особые тафономические условия раковинных куч способствуют хорошей сохранности костных останков животных (рыб, млекопитающих и пр.), орудия, изготовленные из кости, но при этом растительные макроостатки практически отсутствуют, поэтому работа с археоботаническим материалом из отложений памятника Боярин-6 была сосредоточена исключительно на карбонизированных макроостатках. Анализу подвергнуты материалы из раскопок 2013 г. Получено 82 флотационные пробы. Видовое определение извлеченных карпоидов осуществлялось на основе морфологических особенностей, присущих семенам и плодам растений, относящимся к разным таксонам. Показатели насыщенности археоботаническими остатками для памятника Боярин-6 отличаются чрезвычайно низкими значениями. Со временем образования культурных отложений бойсманской археологической культуры уверенно соотносится лишь 13 экз. Три семени удалось надежно идентифицировать до рода: два из них отнесено к одному виду фиалки (Violas p.), еще одно идентифицировано как принадлежащее мари (Chenopodium sp.). Четыре семени идентифицированы с меньшей степенью уверенности и только до семейства: осоковое растение (cf. Cyperaceae), семейства маревые (Chenopodiaceae), семейства бобовые (cf. Fabaceae), зерновка злака (Graminaceae). Исходя из ее размеров и морфологии можно уверенно говорить о ее принадлежности к дикой, а не культурной флоре. Археоботанические исследования подтвердили низкое содержание остатков растений в отложениях раковинных куч бойсманской культуры. Это может объясняться повышенной скоростью формирования таких отложений.
Ключевые слова
Археология Дальнего Востока, археологический памятник Боярин-6, средний неолит (бойсманская культура), поздний неолит (ранний этап зайсановской культуры), ранний железный век (янковская культура), раковинная куча, археоботанические исследования, фиалка и марь.
Артюшенко, З.Т. 1990: Атлас по описательной морфологии высших растений: Семя. Л.
Бобровский, М.В. 2010: Лесные почвы Европейской России: биотические и антропогенные факторы формирования. М.
Вострецов, Ю.Е. (ред.) 1998: Первые рыболовы в заливе Петра Великого. Природа и древний человек в бухте Бойсмана. Владивосток.
Колдаева, М.Н., Нестерова, С.В., Пшенникова, Л.М.:2013: 100 мгновений весны. Владивосток.
Лебедева, Е.Ю. 2008: Археоботаническая реконструкция древнего земледелия (методические критерии). В сб.: А.П. Бужилова (ред.), OPUS: Междисциплинарные исследования в археологии 6. М.,86–109.
Лебедева, Е.Ю. 2009: Рекомендации по сбору образцов для археоботанического анализа. В сб.: Е.Н. Черных (ред.), Аналитические исследования лаборатории естественнонаучных методов 1, 258–267.
Ли Кёна, 2005: Переосмысление точки зрения о «земледелии» неолитического времени, основанного на материале растений. Изучение неолита Кореи 10, 27–49 (на корейск. яз.).
Лю Чанцзян, Цзинь Гуйюань, Кун Чжаочэнь 2008: Чжи у каогу: чжунцзыхэгошияньцзю (Археоботаника – изучение семян и плодов). Пекин (на кит.яз.).
Попов, А.Н., Лазин, Б.В. 2010: Охранные археологические исследования на федеральных стройках в г. Владивосток. В сб.: Д.Л. Бродянский (ред.), Мустье Забайкалья, загадочные догу и другие древности Тихоокеанских стран. Тихоокеанская археология 18. Владивосток, 120–151.
Попов, А.Н., Лазин, Б.В. 2011: Археологические исследования на острове Русский в 2010– 2011 годах. В сб.: Д.Л. Бродянский (ред.), Тихоокеанская археология 20. Владивосток, 118–126.
Попов, А.Н., Лазин, Б.В. 2012: Многослойный памятник Боярин-6 на острове Русский во Владивостоке. В сб.: Д.Л. Бродянский (ред.), Древности Азии и Америки. Тихоокеанская археология 22. Владивосток, 138–153.
Попов, А.Н., Чикишева, Т.А, Шпакова, Е.Г. 1997: Неолит южного Приморья (бойсманская археологическая культура). Новосибирск.
Сергушева, Е.А. 2008: Использование растительных ресурсов населением Приморья в эпоху неолита – раннего металла (по археоботаническим данным поселений): автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб.
Сергушева, Е.А. 2011: Археоботанические исследования в Приморье: результаты и перспективы. В сб.: В.А. Лынша, В.Н. Тарасенко (ред.), Актуальные проблемы археологии Сибири и Дальнего Востока. Уссурийск, 82–90.
Сергушева, Е.А. 2013: Археоботаника: теория и практика. Владивосток.
