скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается группа бронзовых и биллоновых зеркал (11 экз.) из раннесредневековых могильников Дагестана (Аркас, Галла, Хлют, Агачкала, Куркли, Ахалчи, Хунзах, Дуранги, Дусрах, Ботлих, Хуты). По сопутствующему погребальному инвентарю эти погребения и представленные в них зеркала с центральной петлей датируются VI–IX вв. н.э. В отличие от широко распространенных в этот период зеркал с геометрической, солярной символикой, данные зеркала на оборотной стороне имеют стилизованные изображения рептилий (ящериц) и насекомых (сколопендр). На одном зеркале представлено изображение змеи (Ботлихский могильник). За пределами Дагестана известно только три бронзовых зеркала с подобными изображениями из раннесредневековых могильников: Верхне-Салтовский IV (Харьковская область, Украина), Даргавс и Змейский (оба – Северная Осетия) катакомбные могильники. Концентрация и топография находок таких зеркал в Дагестане и их редкое представительство за пределами Дагестана позволяют рассматривать раннесредневековое государственное образование Серир, как их основной ареал и место производства. С другой стороны, находки подобных зеркал на территории исторической Алании, в аланских катакомбах, вероятно, следует рассматривать в контексте алано-серирских политических и культурных связей. Как известно, зеркала выступали сакральными предметами, тесно связанными с погребальной идеологией. Образы хтонических существ, каковыми выступают изображенные на рассматриваемой группе зеркал рептилии и насекомые, подчеркивают эту связь зеркал с представлениями о потустороннем, загробном мире. Вероятно, появление данных образов было обусловлено тесными связями Дагестана с Сасанидским Ираном в религиозно-идеологической сфере, влиянием зороастрийской религии, в которой они предстают в качестве храфстра – порождений «полного смерти» Ахримана, вредных существ, связанных с миром тьмы.

Ключевые слова

Археология, раннее средневековье, Дагестан, могильники, бронзовые зеркала, зооморфные изображения, хтонические существа.

Гаджиев Муртазали Серажутдинович – доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом археологии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН

Давудов Шамиль Омарович – кандидат исторических наук, научный сотрудник ООО «Археологическое общество Кубани».

Абакаров, А.И., Давудов, О.М. 1993: Археологическая карта Дагестана. М.

Абакаров, А.И., Магомедов, Р.Г. 1991: Новые археологические находки из горного и плоскостного Дагестана. В сб.: О.М. Давудов (ред.), Горы и равнины Северо-Восточного Кавказа в древности и средние века. Махачкала, 190–202.

Аксенов, В.С. 2015: Богатое катакомбное захоронение Верхне-Салтовского IV могильника. Древности 2014–2015. Харьковский историко-археологический ежегодник 13, 288–305.

Аксенов, В.С. 2016: Катакомба № 119 Верхне-Салтовского IV могильника под Харьковом. РА 4, 106–123.

Атаев, Д.М. 1961: Некоторые средневековые могильники Аварии. В сб.: Г.Д. Даниялов (ред.), МАД II. Махачкала, 223–247.

Атаев, Д.М. 1963: Нагорный Дагестан в раннем средневековье (по материалам археологических раскопок Аварии). Махачкала.

Атаев, Д.М. 1973: Археологические исследования в Горном Дагестане осенью 1962 г. В сб.: Г.Д. Даниялов (ред.), МАД III. Махачкала, 51–59.

Бакушев, М.А. 2008: Погребальный обряд населения Дагестана албано-сарматского времени (III в. до н.э. – IV в. н.э.). Ростов-на-Дону.

Гаджиев, Г.А. 1991: Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. Махачкала.

Гаджиев, Г.А. 1980: Пережитки древних представлений в похоронно-погребальных обрядах лезгин. В сб.: З.О. Османов (ред.), Семейный быт народов Дагестана. Махачкала, 29–46.

