скачать PDF

Аннотация

В статье рассмотрены представления Сенеки о влиянии общественного мнения на сознание и поведение. Этот римский автор употребляет различные термины для обозначения общественного мнения. По мнению Сенеки, общественное мнение навязывает человеку ложную систему ценностей. Свое влияние на сознание и поведение оно осуществляет путем одобрения или осуждения. Желание заслужить одобрение общественного мнения и страх испытать его осуждение ведут к притворству, лицемерию, беспокойству, приобретению ненужных вещей, обидам. Обиды Сенека считает опасными, потому что они провоцируют появление гнева, то есть вредоносной жажды мести. Бездумное подражание модели поведения, которая, согласно общественному мнению, является правильной, способствует распространению порочности в обществе. Всеобщим заблуждениям этот римский стоик противопоставляет стремление к добродетелям как смысл жизни. Он считает, что человек должен игнорировать общественное мнение и ориентироваться не на него, а на разум и истину, жить сообразно природе, иметь чистую совесть, постоянно бороться со своими пороками и радоваться проявлению добродетелей. Уединение и занятие науками также помогают направить дух не на внешние блага, а на внутренние. Общественному мнению Сенека противопоставляет мнение добродетельных людей. Их похвала, с его точки зрения, вдохновляет человека на дальнейшее самосовершенствование. Их поведение является образцом, достойным подражания. Сенека не только обратил внимание на распространение в римском обществе I в. н. э. конформистских настроений, но и попытался осмыслить его истоки и предложить способы противодействия ему с позиций стоицизма.

Ключевые слова

Древний Рим, стоицизм, Сенека, общественное мнение.

Демина Светлана Сергеевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Bettini, M. 2008: Weighty Words, Suspect Speech: Fari in Roman Culture. Arethusa 41.2, 313–375.

Bond, S. 2014: Altering Infamy: Status, Violence, and Civic Exclusion in Late Antiquity. Classical Antiquity 33.1, 1–30.

Demina, S.S. 2020: Predstavleniya TSitserona i Seneki o politike i emotsiyakh [Cicero’s and Seneca’s thoughts about politics and emotions], Vestnik Permskogo universiteta. Seriya Istoriya [Perm University Herald. History] 2, 17–23.

Демина, С.С. 2020: Представления Цицерона и Сенеки о политике и эмоциях. Вестник Пермского университета. Сер. История 2, 17–23.

Descheemaeker, E. 2009: Protecting Reputation: Defamation and Negligence. Oxford Journal of Legal Studies 29.4, 603–641.

Gibson, B.J. 1998: Rumours as causes of events in Tacitus. Materiali e discussioni per l’analisi dei testi classici 40, 111–129.

Guastella, G. 2017: Word of Mouth: Fama and Its Personifi cations in Art and Literature from Ancient Rome to the Middle Ages. Oxford.

Habinek, Th. 2000: Seneca’s Renown: Gloria, Claritudo, and the Replication of the Roman Elite. Classical Antiquity 19.2, 264–303.

Hallett, J.P. 2006: Sulpicia and Her Fama: An Intertextual Approach to Recovering Her Latin Literary Image. Classical World 100.1, 37–42.

Hardie, Ph. 2012: Rumour and Renown: Representations of Fama in Western Literature. Cambridge and New York.

Karamalengou, E. 2016: Poeta, Heros et Fama: Perplexities and Upsets in Cicero’s Epic Fragments. In: Kyriakidis, Stratis (ed.), Libera Fama: An Endless Journey. Cambridge, 45–54.

Karpyuk, S.G. 1997: Vulgus i turba: tolpa v klassicheskom Rime [Vulgus and turba: Mob in Classical Rome]. Vestnik Drevney Istorii [Journal of Ancient History] 4, 121–137.

Карпюк, С.Г. 1997: Vulgus и turba: толпа в классическом Риме. ВДИ 4, 121–137.

Knabe, G.S. 1988: Kategoriya prestizhnosti v zhizni Drevnego Rima [The category of prestigiousness in the life of Ancient Rome]. In: Knabe, G.S. (ed.), Byt i istoria v antichnosti [Life and History in Antiquity]. Moscow, 143–169.

Кнабе, Г.С. 1988: Категория престижности в жизни Древнего Рима. В кн.: Г.С. Кнабе (ред.), Быт и история в античности. Москва, 143–169.

Laurence, R. 1994: Rumour and Communication in Roman Politics. Greece & Rome 41.1, 62–74.

Mezheritskij, Ya.Yu. 1988: Iners otium. In: Knabe, G.S. (ed.), Byt i istoria v antichnosti [Life and History in Antiquity]. Moscow, 41–68.

Межерицкий, Я.Ю. 1988: Iners otium. В кн.: Г.С. Кнабе (ред.), Быт и история в античности. Москва, 41–68.

Néraudau, J.-P. 1993: La fama dans la Rome antique. Médiévales 24, 27–34.

Portnjagina, I.P. 2014: Lutsiy Anney Seneca o sisteme vospitaniya i samovospitaniya (teoriya i praktika) [Lucius Annaeus Seneca on the problem of education and self-education (theory and practice)]. Mnemon: Issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira [Mnemon: Investigations and Publications on the History of Ancient World] 14, 211–222.

Портнягина, И.П. 2014: Луций Анней Сенека о системе воспитания и самовоспитания (теория и практика). Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира 14, 211–222.

Rosillo-López, C. 2017: Public Opinion and Politics in the Late Roman Republic. Cambridge.

Shatzman, I. 1974: Tacitean Rumours. Latomus 33.3, 549–578.

Yavetz, Z. 1974: Existimatio, Fama, and the Ides of March. Harvard Studies in Classical Philology 78, 35–65.