Сергушева, Е.А., Пискарева, Я.Е. 2007: Семена и плоды растений из жилища № 2 могильника Чернятино-5. В кн.: Ю.Г. Никитин, Чжун Сук-Бэ, Я.Е. Пискарева. Археологические исследования на могильнике Чернятино 5 в Приморье в 2006 г. Сеул.
Behre, K.-E. 2008: Collected seeds and fruits from herbs as prehistoric food. Vegetation History and Archaeobotany 17, 65–73.
Gremillion, K.J. 2004: Seed processing and the origins of food production in Eastern North America. American Antiquity 69 (2), 215–233.
Lopez, L.M., Capparelli, A., Nielsen, A.E. 2011: Traditional post-harvest processing to make quinoa grains (Chenopodium quinoa var.quinoa) apt for consumption in Northern Lipez (Potosi, Bolivia): ethnoarchaeological and archaeobotanical analyses. Archaeological and Anthropological Sciences 3, 49–70.
Rösch, M., Fisher, E., Märkle, T. 2005: Human diet and land use in the time of the Khans – archaeobotanical research in the capital of the Mongolian Empire, Qara Qorum, Mongolia. Vegetation history and archaeobotany 14, 485–492.
Stokes, P., Rowley-Conwy, P. 2002: Iron age cultigens? Experimental return rates for fat hen (Chenopodium album L.). Environmental Archaeology 7, 95–99.
- Подробности
- Просмотров: 1517
Аннотация
В статье дается подробный и, по сути дела, первый системный анализ гравировок на каменных плитах из могильника Тас-Хазаа на юге Хакасии (ранний этап окуневской культуры, приблизительно 25–23 вв. до н.э.). Представленные среди них отдельные геометрические фигуры – квадраты и прямоугольники – трактуются как изображения культовых построек – своего рода «Домов духов», а многочисленные антропоморфные фигуры – как изображения самих духов, «божеств» или душ умерших (?). Проведена первичная классификация этих рисунков с выделением трех групп персонажей, отличающихся по характеру движения, позам и атрибутике, но связанных стилистическим единством исполнения: условно «летящие» (души умерших?), «танцующие» (исполнители обрядов) фигуры и отдельные зооантропоморфные изображения – «шагающие» фигуры (маскоиды). Высказывается предположение о принадлежности их к различным категориям в иерархии обожествленных (сакрализованных) персонажей, сопровождавших покойного в потусторонний мир. Вслед за Н.В. Леонтьевым и Э.Б. Вадецкой определены и конкретизированы характерные особенности тас-хазинского стиля как отдельного пласта в развитии окуневской изобразительной традиции. Кратко рассмотрены изображения тас-хазинского стиля на других примерах изобразительной деятельности на Енисее (наскальные образы, каменные изваяния, рисунки на керамике). Прослеживается участие изображений тас-хазинского стиля в дальнейшем развитии окуневского искусства, но не с позиции эволюции стиля, а с точки зрения одного из образующих его компонентов. В качестве аналогий к ним приводятся красочные и гравированные изображения на стенках каменных ящиков из могильника Каракол на Горном Алтае, другие изображения каракольской культуры, а также их более северные (рисунки на керамике из поселения Самусь IV) и более южные (в Туве – петроглифы Мугур-Саргола и др.) параллели. На этом основании делается вывод о существовании единой культурно-исторической общности, для которой были характерны произведения тас-хазинского стиля.
Ключевые слова
Окуневская культура, гравировки, ритуальные постройки, обряд, антропоморфные изображения, стиль, общность.
Анисимов, А.Ф. 1995: Религия эвенков. М.–Л.
Боковенко, Н.А. 2000: Солярная символика и крест в окуневском искусстве. В сб.: Я.А. Шер (ред.), Труды Международной конференции по первобытному искусству. 2. Кемерово, 56–59.
Вадецкая, Э.Б. 1980: Изваяния окуневской культуры. В кн.: Э.Б. Вадецкая, Н.В. Леонтьев, Г.А. Максименков, Памятники окуневской культуры. Л., 37–87.
Головнев, А.В. 2009: Антропология движения. Екатеринбург.
Горячев, А.А., Егорова, Т.А. 2011: Художественное своеобразие и семантический образ «солнцеголовых» эпохи бронзы урочища Тамгалы в свете материалов письменной и изобразительной традиции древних цивилизаций. История и археология Семиречья 4. Алматы, 27–47.
Дэвлет, Е.Г., Пахунов, А.С., Дэвлет, М.А. 2016: О документировании плит Каракола: изображения быкоголовых и их детали. В сб.: В.В. Бобров (ред.), Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии. Проблемы интерпретации и сохранения. Кемерово, 94–97.
Дэвлет, М.А. 1997: О солярных знаках, «солнцерогих» и «солнцеголовых» в наскальном искусстве. Наскальное искусство Азии 2, 11–17.
Есин, Ю.Н. 2008: «Солнцеголовые» изображения в раннеокуневском искусстве Минусинской котловины. В сб.: Д.Г. Савинов, О.С. Советова (ред.). Тропою тысячелетий. К юбилею М.А. Дэвлет. Труды САИПИ. IV. Кемерово, 81–98.
