скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена публикации уникального светильника с изображением пророка Ионы и морского монстра – κῆτος, который был найден Р.Х. Лепером при раскопках некрополя Херсонеса Таврического в 1910 г. На щитке светильника представлен момент, когда Иона был выброшен с корабля в открытое море, и был немного позже проглочен морским чудовищем. Ниже фигуры человека видны остатки греческих букв ΙΩ̣, которые мы интерпретируем как начальные буквы имени пророка – Ἰω̣[νᾶς]. Этот сюжет восходит к тексту Ветхого Завета, и был очень популярен. Иконография публикуемого изображения находит параллели в рельефах и фресках, традиционно связываемых с ранним христианством и обнаруженных в Риме и других городах империи. Комплекс херсонесского склепа, в котором был найден светильник, датируется по сопровождающему инвентарю не позднее середины III в. н.э. На дне светильника по сырой глине была сделана надпись ΧΟΛϹ/ΗΡ Ϲ, вероятно, являющаяся аббревиатурой имени мастера-изготовителя. Светильник был сделан в Малой Азии в русле синкретизма греко-римской и иудео-христианской религии. Использовать светильник мог любой житель города, знающий и почитающий традиции Ветхого завета. Учитывая столь раннюю датировку склепа, сложно трактовать иконографию этого светильника как однозначно раннехристианскую. Возможно, его можно связывать и с иудейской традицией.

Ключевые слова

Херсонес Таврический, светильник, раннее христианство, иудаизм, иконография.

Белоусов Алексей Владиславович – кандидат филологических наук, доцент кафедры классической филологии Института восточных культур и античности РГГУ; доцент кафедры древних языков исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журавлев Денис Валерьевич – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археологических памятников ГИМ; ведущий специалист НИЦ «Курчатовский институт», Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Костромичев Даниил Александрович – кандидат исторических наук, заведующий сектором «Некрополь» отдела «Городище и некрополь» ГИАМЗ «Херсонес Таврический», Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Анохин, В.А. 1977: Монетное дело Херсонеса (IV в. до н.э. – XII в. н.э.). Киев.

Банк, А.В. 1966: Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.–М.

Белоусов, А.В. 2017: [Рецензия:] Boschung D., Bremmer J.N. The Materiality of Magic. Padeborn, 2015 (Morphomata 20). Аристей. Вестник классической филологии и античной истории XV. М., 241–273.

Виноградов, А.Ю. 2010: «Миновала уже зима языческого безумия…». Церковь и церкви Херсона в IV в. по данным литературных источников и эпиграфики. М.

Даньшин, Д.И. 1993: Фанагорийская община иудеев. ВДИ 1, 59-72.

Журавлев, Д.В. 2010: Краснолаковая керамика Юго-Западного Крыма первых веков н.э. (по материалам позднескифских некрополей Бельбекской долины). Симферополь. (МАИЭТ. Suppl. 9).

Журавлев, Д.В., Костромичев, Д.А. 2017а: Светильник с ветхозаветным сюжетом из херсонесского некрополя. В сб.: Международная научная конференция «Исторические, культурные, межнациональные и религиозные связи Крыма с Сирией и государствами Ближнего Востока. Севастополь, 6–8 июня 2017 г. Севастополь, 39–42.

Журавлев, Д.В., Костромичев, Д.А. 2017b: Комплексы с ювелирными изделиями из херсонесского некрополя. Ч. 1. Материалы раскопок Р.Х. Лёпера в 1909–1910 гг. М.

Залесская, В.Н. 2006: Памятники византийского прикладного искусства IV–VII веков. Каталог коллекции. СПб.

Золотарев, М.И., Коробков, Д.Ю., Ушаков, C.В., Макленнан, Р., Оверман, А., Оливье, Дж., Эдвардс, Д., Линстром, Г., при участии Е.Ф. Олениной. 2013: Древняя синагога в Херсонесе Таврическом: Материалы и исследования Причерноморского Проекта 1994—1998 гг. (Византия и ее окружение). М.–Севастополь.