Гаджиев, М.С. 1986: Погребальные памятники Дагестана позднеалбанского и раннесредневекового периодов (I–VII вв.). В сб.: М.А. Агларов (ред.), Обряды и культы древнего и средневекового населения Дагестана. Махачкала, 71–89.

Гаджиев, М.С., Давудов, Ш.О. 2010: Резной деревянный столик первых веков н.э. из окрестностей Карабудахкента (Дагестан). В сб.: О.М. Давудов (ред.), Исследования первобытной археологии Евразии. Сборник статей к 60-летию чл.-корр. РАН Х.А. Амирханова. Махачкала, 352–364.

Гаджиев, М.С., Давудов, Ш.О. 2012: К интерпретации образа крылатого коня на зооморфных бляшках из Дагестана. ВДНЦ 44, 32–37.

Гаджиев, М.С., Давудов, Ш.О. 2015: Бронзовая статуэтка быка из погребения близ сел. Дусрах. ВДНЦ 57, 36–43.

Гмыря, Л.Б. 1984: Из истории ремесленного производства в раннесредневековом Дагестане (По материалам Агачкалинского поселения). В сб.: Древние промыслы, ремесло и торговля в Дагестане. Махачкала, 73–90.

Давудов, О.М. 2012: Курклинский могильник раннего средневековья. Вестник Института истории, археологии и этнографии 3, 48–73.

Дзаттиаты, Р.Г. 2014: Аланские древности Даргавса. Владикавказ.

Дзаттиаты, Р.Г. 2016: Предметы импорта из катакомб Даргавса. Известия Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований 19 (58), 5–16.

Косяненко, В.М. 1994: К вопросу о хронологии и ритуально-магической роли бронзовых зеркал из некрополя Кобякова городища (по материалам раскопок 1956–1962 гг.). В сб.: В.Я. Кияшко (ред.), Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 1993г. Вып. 13. Азов, 70–83.

Котович, В.Г. 1961: Археологические работы в Горном Дагестане. В сб.: Г.Д. Даниялов (ред.), МАД II. Махачкала, 5–57.

Маммаев, М.М. 1989: Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление. Махачкала.

Маммаев, М.М. 1969: К характеристике металлообрабатывающего ремесла Урцекского городища албано-сарматского и раннесредневекового времени. Ученые записки Института истории, языка и литературы 19, 189–224.

Марковин, В.И., Твердохлебов A.M. 1955: Акушинский могильник. КСИИМК LX, 150– 154.

Минорский, В.Ф. 1963: История Ширвана и Дербенда X–XI веков. М.

Мунчаев, Р.М. 1958: Археологические исследования в нагорном Дагестане в 1954 г. КСИ- ИМК LXXI, 41–52.

Пикуль, М.И. 1967: Эпоха раннего железа в Дагестане. Махачкала.

Пикуль, М.И. 1991: Могильник у сел. Дуранги. В сб.: О.М. Давудов (ред.), .Горы и равнины Северо-Восточного Кавказа в древности и средние века. Махачкала, 165–181.

Сефербеков, Р.И. 2000: Традиционные религиозные представления табасаранцев (боги и демоны; верования, связанные с животными). Махачкала.

Смирнов, К.Ф. 1951: Археологические исследования в районе дагестанского селения Тарки в 1948–1949 гг. В кн.: Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. (МИА 23), 226–301.

Смирнов, К.Ф. 1952: Археологические исследования в Дагестане в 1948–1950 годах. КСИ- ИМК XLV, 83–96.

Толстая, С.М. 1994: Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах. В сб.: Н.И. Толстой (ред.), Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. М., 111–129.

Халидова, М.Р. 1992: Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. Махачкала.

Хамицаев, Т.А., Бязыров, А.X. (сост.) 1989: Нарты: Осетинский героический эпос. Т. 2. М.

Чурсин, Г.Ф. 1995: Авары: Этнографический очерк. 1928 г. Махачкала.

Moazami, M. 2005: Evil Animals in the Zoroastrian Religion. History of Religions 44.4, 300– 317.