Кубарев, В.Д. 1986: О локальном варианте окуневской культуры на Алтае. В сб.: Ю.Ф. Кирюшин (ред.), Скифская эпоха Алтая. Тезисы докладов конференции. Барнаул, 102–104.
Кубарев, В.Д. 1988: Древние росписи Каракола. Барнаул.
Кубарев, В.Д. 2009: Памятники каракольской культуры Алтая. Новосибирск.
Кубарев, В.Д. 2013: Загадочные росписи Каракола. Новосибирск.
Кызласов, Л.Р. Древнейшая Хакасия. М.
Лазаретов, И.П. 1997: Окуневские могильники в долине реки Уйбат. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский (ред., сост.), Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб, 19–64.
Леонтьев, Н.В. 1978: Антропоморфные изображения окуневской культуры (проблемы хронологии и семантики). В сб.: В.Е. Ларичев (ред.), Сибирь, Центральная и Восточная Азия в древности. Неолит и эпоха металла (История и культура Востока Азии). Новосибирск, 89–189.
Леонтьев, Н.В. 1985: Писаницы устья р. Кантегир. В сб.: В.Е. Ларичев, Н.Г. Велижанина (ред.), Рериховские чтения. 1984 г. К 110-летию Н.К. Рериха и 80-летию С.Н. Рериха. Материалы конференции. Новосибирск, 168–179.
Леонтьев, Н.В., Капелько, В.Ф., Есин, Ю.Н. 2006: Изваяния и стелы окуневской культуры. Абакан.
Липский, А.Н. 1961: Новые данные по афанасьевской культуре. В сб.: В.И. Шунков (ред.), Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 269–278.
Липский, А.Н. 1969: Американоиды на Енисее. В сб.: А.П. Дульзон (ред.), Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 155–159.
Липский, А.Н. 1970: К вопросу о семантике солнцеобразных личин Енисея. Сибирь и ее соседи в древности. Древняя Сибирь 3, 163–173.
Липский, А.Н., Вадецкая, Э.Б. 2006: Могильник Тас-Хазаа. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский, А. Наглер, К.В. Чугунов (ред.), Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб., 9–52.
Максименков, Г.А. 1975: Окуневская культура: автореф. … докт. ист. наук. Новосибирск.
Максименков, Г.А. 1980: Могильник Черновая VIII – эталонный памятник окуневской культуры. В кн.: Э.Б. Вадецкая, Н.В. Леонтьев, Г.А. Максименков (ред.), Памятники окуневской культуры. Л., 3–26.
Маточкин, Е.П. 2004: Антропоморфные персонажи Зеленого озера. Археология и этнография Алтая 2, 26–37.
Михайлов, Ю.И. 2001: Мировоззрение древних обществ юга Западной Сибири. Эпоха бронзы. Кемерово.
Молодин, В.И. 2006: Каракольская культура. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский, А. Наг лер, К.В. Чугунов (ред.), Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб., 273–282.
Паульс, Е.Д. 1997: Два окуневских памятника на юге Хакасии. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л.
Подольский (ред. и сост.), Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 123–127.
Поляков, А.В., Святко А.В. 2009: Радиоуглеродное датирование археологических памятников неолита – начала железного века Среднего Енисея: обзор результатов и новые данные. Теория и практика археологических исследований 5, 20–56.
Пяткин, Б.Н. 1980: Ранние петроглифы Шалаболинских скал. Археология Южной Сибири. Известия лаборатории археологических исследований (ИЛАИ) 11, 27–44.
Пяткин, Б.Н., Мартынов, А.И. 1985: Шалаболинские петроглифы. Красноярск.
Савинов, Д.Г. 1997: К вопросу формирования окуневской изобразительной традиции. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский (ред. и сост.), Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 202–212.
Савинов, Д.Г. 2006: О выделении стилей и иконографических групп изображений окуневского искусства. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский, А. Наглер, К.В. Чугунов (ред.), Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб., 157–190.
Савинов, Д.Г., Подольский, М.Л., Наглер, А., Чугунов, К.В. (ред.) 2006: Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб.
Советова, О.С. 2005: «Язык жестов» в наскальном искусстве. В сб.: Е.Г. Дэвлет (ред.), Мир наскального искусства. М., 237–241.
Советова, О.С., Миклашевич Е.А. 1999: Хронологические и стилистические особенности Среднеенисейских петроглифов (по итогам работы Петроглифического отряда Южносибирской археологической экспедиции КемГУ). Археология, этнография и музейное дело. ИЛАИ 19, 47–74.
Соколова, Л.А. 2004: Методика работы с сериями изображений – «концентрация по выделенному признаку» (на примере окуневского искусства). В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. Материалы тематической научной конференции. СПб., 240–245.