Кадеев, В.И., Сорочан, С.Б. 1989: Экономические связи античных городов Северного Причерноморья (по материалам Херсонеса). Харьков.

Коваленко, С.А. 2017: Монеты из раскопок некрополя Херсонеса 1909 и 1910 гг. В кн.: Д.В. Журавлев, Д.А. Костромичев, Комплексы с ювелирными изделиями из херсонесского некрополя. Ч. 1. Материалы раскопок Р.Х. Лёпера в 1909–1910 гг. М., 121–124.

Лебедев, П.Ю., Эйделькинд, Я.Д., Петров, А.Е., Моисеева, С.А., Макаров, Е.Е., Журавлёва, И.А., Орецкая, И.А. 2011: Иона. В кн.: Православная энциклопедия. Т. 25. М., 372–392.

Лёпер, Р.Х. 1927: Дневники раскопок Херсонесского некрополя. ХСб 2, 189–256.

Соломоник, Э.И. 1979: К вопросу о населении Херсонеса Таврического. Античная древность и средние века 16, 119–125.

Сорочан, С.Б. 1982: Про так звані рубчасті світильники з Херсонеса. Археологія 38, 43–50.

Уваров, А.С. 2001: Христианская символика. Ч. I. Символика древнехристианского периода. М.–СПб.

Шейко, I.М. 2017: Коринфськi свiтильники перших вiкiв з Ольвiï. В сб.: Н.О. Гаврилюк (ред.), Пiвнiчне Причорномор’я за античноï доби. На пошану С.Д. Крижицького. Киïв, 116–121.

Яшаева, Т., Денисова, Е., Гинькут, Н., Залесская, В., Журавлев, Д. 2011. Наследие византийского Херсона. Севастополь–Остин.

Amyx, D.A. 1988: Corinthian Vase-Painting of the Archaic Period. Vol. III. Indexes, Concordances, Plates. University of California Press. Berkeley–Los Angeles–London.

Bailey, D.M. 1980: A Catalogue of the Lamps in the British Museum. II. Roman Lamps Made in Italy. London.

Bailey, D. 1988: A Catalogue of the Lamps in the British Museum. III. Roman Provincial Lamps. London.

Bank, A. 1985: Byzantine Art in the Collections of Soviet Museums. Leningrad.

Barb, A. 1957: Abraxas-Studien. In Hommages à W. Deonna. Bruxelles, 67–87.

Baudry, G.-H. 2010: Handbuch der frühchristlichen Ikonographie. 1. Bis 7. Jahrhundert. Freiburg– Basel–Wien

Bonner, C. 1948: The Story of Jonah on a Magical Amulet. In The Harvard Theological Review. 41: 1, 31–37.

Bonner, C. 1950: Studies in Magical Amulets Chiefl y Graeco-Egyptian. Ann Arbor.

Böttger, B. 2002: Die keiserzeitlichen Lampen vom Kerameikos. Kerameikos. Bd. XVI. München.

Bonnet, J. 1988: Lampes céramiques signees. Défi nition critique d’ateliers du Haut Empire. Documents d’archéologie Française 13. Paris.

Broneer, O., 1930: Terracotta Lamps. Corinth IV, 2. Cambridge. de Bourguet, P. 1972: Early Christian Art. London.

Casson, L. 1978: Die Seefahrer der Antike. München.

Cat. Essen. 1962: Frühchristliche Kunst aus Rom. [Ausstellung]. 3. September bis 15. November 1962 in Villa Hügel, Essen. Essen.

Cat. Haifa 1975: A.L. Ben-Eli (еd.), Ships and Parts of Ships on Ancient Coins. I. The National Martime Museum Haifa. Haifa.

Chrzanovski, L., Zhuravlev, D. 1998: Lamps from Chersonesos in the State Historical Museum – Moscow. Studia archaeologica 96. Roma.

