скачать PDF

Аннотация

В статье дается подробный и, по сути дела, первый системный анализ гравировок на каменных плитах из могильника Тас-Хазаа на юге Хакасии (ранний этап окуневской культуры, приблизительно 25–23 вв. до н.э.). Представленные среди них отдельные геометрические фигуры – квадраты и прямоугольники – трактуются как изображения культовых построек – своего рода «Домов духов», а многочисленные антропоморфные фигуры – как изображения самих духов, «божеств» или душ умерших (?). Проведена первичная классификация этих рисунков с выделением трех групп персонажей, отличающихся по характеру движения, позам и атрибутике, но связанных стилистическим единством исполнения: условно «летящие» (души умерших?), «танцующие» (исполнители обрядов) фигуры и отдельные зооантропоморфные изображения – «шагающие» фигуры (маскоиды). Высказывается предположение о принадлежности их к различным категориям в иерархии обожествленных (сакрализованных) персонажей, сопровождавших покойного в потусторонний мир. Вслед за Н.В. Леонтьевым и Э.Б. Вадецкой определены и конкретизированы характерные особенности тас-хазинского стиля как отдельного пласта в развитии окуневской изобразительной традиции. Кратко рассмотрены изображения тас-хазинского стиля на других примерах изобразительной деятельности на Енисее (наскальные образы, каменные изваяния, рисунки на керамике). Прослеживается участие изображений тас-хазинского стиля в дальнейшем развитии окуневского искусства, но не с позиции эволюции стиля, а с точки зрения одного из образующих его компонентов. В качестве аналогий к ним приводятся красочные и гравированные изображения на стенках каменных ящиков из могильника Каракол на Горном Алтае, другие изображения каракольской культуры, а также их более северные (рисунки на керамике из поселения Самусь IV) и более южные (в Туве – петроглифы Мугур-Саргола и др.) параллели. На этом основании делается вывод о существовании единой культурно-исторической общности, для которой были характерны произведения тас-хазинского стиля.

Ключевые слова

Окуневская культура, гравировки, ритуальные постройки, обряд, антропоморфные изображения, стиль, общность.

Савинов Дмитрий Глебович – доктор исторических наук, профессор кафедры археологии Санкт-Петербургского государственного университета, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Анисимов, А.Ф. 1995: Религия эвенков. М.–Л.

Боковенко, Н.А. 2000: Солярная символика и крест в окуневском искусстве. В сб.: Я.А. Шер (ред.), Труды Международной конференции по первобытному искусству. 2. Кемерово, 56–59.

Вадецкая, Э.Б. 1980: Изваяния окуневской культуры. В кн.: Э.Б. Вадецкая, Н.В. Леонтьев, Г.А. Максименков, Памятники окуневской культуры. Л., 37–87.

Головнев, А.В. 2009: Антропология движения. Екатеринбург.

Горячев, А.А., Егорова, Т.А. 2011: Художественное своеобразие и семантический образ «солнцеголовых» эпохи бронзы урочища Тамгалы в свете материалов письменной и изобразительной традиции древних цивилизаций. История и археология Семиречья 4. Алматы, 27–47.

Дэвлет, Е.Г., Пахунов, А.С., Дэвлет, М.А. 2016: О документировании плит Каракола: изображения быкоголовых и их детали. В сб.: В.В. Бобров (ред.), Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии. Проблемы интерпретации и сохранения. Кемерово, 94–97.

Дэвлет, М.А. 1997: О солярных знаках, «солнцерогих» и «солнцеголовых» в наскальном искусстве. Наскальное искусство Азии 2, 11–17.

Есин, Ю.Н. 2008: «Солнцеголовые» изображения в раннеокуневском искусстве Минусинской котловины. В сб.: Д.Г. Савинов, О.С. Советова (ред.). Тропою тысячелетий. К юбилею М.А. Дэвлет. Труды САИПИ. IV. Кемерово, 81–98.

Кубарев, В.Д. 1986: О локальном варианте окуневской культуры на Алтае. В сб.: Ю.Ф. Кирюшин (ред.), Скифская эпоха Алтая. Тезисы докладов конференции. Барнаул, 102–104.

Кубарев, В.Д. 1988: Древние росписи Каракола. Барнаул.

Кубарев, В.Д. 2009: Памятники каракольской культуры Алтая. Новосибирск.

Кубарев, В.Д. 2013: Загадочные росписи Каракола. Новосибирск.

Кызласов, Л.Р. Древнейшая Хакасия. М.

Лазаретов, И.П. 1997: Окуневские могильники в долине реки Уйбат. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский (ред., сост.), Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб, 19–64.

Леонтьев, Н.В. 1978: Антропоморфные изображения окуневской культуры (проблемы хронологии и семантики). В сб.: В.Е. Ларичев (ред.), Сибирь, Центральная и Восточная Азия в древности. Неолит и эпоха металла (История и культура Востока Азии). Новосибирск, 89–189.