Суразаков, А.С., Ларин, О.В. 1994: К семантике каракольских писаниц. В сб.: В.А. Коснеев, А.С. Суразаков (ред.), Археологические и фольклорные источники по истории Алтая. Горно-Алтайск, 31–38.
Хлобыстина, М.Д. 1971: Древнейшие южносибирские мифы в памятниках окуневского искусства. В сб.: Р.С. Васильевский (ред.), Первобытное искусство. Новосибирск, 165–180.
Хлобыстина, М.Д. 1973: Происхождение и развитие культуры ранней бронзы Южной Сибири. СА 1, 24–38.
Хлобыстина, М.Д. 1979: Культура раннескотоводческих племен бассейна Абакана. Археология Южной Сибири. ИЛАИ 10, 36–46.
Шер, Я.А. 1980: Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.
Шер, Я.А. 2004: Стиль в первобытном искусстве. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.). Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. Материалы тематической научной конференции. СПб., 9–13.
Leontev, N., Kapelko, V. 2002: Steinstellender Okunev-Kultur. Archäologie in Eurasien 13. Mainz.
- Подробности
- Просмотров: 1464
Аннотация
Статья посвящена одной группе необычных антропоморфных персонажей, выявленных на скалах и плитах курганов Минусинской котловины. У этих фигур намеренно выделены кисти рук, иногда преувеличенных размеров. Такие изображения встречаются с эпохи бронзы до этнографического времени. В целом изображения рук с пальцами являются универсальными и отражены в искусстве многих народов. К настоящему времени в репертуаре наскального искусства обширного ареала выделено уже несколько сюжетов с антропоморфными персонажами, у которых преднамеренно выделена отрытая пятерня. Среди них сюжет с персонажем, показанным с поднятой вверх рукой, на которой прорисованы пальцы, рядом с животным или в позе совокупления с ним (так называемый «священный брак»); сюжет с персонажем, которого отождествляют с богом-громовиком, руки которого имеют размеры, во много раз превосходящие натуральные, и др. В наскальном искусстве Минусинской котловины авторами выделено еще два сюжета с пятипалыми персонажами тесинского и этнографического времени. Первый связан с идеей «перехода» в иной мир, в нем, помимо крупных пятипалых фигур, присутствуют более мелкие антропоморфы, а также изображение зеркала на ручке. В другом сюжете этнографического времени отображено путешествие всадника – «культурного героя», который встречается с группой пятипалых «пузатых» персонажей (изображенных на одной плоскости – один эпизод), а затем (следующий эпизод на соседней плоскости) – с двухголовым чудовищем, у которого, помимо длинных пятипалых рук, присутствуют зоо- и антропоморфные, а также мужские и женские признаки. Подобные сюжеты были популярны в эпосе народов Южной Сибири, своими корнями они уходят в далекую древность.
Ключевые слова
Петроглифы, Минусинская котловина, сюжеты с пятипалыми персонажами, семантика.
Алексеенко, Е.А. 2001: Мифы, предания, сказки кетов. М.
Вайнштейн, С. И. 1961: Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М.
Голан, А. 1993: Миф и символ. М.
Грязнов, М.П., Комарова, М.Н. 2006: Сыда V – могильник окуневской культуры. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский (ред.), Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб., 82–95.
Дьяконова, В.П. 1984: Этнические и историко-культурные связи народов Южного Алтая и Тувы. В сб.: В.И. Матющенко, Н.А. Томилов (ред.), Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 21–25.
Дэвлет, М.А. 1976: Большая боярская писаница. М.
Дэвлет, Е.Г., Дэвлет, М.А. 2005: Мифы в камне. Мир наскального искусства России. М.
Ермоленко, Л.Н., Советова, О.С. 2009: О «фертообразных» воинских изображениях рёлкинской культуры. В сб.: А.П. Деревянко, В.И. Молодин (ред.), Проблемы археологии и истории Северной Евразии. Новосибирск, 82–88.
Есин, Ю.Н. 2016: Петроглифы окуневской культуры на севере Хакасии. Научное обозрение Саяно-Алтая 1 (13), 85–124.
Есин, Ю.Н. 2017: Наскальные изображения Оглахты. Альбом. Абакан.
Завитухина, М.П. 1979: Сарагашенский этап. В кн.: Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. Новосибирск, 54–70.
Иванов, С.В. 1970: Скульптура народов Севера Сибири XIX – первой половины XX в. Л.
Кашаев, С.В. 2008: Серия надгробных памятников поселения Вышестеблиевская-11. В сб.: Д.Г. Савинов, В.Н. Седых, В.И. Беляева, Н.А. Лазаревская (ред.), Случайные находки: хронология, атрибуция, историко-культурный контекст. СПб., 128–132.
Керлот, Х. Э. 1994: Словарь символов. М.
Ковалева, О.В. 2011: Наскальные рисунки эпохи поздней бронзы Минусинской котловины. Новосибирск.