Claman, H.N. 2000: Jewish Images in the Christian Church. Arts as the Mirror of the Jewish- Christian Conflict 200–1250 C.E. Macon.

Collins, D. 2008: Magic in the Ancient Greek World. Oxford.

Cook, J.G. 2004: The Interpretation of the Old Testament in Greco-Roman Paganism. Tübingen.

CVA Toledo 1984: Boulter, C.G., Luckner, K.T. CVA. The Toledo Museum of Arts. Fasc. 2. Mainz.

Dassman, E., Engemann, J., Hoheise, K. 1998: Jonas. RAC XVIII, 670–699.

Dunbabine, K.M. 1978: The Mosaics of Roman North Africa. Studies in Iconography and Patronage. Oxford.

Ennabli, A. 1976: Lampes chrétiennes de Tunisie (Musées du Bardo et de Carthage). Paris.

Feldman, L.H. 1993: Jew and Gentile in the Ancient World: Attitudes and Interactions from Alexander to Justinian. Princeton.

Finegan, J. 1946: Light from the Ancient Past. The Archaeological Background of the Hebrew- Christian Religion. Princeton.

Finney, P.C. 1994: The Invisible God. The Earliest Christians on Art. Oxford.

Foerster, G. 1978: The story of Jonah on the mosaic pavement of a church at Beth Govrin (Israel). In Atti del IX congress internazionale di archeologia Cristiana. Roma 21–27 settembre 1975. Roma, 289–294.

Frühchristliches Köln 1965: Frühchristliches Köln. Köln.

Ganszyniec, R. 1927: Lychnomanteia. RE 13, 2115–2119.

Gerhards M. 2003: Zum motivgeschichtlichen Hintergrund der Verschlingung des Jona. Theologische Zeitschrift 59: 3, 222–247.

Gerke, F. 1940: Die christlichen Sarkophage der vorkonstantinischen Zeit. Studien zur spätantiken Kunstgeschichte 11. Berlin.

Goodenough, E.R. 1988: Jewish Symbols in the Greco-Roman Period. Abridged Edition. Bollingen Series. Princeton.

Göttlicher, A. 1978: Materialien für ein Corpus der Schiffsmodelle im Altertum. Mainz.

Grabar, A. 1968: Christian Iconography. A Study of Its Origins. Princeton.

Guarducci, M. 1978: Epigrafi a greca. Vol. III. Roma.

Harari, M. 1997: Tyrsenoi. In LIMC VIII.1 Zürich, Düsseldorf, 154–155.

Harrauer, H. 2010: Handbuch der griechischen Paläographie. Textband. Stuttgart.

Hayes, J.W. 1972: Late Roman Pottery. London.

Hayes, J.W. 2008: Roman pottery. Fine Ware Imports. The Athenian Agora. Vol. XXXII. Princeton.

Heimerl, A. 2001: Die römischen Lampen aus Pergamon. Vom Beginn der Kaiserzeit bis zum Ende des 4. Jhs. n. Chr. PF. Bd. 13. Berlin–New York.

Hellmann, M.-C. 1987: Lampes antiques de la Bibliothèque Nationale. II. Fonds général: Lampes pré-romanes et romaines. Paris.

Hermanns, M.H. 2012: Staatsallegorie oder Technikstolz? Anmerkungen zu Schiffsdarstellungen auf römischen Lampen. In L. Chrzavoski (dir.), Lychnological Acts 3. Actes du 3e Congrès International d’études de I’ILA. Université d’Heidelberg. 21–26. IX. 2009. Monographies instrumentum 44. Montagnac, 145–161.

Hobbs, R. 2016: The Mildenhall Treasure: late Roman silver Plate from East Anglia. London.

James, A.W. 1975: Dionysus and the Tyrrhenian Pirates. Antichton 9, 17–34.

Jensen, R.M. 2000: Understanding Early Christian Art. London and New York.

