скачать PDF

Аннотация

В статье дано описание места крушения античного торгового судна у мыса Тузла на западе Таманского полуострова. Данное крушение произошло в VI в. до н.э. и является древнейшим в Северном Причерноморье. Археологических раскопок на месте крушения не производилось, а все исследования свелись к внешнему осмотру, обмерам и фиксации. Потерпевшее крушение судно представляло собой транспортный корабль длиной не более 15–20 м, который перевозил груз блоков серого мергеля. В ходе этой транспортировки судно напоролось на скалы Тузлинской рифовой гряды при входе в Керченский пролив и получило сильные повреждения, которые и привели к его гибели.

Ключевые слова

Подводная археология, Керченский пролив, античное мореплавание, кораблекрушение, морские торговые пути.

Петровский Василий Михайлович – аспирант кафедры истории древнего мира Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вахонеев, В.В. 2018: Отчет о выполнении научно-исследовательских археологических полевых работ (археологических разведок) в зоне создания сухогрузного района морского порта Тамань в акватории Темрюкского района Краснодарского края в 2018 г. Открытый лист № 2038 от 19.09.2018 г. СПб.

Гей, А.Н., Сударев, Н.И. 2011: Технический отчет о результатах выполнения научно-исследовательских работ по теме: «Спасательные археологические работы (разведки), направленные на уточнение границ и мощности культурного слоя памятников археологии для разработки проектной документации по проекту: «Создание сухогрузного района морского порта Тамань». Т. 3. М.

Монахов, С.Ю. 1999: Греческие амфоры в Причерноморье. Комплексы керамической тары VII–II вв. до н.э. Саратов.

Монахов, С.Ю. 2003: Греческие амфоры в Причерноморье: Типология амфор ведущих центров-экспортеров товаров в керамической таре: Каталог-определитель. М.–Саратов.

Петровский, В.М. 2018: Хронология каменных и свинцовых якорных штоков античного времени. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. История. Международные отношения. Т. 18. №. 2, 175–181.

Шамрай, А.Н., Сударев, Н.И. 2013: Рейдовая якорная стоянка Корокондамы (по материалам подводных разведок 2011–2012 гг.). В сб.: В.Н. Зинько (ред.), Боспорские чтения. Вып. XIV. Керчь, 506–513.

Шамрай, А.Н. 2016: Подводный археологический комплекс античной навигации VI в. до н.э. у мыса Тузла. «Материалы III Международной научно-практической конференции «Военно-исторические чтения». Симферополь, 252–255.

Frost, H. 1982: The birth of the stocked anchor and maximum size of early ships: Thoughts prompted by discoveries at Kition Bamboula, Ceprus. The Mariners Mirror 68.3, 265–268.

Gianfrotta, P.A. 1977: First elements for dating of stone anchor stocks. The International Journal of Nautical Archaeology and Underwater Exploration 6.4, 285–292.

Haldane, D.D. 1984: The Wooden Anchor. Texas.

Parker, A.J. 1992: Ancient Shipwrecks of the Mediterranean and the Roman Provinces. (BAR International Series 580). Oxford.

Polzer, M.E. 2009: Hull Remains from the Pabuс Burnu Shipwreck and Early Transition in Archaic Greek Shipbuilding. Texas.