Ковалева, О.В. 2013: Рисунки на плитах и стелах кургана Барсучий лог. Научное обозрение Саяно-Алтая 1(5), 91–112.
Кубарев, В.Д. 1988: Древние росписи Каракола. Новосибирск.
Кубарев, В.Д. 1990: Периодизация петроглифов Калбак-Таша (Горный Алтай). В сб.: М.А. Дэвлет (ред.), Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 154.
Кубарев, В.Д. 2002: Наскальное искусство Алтая. Горно-Алтайск.
Кубарев, В.Д. 2009: Петроглифы Шивээт-Хайрхана (Монгольский Алтай). Новосибирск.
Кубарев, В.Д., Маточкин, Е.П. 1992: Петроглифы Алтая. Новосибирск.
Кузьмин, Ю.Н. 2011: Погребальные памятники хунно-сяньбийского времени в степях Среднего Енисея: Тесинская культура. СПб.
Кызласов, Л.Р. 1971: Хакасская археологическая экспедиция 1969 года. Учёные записки Хакасского НИИЯЛИ 3 (XVI), 173–177.
Кызласов, Л.Р., Леонтьев, Н.В. 1980: Народные рисунки хакасов. М.
Леонтьев, Н.В. 1985: Писаницы устья р. Кантегир. В сб.: В.Е. Ларичев (ред.), Рериховские чтения. Новосибирск, 168–179.
Липский, А.Н. 1970: К вопросу о семантике солнцеобразных личин Енисея. В сб.: В.Е. Ларичев (ред.), Сибирь и ее соседи в древности 3. Новосибирск, 167–173.
Липский, А.Н., Вадецкая А.Б. 2006: Могильник Тас Хазаа. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский (ред.), Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб., 9–53.
Лубо-Лесниченко, Е.И. 1975: Привозные зеркала Минусинской котловины. К вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири. М.
Марсадолов, Л.С. 2010: Большой Салбыкский курган в Хакасии. Абакан.
Марр, Н.Я. 1936: Избранные работы: в 5 т. Т. 2. Основные вопросы языкознания. М.–Л.
Миклашевич, Е.А., Ожередов, Ю.И. 2008: Фотографии сибирских писаниц в наследии А.В. Адрианова. В сб.: Д.Г. Савинов, О.С. Советова (ред.), Тропою тысячелетий (труды САИПИ). IV Кемерово, 156–188.
Мургабаев, С.С. 2013: Проблемы хронологии и культурных связей ранних петроглифов Каратау. Научное обозрение Саяно-Алтая 1, 52–65.
Погожева, А.П., Кадиков, Б.Х. 1979: Могильник эпохи бронзы у поселка Озерного на Алтае. В сб.: А.П. Погожева (ред.), Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 80–85.
Пшеницына, М.Н., Пяткин Б.Н. 2006: Могильник Тас Хазаа. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский (ред.), Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб., 82–95.
Пяткин, Б.Н., Мартынов, А.И. 1985: Шалаболинские петроглифы. Красноярск.
Пяткин, Б.Н., Советова, О.С., Миклашевич, Е.А. 1995: Петроглифы Оглахты V (публикация коллекции). В сб.: В.В. Бобров (ред.), Древнее искусство Азии. Петроглифы. Кемерово, 86–95.
Рон, М. 2001: Мифология зеркала. В сб.: Л.А. Морева (ред.), Интеллект, воображение, интуиция: мифологический и художественный опыт 11. СПб., 72–86.
Русакова, И.Д. 2016: К вопросу о датировке петроглифов раннего железного века (на примере петроглифов Боярского хребта в Хакасии). В сб.: В.В. Бобров (ред.), Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии (проблемы интерпретации и сохранения). Кемерово, 173–181.
Рыгдылон, Э.Р. 1959: Писаницы близ озера Шира. СА ХХIХ–ХХХ, 186–202.
Савенков, И.Т. 1910: О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее. Труды XIV археологического съезда в Чернигове в 1908 г. Т. 1. М.
Савинов, Д.Г. 2009: Минусинская провинция Хунну (по материалам археологических исследований 1984–1989). СПб.
Савинов, Д. Г. 2013: «Обряды перехода» на курганных плитах Среднего Енисея. Научное обозрение Саяно-Алтая 1, 112–120.
Сем, Т.Ю. 2006: Современный взгляд на проблемы шаманства: к психологии пути знания. В сб.: Т.Ю. Сем (сост.), Шаманизм народов Сибири. 523–535.
Семенов, В.А. 2008: Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. СПб.
Семенов, В.А. Килуновская, М.Е., Красниенко, С.В., Субботин, А.В. 2003: Изображения на плитах тагарских курганов. СПб.
Смирнов, А.М. 2001: Изображения храмовых структур и сюжетов в европейском мегалитическом искусстве в IV–III тыс. до н.э.: опыт идентификации. В сб.: М.А. Дэвлет (ред.), Мировоззрение древнего населения Евразии. М., 60–89.