Jeremias, J. 1938: Ἰωνᾶς. In Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament. Stuttgart 3, 410– 413.

Kitzinger, E. 1978: The Cleveland Marbles. In Atti del IX Congresso internazionale di archeologia cristiana, Roma 21-27 settembre 1975. Vol. I. I monumenti cristiani precostantiniani. Città del Vaticano: Pontifi cio Istituto di Archeologia Cristiana (Studi di antichità cristiana 32), 653–675

Klauser, Th. 1993: Studien zur Entstehungsgeschichte der Christlichen Kunst IV. In P.C. Finney (еd.), Art, Archaeology and Architecture of Early Christianity (Studies in Early Christianity. Vol. XVIII). New York–London, 140–157.

Korshi, D. 2019: Giant Fish and Judicial Prayers: Jonah in Coptic Magic. In Coptic Magical Papyri: Vernacular Religion in Late Roman and Early Islamic Egypt. 21/02/2019, http:// www.coptic-magic.phil.uni-wuerzburg.de/index.php/2019/02/21/giant-fi sh-and-judicialprayers- jonah-in-coptic-magic.

Kroll, W. 1932: Minium. RE. 15, 1848–1854.

Lawrence, M. 1962: Ships, Monsters and Jonah. AJA 66. No. 3, 289–296.

Lowrie, W. 1901: A Jonah Monument in the New York Metropolitan Museum. AJA V, 51–57.

Marco Simón, F. 1992: Abraxas. Magia y religión en la Hispania tardoantigua. In J. Alvar et al. (еds.), Héroes, semidioses y daimones. Madrid, 485–510.

Marcone, A. 2014: Alla ricerca di un’identità. Tradizion classiche nella prima iconografi a Cristiana. In S. Birk, T.M. Kristensen, B. Poulsen (еd.), Using Images in Late Antiquity. Oxford– Philadelphia, 253–267.

Martin, M. 2006: Observations on the Paintings of the Exodus Chapel, Bagawat Necropolis, Kharga Oasis, Egypt. In J. Burke, U. Betka, P. Buckley, K. Hay, R. Scott, A. Stephenson (еds.), Byzantine Narrative. Papers in Honour of Roger Scott. Australian Association for Byzantine Studies. Melbourne, 233–257; 539–544. (Byzantina Australiensa 16).

Mathews, T. 1993. The Clash of Gods. A Reinterpretation of Early Christian Art. Princeton.

Michel, S. 2001: Die magischen Gemmen im Britischen Museum. London.

Michel, S. 2004: Die magischen Gemmen. Zu Bildern und Zauberformeln auf geschnittenen Steinen der Antike und Neuzeit. Berlin.

Mitius, O. 1897: Jonas auf den Denkmälern des christlichen Altertums. Archäologische Studien zum christlichen Altertum und Mittelalter. Viertes Heft. Freiburg.

Murray, S.A. 1981: Rebirth and Afterlife. A Study of the Transmutation of some Pagam Imagery in Early Christian Funerary Art. Oxford. (BAR Int. Series 100).

Neils, J. 1990: Iason. In LIMC V.1. Zürich–München, 629-638.

Nilsson, M.P. 1967: Geschichte der griechischen Religion. Bd. 1. München.

Painter, K.S. 1977: The Mildenhall Treasure: Roman Silver from East Anglia. London.

Paleani, M.T. 1993: Le lucerne paleocristiane (Monumenti, Musei e Gallerie Pontifi cie Antiquarium Romanum. Cataloghi, 1). Roma.

Perlzweig, J. 1961: Lamps of the Roman Period. Princeton. (The Athenian Agora, VII).

Pilipović, S., Milanović, L. 2016: The Jonah Sarcophagus from Singidunum: A Contribution to the Study of Early Christian Art in the Balkans. Classica et Christiana, 11, 219–245.

Roccos, L.D. 1994. Perseus. In LIMC VII.1. Zürich–München. 332-348.

