скачать PDF

Аннотация

В статье рассматриваются якорные стоянки античного времени в Керченском проливе. Эти стоянки образовались в тех местах, где античные суда бросали якоря в ожидании попутного ветра для входа в Керченский пролив. В настоящее время они представляют собой участки дна моря, на которых рассеяны якоря и их детали. Как правило, стоянки находятся недалеко от поселений, которые в античное время были расположены на берегу, и временные рамки их существования совпадают. Изучение якорных стоянок позволяет уточнить хронологию их возникновения и развития, определить типы якорей античного времени. Типология якорей, в свою очередь, дает представление о типах судов, какие в древности посещали Керченский пролив. Кроме того, месторасположение якорных стоянок может внести дополнения к палеогеографическим представлениям о регионе – указать места древних бухт, песчаных кос, мысов, которые в наше время уничтожены вследствие подъема уровня моря.

Ключевые слова

Подводная археология, Керченский пролив, античное мореплавание, хронология, якоря, торговые пути, подъем уровня моря.

Петровский Василий Михайлович – аспирант кафедры истории древнего мира Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Благоволин, Н.С. 1962: Геоморфология Керченско-таманской области. М.

Зинько, В.Н., Шамрай, А.Н. 2009: Подводные археологические наблюдения и разведки у горы Опук. БИ XXI, 449–458.

Кондрашев, А.В. 2000: Корабельная стоянка у мыса Тузла в Керченском проливе. Таманская старина 3, 159–160.

Кулагин А.В., Окороков, А.В. 2016: Типология форм древних якорей. ВПА. М., 63–73.

Паромов, Я.М. 1992: Археологическая карта Таманского полуострова. М.

Паромов, Я.М. 2016: Уровень моря у берегов Таманского полуострова в античное и средневековое время. В сб.: Охрана и сохранение археологического наследия Тамани при реализации строительства Таманского терминала СУГ и нефтепродуктов: Материалы археологической научной конференции (Краснодарский край, Темрюкский р-н, пос. Волна, апрель, 2016). Краснодар, 91–102.

Сорокина, Н.П. 1957: Тузлинский некрополь. (Труды Государственного исторического музея XXVI). М.

Сударев, Н.И., Шамрай, А.Н. 2013: Рейдовая якорная стоянка Корокондамы (по материалам подводных разведок 2011–2012 гг.). БЧ XIV, 506–513.

Шамрай, А.Н. 2003: Гавань и якорная стоянка античной Корокондамы (по материалам подводных наблюдений и разведок 1979–1984 гг.). БЧ IV, 277–290.

Шамрай, А.Н. 2009: Локализация узлового навигационного пункта Азиатского Боспора – Корокондамы. БИ XXI, 144-163.

Шамрай, А.Н. 2010: Комплекс свинцовых штоков античных якорей у мыса Панагия (по материалам подводных археологических разведок 1985 г.). БЧ XI, 479–486.

Шарлай, Г.Н. 2011: Управление морским судном. Владивосток.

Шнюков, Е.Ф., Аленкин, В.Ф., Путь, А.Л. 1981: Геология шельфа УССР: Керченский пролив. Киев.

Steffy, R. 1985: The Kyrenia Ship: An Interim Report on Its Hull Construction. AJA 89/1, 71–101.