Советова, О.С. 2005а: Петроглифы тагарской эпохи на Енисее (сюжеты и образы). Новосибирск.
Советова, О.С. 2005б: Язык жестов в наскальном искусстве. В сб.: Е.Г. Дэвлет (ред.), Мир наскального искусства, М., 237–242.
Советова, О.С. 2010: Тема «священного» брака в наскальном искусстве. В сб.: В.А. Алёкшин, Л.Б. Кирчо, Л.А. Соколова, В.Я. Стеганцева (ред.), Древние культуры Евразии. СПб., 246–251.
Тресиддер, Д. 1999: Словарь символов. М.
Третьяков, П.И. 1869: Турунхайский край, его природа и жители. СПб.
Хазанов, А.М. 1964: Религиозно-магическое понимание зеркал у сарматов. Советская археология 3, 89–96.
Хмиляр, О.Ф. 2013: Язык руки как символический код общения: историко-психологический аспект. Психология в России и за рубежом, 14–21.
Шер, Я. А. 1980: Петроглифы Средней и Центральной Азии. Новосибирск.
Черемисин, Д.В. 2008: Искусство звериного стиля в погребальных комплексах рядового населения пызырыкской культуры. Семантика звериных образов в контексте погребального обряда. Новосибирск.
Членова, Н.Л. 1967: Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры. М.
Appelgren-Kivalo, Н. 1931: Alt-Altaische Kunstdenkmäler Briefe und Bildermaterial von J.R. Aspelins Reisen in Sibirien und der Mongolei 1887–1889. Helsingfors.
Blednova, N., Francfort, Н.Р., Legchilo, N. 1995: Repertoire des Pétroglyphes d’Asie Centrale, Fascicule No. 2: Sibérie du sud 2: Tepsej I–III, Ust’-Tuba I–VI (Russie, Khakassie). Paris.
Sher, J. A. 1999: Répertoire des Pétroglyphes d’Asie Centrale No. 4. Ensemble de Cheremushny Log. Paris.
Sher, J. A., Blednova, N., Legchilo, N., Smirnov, D. 1994: Repertoire des petroglyphes D’Asie No1: Centrale Oglakhty I-III (Russie, Khakassie). Paris.
- Подробности
- Просмотров: 1665
Аннотация
Одним из сюжетов палеолитического искусства являются знаки – геометрические фигуры символического характера. На территории Восточной Европы в искусстве малых форм широкое распространение получил сложный геометрический орнамент, который наносился на орудия труда, оружие, предметы быта, а также на обломки бивней, рогов, костей аморфной формы. Настоящая статья посвящена единственной находке подобного рода, сделанной на территории Среднего Приднестровья на стоянке Дорошивцы III, слой 6 (22 300±100 (GrA) лет назад). Этот предмет со сложным геометрическим орнаментом можно отнести к разряду уникальных.
Неповрежденная часть наружной поверхности поделки почти полностью покрыта геометризованными изображениями в виде фигур, которые получили условное называние «лабиринты». Всего сохранилось 16 подобных изображений разной степени сохранности и законченности. Только 13 таких «лабиринтов» представляют собой самостоятельные целостные изображения. Каждый из «лабиринтов» – это прямоугольник или высокая трапеция, внутрь которых вписаны несколько, иногда соединенных одной линией, иногда последовательно вписанных друг в друга, изображений из скобкообразных фигур с выступом в средней части, прямоугольников, простых двойных, одинарных или двойных с угловым выступом «скобок», стилизованных головок оленя, продольной линии с насечками по одной стороне, ритмически коротких параллельных нарезок и знаков, напоминающих простейший меандр.
Культурный контекст поделки может быть определен как вариант позднего граветта с наконечниками с боковой выемкой, отличный от граветта костенковско-виллендорфско-павловского единства. Орнаментальная композиция на изделии уникальна и также не имеет аналогий в геометрическом искусстве памятников восточного граветта Восточноевропейской равнины, одновременных со стоянкой Дорошивцы III.
Ключевые слова
Верхний палеолит, Восточная Европа, граветт, стоянка Дорошивцы III, искусство малых форм, геометрические изображения.
Абрамова, З.А. 1962: Палеолитическое искусство на территории СССР. М.–Л. (САИ А4–03).
Абрамова, З.А. 2005: Животное и человек в палеолитическом искусстве Европы. СПб.
Бозинский, Г. 1999: Региональные различия в символических знаках палеолитического наскального искусcтва. В сб.: Локальные различия в каменном веке. СПб, 143–148.
Гвоздовер, М.Д. 1985: Орнамент на поделках костенковской культуры. СА 1, 9–22.
Кулаковская, Л., Усик, В. 2013: Палеолит Среднего Поднестровья: новые материалы. В сб.: Г.М. Тощев (ред.), Матеріали міжнародної наукової конференції «Північне Приазов’я в епоху кам’яного віку — енеоліту» до 100-річчя від дня народження В.М. Даниленко. Мелітополь, 93–99.