Roeper, G. 1850. Homerischer talisman. (Eine philologische humoreske). Philologus. Bd. 5, 162–165.

Romizzi, L. 2003. Il mito Dioniso e I Pirati Tirreni in epoca romana. Latomus. Revue d’études Latines, 62, 352-361.

Salomonson, J. W. 1973: Kunstgeschichtliche und ikonographische Untersuchungen zu einem Tonfragment der Sammlung Benaki in Athen. BABesch 48, 3–82.

Schauenburg, K. 1981: Andromeda I. In LIMC I.1. Zürich–München.774–790.

Schmidt, H. 1907: Jona. Eine Untersuchung zur vergleichenden Religionsgeschichte. Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments. 9 Heft. Göttingen.

Schumacher, W.N. 1977: Hirt und „Guter Hirt“. Studien zum Hirtenbild in der römischen Kunst vom zweiten bis zum Anfang des vierten Jahrhunderts unter besonderer Berücksichtigung der Mosaiken in der Südhalle von Aquileja. Römische Quartalschrift 34. Supplementheft. Rom–Freiburg–Wien.

Siegert, F. 1980: Drei hellenistisch-jüdische Predigten. Bd. 1. Tübingen.

Siegert, F. 1989: Drei hellenistisch-jüdische Predigten. Bd. 2. Tübingen.

Speigl, J. 1978: Das Bildprogramm des Jonasmotivs in den Malerein der römischen Katakomben, Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte 73, 1–15.

Spivey, N. J., Rasmussen, T. 1986: Dioniso e i pirati nel Toledo Museum of Art. Prospettiva. Rivista di storia dell’arte antica e moderna 44, 2–8

Steffen, U. 1985: Jona und der Fisch: Der Mythos von Tod und Wiedergeburt. Stuttgart.

Steffen, U. 1994: Die Jona-Geschichte: Ihre Auslegung und Darstellung im Judentum, Christentum und Islam. Neukirchen–Vluyn.

Steffen, U. 1995: Jona und der grosse Fisch: im Judentum, Christentum und Islam. Deutsches Schiffahrtsarchiv 18, 69–92.

Stommel, Ed. 1958: Zum Problem der frühchristlichen Jonadarstellungen. Jahrbuch für Antike und Christentum I, 112–115.

Suzawa, Y. 2008: The Genesis of Early Christian Art. Syncretic juxtaposition in the Roman world. Oxford. (BAR Int. Series 1892).

Tcherikover, V. 1956: Jewish Apologetic Literature Reconsidered. Eos 48, 169–193.

Trost, C., Hellmann, M.-C. 1996: Lampes antiques du department des Monnaies, Médailles et Antiques. III. Fonds general; Lampes chrétiennes. Paris.

Ušakov, S., Žuravlev, D. 2014: Juden im antiken Schwarzmeerraum. Das Altertum 59, 279–302.

Viereck, H.D.L. 1975: Die römische Flotte: classis Romana. Herford.

de Wahl, T. 1896: Quomodo monstra marina artifi cies Greaci fi nxerint. Bonnae.

Wilhelm, A. 1909: Beiträge zur griechischen Inschriftenkunde. Wien.

Wischmeyer, W. 1984: Zur Entstehnung und Bedeutung des Jonasbildes. Actes du Xe Congres International d´archeologie chretienne. Vol. II. Communications. Città del Vaticano, 707–719.

Wulff, O. 1909: Altchristliche und mittelalterliche Byzantinische und Italienische Bildwerke. Teil I: Altchristliche Bildwerke. Königliche Museen zu Berlin. Beschreibung der Bildwerke der Christlichen Epochen. Dritter Band. Berlin.

Zgusta, L. 1955: Die Personennamen griechischer Städte der nördlichen Schwarzmeerküste. Die ethnischen Verhältnisse, namentlich das Verhältniss der Skythen und Sarmaten, im Lichte der Namenforschung. Praha.