Леонтьев, Н.В. 1985: Писаницы устья р. Кантегир. В сб.: В.Е. Ларичев, Н.Г. Велижанина (ред.), Рериховские чтения. 1984 г. К 110-летию Н.К. Рериха и 80-летию С.Н. Рериха. Материалы конференции. Новосибирск, 168–179.

Леонтьев, Н.В., Капелько, В.Ф., Есин, Ю.Н. 2006: Изваяния и стелы окуневской культуры. Абакан.

Липский, А.Н. 1961: Новые данные по афанасьевской культуре. В сб.: В.И. Шунков (ред.), Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 269–278.

Липский, А.Н. 1969: Американоиды на Енисее. В сб.: А.П. Дульзон (ред.), Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 155–159.

Липский, А.Н. 1970: К вопросу о семантике солнцеобразных личин Енисея. Сибирь и ее соседи в древности. Древняя Сибирь 3, 163–173.

Липский, А.Н., Вадецкая, Э.Б. 2006: Могильник Тас-Хазаа. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский, А. Наглер, К.В. Чугунов (ред.), Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб., 9–52.

Максименков, Г.А. 1975: Окуневская культура: автореф. … докт. ист. наук. Новосибирск.

Максименков, Г.А. 1980: Могильник Черновая VIII – эталонный памятник окуневской культуры. В кн.: Э.Б. Вадецкая, Н.В. Леонтьев, Г.А. Максименков (ред.), Памятники окуневской культуры. Л., 3–26.

Маточкин, Е.П. 2004: Антропоморфные персонажи Зеленого озера. Археология и этнография Алтая 2, 26–37.

Михайлов, Ю.И. 2001: Мировоззрение древних обществ юга Западной Сибири. Эпоха бронзы. Кемерово.

Молодин, В.И. 2006: Каракольская культура. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский, А. Наг лер, К.В. Чугунов (ред.), Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб., 273–282.

Паульс, Е.Д. 1997: Два окуневских памятника на юге Хакасии. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л.

Подольский (ред. и сост.), Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 123–127.

Поляков, А.В., Святко А.В. 2009: Радиоуглеродное датирование археологических памятников неолита – начала железного века Среднего Енисея: обзор результатов и новые данные. Теория и практика археологических исследований 5, 20–56.

Пяткин, Б.Н. 1980: Ранние петроглифы Шалаболинских скал. Археология Южной Сибири. Известия лаборатории археологических исследований (ИЛАИ) 11, 27–44.

Пяткин, Б.Н., Мартынов, А.И. 1985: Шалаболинские петроглифы. Красноярск.

Савинов, Д.Г. 1997: К вопросу формирования окуневской изобразительной традиции. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский (ред. и сост.), Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 202–212.

Савинов, Д.Г. 2006: О выделении стилей и иконографических групп изображений окуневского искусства. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский, А. Наглер, К.В. Чугунов (ред.), Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб., 157–190.

Савинов, Д.Г., Подольский, М.Л., Наглер, А., Чугунов, К.В. (ред.) 2006: Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб.

Советова, О.С. 2005: «Язык жестов» в наскальном искусстве. В сб.: Е.Г. Дэвлет (ред.), Мир наскального искусства. М., 237–241.

Советова, О.С., Миклашевич Е.А. 1999: Хронологические и стилистические особенности Среднеенисейских петроглифов (по итогам работы Петроглифического отряда Южносибирской археологической экспедиции КемГУ). Археология, этнография и музейное дело. ИЛАИ 19, 47–74.

Соколова, Л.А. 2004: Методика работы с сериями изображений – «концентрация по выделенному признаку» (на примере окуневского искусства). В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. Материалы тематической научной конференции. СПб., 240–245.

Суразаков, А.С., Ларин, О.В. 1994: К семантике каракольских писаниц. В сб.: В.А. Коснеев, А.С. Суразаков (ред.), Археологические и фольклорные источники по истории Алтая. Горно-Алтайск, 31–38.

Хлобыстина, М.Д. 1971: Древнейшие южносибирские мифы в памятниках окуневского искусства. В сб.: Р.С. Васильевский (ред.), Первобытное искусство. Новосибирск, 165–180.

Хлобыстина, М.Д. 1973: Происхождение и развитие культуры ранней бронзы Южной Сибири. СА 1, 24–38.

Хлобыстина, М.Д. 1979: Культура раннескотоводческих племен бассейна Абакана. Археология Южной Сибири. ИЛАИ 10, 36–46.

Шер, Я.А. 1980: Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.

Шер, Я.А. 2004: Стиль в первобытном искусстве. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.). Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. Материалы тематической научной конференции. СПб., 9–13.

Leontev, N., Kapelko, V. 2002: Steinstellender Okunev-Kultur. Archäologie in Eurasien 13. Mainz.