Ступак, Д.В., Хлопачев, Г.А., Грибченко, Ю.Н., Комар, М.С. 2015: Новая верхнепалеолитическая стоянка Оболоння. Епiграветськi пам`ятки Середньго Поднiпров`я. Археологический альманах 31, 9–30.
Хлопачев, Г.А. 2006: Бивневые индустрии верхнего палеолита Восточной Европы. СПб.
Хлопачев, Г.А. 2016: Верхний палеолит: образы, символы, знаки. Каталог предметов искусства малых форм и уникальных находок верхнего палеолита из археологического собрания МАЭ РАН. СПб.
Шовкопляс, И.Г. 1965: Мезинская стоянка. Киев.
Breuil, H. 1952: Quatre cents siècles d’art pariétal. Montignnac (Dordogne).
Kulakovska, L., Usik, V., Haesaerts, P., Ridush, B., Uthmaier, Th., Hauck, Th. 2014: Upper Paleolithic of Middle Dniester: Doroshivtsi III site. Quaternary International 359, 347–361.
Leroi-Gourhan, A. 2009: L`art parietal. Lagage de la préhistoire. Présentation Marc Groenen. Grenoble.
Leroi-Gourhan, A., Delluc, B., Delluc, G. 1995: Préhistoire de l`art ossidental. Paris.
Marshack, A. 1972: The Roots of Civilization. The cognitive beginnings of man`s fi rst art, symbol and notation. New York–St. Louis–San Francisco–Toronto–Mexico–Dusseldorf.
Marshack, A. 1979: Upper Paleolithic Symbol Systems of the Russian Plain: Cognitive and Comparative Analysis. Current Anthropology 20/2, 271–311.
- Подробности
- Просмотров: 1379
Аннотация
В Центральной Азии в раннем средневековье у тюркоязычных и других народов была популярна ременная гарнитура и иные украшения всадника и коня, амулеты и пр. предметы, изготовленные преимущественно из сплавов на основе меди. Характерный декор предметов свидетельствует об основных направлениях культурного влияния: условный юго-запад (Восточный Туркестан, Средняя Азия, Средний и даже Ближний Восток) и юго-восток (Китай). Исследование состава металлов этих изделий говорит о разных источниках их поступления, но где они могли быть изготовлены, невозможно прояснить без знания окружающей «степняков» картины медеплавильных производств в оседлых государствах с развитой ремесленной традицией. В статье исследуются проблемы, связанные с реконструкциями медеплавильных производств в регионах Центральной Азии в период от доминирования Тюркского каганата и халифата Омейядов до нашествия монголов. Особое внимание обращается на связь технологий изготовления предметов разного назначения с составами бронз и латуней, изученных с помощью серии современных аналитических методов. Междисциплинарные методы позволяют точнее исследовать процессы совершенствования древних технологий и определить вектор развития средневековых приемов металлообработки, а также проследить взаимодействие культурно-технологических традиций на обширной части Азиатского материка. Рассматриваются процессы перехода от господства раннесредневековых бронз к латуням эпохи развитого средневековья. Указанный период можно считать переходным этапом в истории центральноазиатской цветной металлургии, так как окончательно не исчезали старые традиционные рецептуры бронзовых сплавов, но уже начинали использоваться новые приемы, связанные с внедрением цинка в составы предметов, изготовленных из цветных металлов. Финал переходного периода – монгольское завоевание, после которого на территориях региона начинают свое победное шествие латуни. Индия в XII–XIII вв., а Китай в XIV в. осваивают массовое производство металлического цинка. Начинается новый этап в истории цветной металлургии.
Ключевые слова
Сплавы на медной основе, элементный анализ, изучение древнего металла, технологии металлообработки латуни и бронзы, Центральная Азия, средневековье.
Гак, Е.И. 2004: О древнейших латунях Евразии. В сб.: Л.Т. Яблонский (ред.), Древний Кавказ: Ретроспекция культур. XXIV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. М., 47–48.
Галибин, В.А. 1990: Древние сплавы на медной основе (основные принципы интерпретации). В сб.: А.М. Ждановский, И.И. Марченко (ред.), Древние памятники Кубани. Краснодар, 175–182.
Горбунова, Т.Г., Тишкин, А.А., Хаврин, С.В. 2009: Средневековые украшения конского снаряжения на Алтае: морфологический анализ, технологии изготовления, состав сплавов. Барнаул.
Иванова, Е.В., Дубровин, А.Ф. 2014: 108 образов Будды. Исследование коллекции № 5942 из собрания Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) РАН. СПб.
Конькова, Л.В. 1986: Спектральные и металлографические исследования средневековых дальневосточных бронз. В сб.: В.Д. Леньков и др. (ред.), Методы естественных наук в археологическом изучении древних производств на Дальнем Востоке СССР. Владивосток, 101–116.
Конькова, Л.В. 1989: Бронзолитейное производство на юге Дальнего Востока СССР, рубеж II–I тыс. до н.э. – XIII век н.э. Л.
Конькова, Л.В. 1995: Традиции в обработке древних и средневековых бронз в Евразии. Проблемы создания баз данных. В сб.: Д.Д. Васильев и др. (ред.), Международная конференция «Памятники духовной, материальной и письменной культуры древнего и средневекового Восто ка». М., 36–38.
Конькова, Л.В. 1996: Дальневосточные бронзы и традиции цветной металлообработки в степной Азии: дис. на соис. степ. д.ист.н. М.
Конькова, Л.В. 2008: Приложение 8. Тюхтятский клад: технология изготовления и состав цветного металла ременных украшений. В кн.: Король, Г.Г. Искусство средневековых кочевников Евразии. Очерки. Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства. V. М.–Кемерово, 301–311.
Конькова, Л.В., Король, Г.Г. 2010: Состав металла и технология изготовления средневековых ременных украшений из могильников Хойцегор и «На Увале» (Южное Забайкалье). В сб.: А.А. Тишкин (ред.), Торевтика в древних и средневековых культурах Евразии. Барнаул, 63–66.
Король, Г.Г. 2015: Культурные влияния в Центральной Азии и на сопредельных территория рубежа I–II тыс. н.э. (по материалам торевтики малых форм). Российская археология 4, 64–77.
Король, Г.Г., Конькова, Л.В. 2009а: Средневековые ременные украшения из Минусинской котловины: собрания XIX в. в коллекциях Эрмитажа. В сб.: А.А. Тишкин (ред.), Теория и практика археологических исследований 5. Барнаул, 139–149.
Король, Г.Г., Конькова, Л.В. 2009б: Средневековые ременные украшения из раскопок в Туве в коллекциях Государственного Эрмитажа. В сб.: Ю.Ф. Кирюшин, А.А. Тишкин (ред.), Роль естественно-научных методов в археологических исследованиях. Барнаул, 287–296.
Малявкин, А.Г. 1989: Танские хроники о государствах Центральной Азии. Новосибирск.
Цыбульская, О.Н., Буравлев, И.Ю., Юдаков, А.А., Никитин, Ю.Г. 2010: Использование физико-химических методов анализа при изучении археологических объектов. Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук 5, 85–91.
Шавкунов, Э.В., Конькова, Л.В., Хорев, В.А. 1987: Бронзовые зеркала Ананьевского городища. В сб.: Э.В. Шавкунов и др. (ред.), Вопросы археологии Дальнего Востока СССР. Владивосток, 80–95.
Шэфер, Э. 1981: Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. М.
Bowman, S., Cowell, M., Cribb, J. 2005: Two Thousand Years of Coinage in China: An Analytical Survey. In: H. Wang et al. (eds.), Metallurgical analysis of Chinese coins at the British Museum. British Museum Research Publication. 152. London, 5–61.
Bue, E.L. 1991: Statuary metals in Tibet and the Himalayas: history, tradition and modern use. Bulletin of Tibetology 01-03, 7–35.
Craddock, P.T. 2009: The origins and inspirations of zinc smelting. Journal of materials science 44 (9), 2181–2191.
Gudrun, J. 2006: Tibetische Amuletteaus Himmels-Eisen. Las Geheimnis der Toktschaks / Tog lcags. Rahden.
Kharakwal, J., Gurjar, L. 2006: Zinc and brass in archaeological perspective. Ancient Asia 1, 139–159.
Misner, J., Boats, J., Benvenuto, M.A. 2007: ‘Chemical Composition of Song Dynasty, Chinese, Copper-Based Coins via Energy Dispersive X-Ray Fluorescence. In: M. Glascock et al. (eds.), Archaeological Chemistry: Analytical Techniques and Archaeological Interpretation. ACS Symposium Series. 968. Washington, 231–245.
Orfanou, V., Collinet, A., El Morr, Z., Bourgarit, D. 2018: Archaeometallurgical investigation of metal wares from the medieval Iranian world (10th–15th centuries): The ISLAMETAL project. Journal of Archaeological Science 95, 16–32.
Park, J. S., Voyakin, D. 2009: The key role of zinc, tin and lead in copper-base objects from medieval Talgar in Kazakhstan. Journal of Archaeological Science 36 (3), 622–628.
Reedy, C.L. 1997: Himalayan bronzes: technology, style, and choices. Newark–London.
Zhangsun, Y.Z., Liu, R.L., Jin, Z.Y., Pollard, A.M., Lu, X., Bray, P.J., Fan, A.C., Huang, F. 2017: Lead Isotope Analyses Revealed the Key Role of Chang’an in the Mirror Production and Distribution Network During the Han Dynasty. Archaeometry 59 (4), 685–713.
- Подробности
- Просмотров: 1410