скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена репрезентации культа царя на монетах ряда правителей эпохи предэллинизма и эллинизма. Монета становится одним из главных средств пропаганды царского культа после того, как Александр Македонский на основе традиционных мотивов в чеканках Аминты III, Пердикки III и Филиппа II создал новый монетный тип, получивший широкое распространение в монетной типологии последующее время. Если во времена Александра существовал религиозный запрет на прижизненное изображение правителя на монетах, то диадохи окончательно преодолели его, расширив практику персидских сатрапов и ликийских династов. Образ Александра Великого стал ассоциироваться с портретом правящего в это время царя. Александр был увековечен эллинистическими правителями, и его изображения получили еще большее распространение чем при жизни. Диадохи превратили монету в яркое средство пропаганды культа правителя как харизматической личности и прославления его политических и военных достижений. Синкретизм образа царствующего правителя с Зевсом, Гераклом и другими героями и божествами, сопровождавшееся изображениями атрибутов божеств, получил широкое распространение в чеканках диадохов, которые изначально использовали почитаемый всеми образ Александра для легитимизации преемственности своей власти и подчеркивания ее божественного характера. Постепенно эллинистические правители заменили образ Александра на монетах своим собственным при сохранении общей иконографии. Однако впоследствии идеализированный стиль портрета правителя на монетах сменяет реалистичный стиль, что сделало еще более эффективным пропаганду культа царя и его успехов.

Ключевые слова

предэллинизм, эллинизм, монетная чеканка культ царя, Александр Македонский, диадохи.

 

Анастасия Сергеевна Черкасова – аспирант кафедры истории древнего мира МГУ им. М.В. Ломоносова, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0001-5605-9712

 

Абрамзон, М.Г. 1995: Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи. М.

Байбаков, Е.И. 1914: Происхождение эллинистического культа царей. Харьков.

Журавлева, Н.В. 2009: Царский культ в государстве Селевкидов (от Селевка до Антиоха III). Дисс…. канд. ист. наук. М.

Климов, О.Ю. 2010: Пергамское царство: Проблемы политической истории и государ- ственного устройства. СПб.

Ладынин, И.А. 2001: Прижизненный царский культ Александра Великого: к проблеме со- отношения египетских и греческих компонентов. В сб.: Древний Восток: Общность и своеобразие культурных традиций. М., 200–225.

Нефедов, К.Ю. 2014: Культ правителя и царская власть в эпоху эллинизма. В сб.: А.В. Подосинов, О.Л. Габелко (ред.), Древнейшие государства Восточной Европы. 2012 год: Проблемы эллинизма и образования Боспорского царства. М., 239–257.

Нефедов, К.Ю. 2009: Культ правителя и коронация диадохов. В сб.: А.В. Махлаюк (ред.), Из истории античного общества. 12. Нижний Новгород, 92–123.

Сапрыкин, С.Ю. 1996: Понтийское царство: Государство греков и варваров в Причерно- морье. М.

Сапрыкин, С.Ю. 2009: Религия и культы Понта эллинистического и римского времени. М.–Тула.

Сапрыкин, С.Ю. 2016: Культ царя и царские культы в Понте и на Боспоре. В сб.: С.Ю. Сапрыкин, И.А. Ладынин (ред.), «Боги среди людей»: Культ правителей в эллинистиче- ском, постэллинистическом и римском мире. М.–СПб., 380–450.

Сапрыкин, С.Ю. 2019: Митридат Пергамский – известный и неизвестный правитель. ВДИ 2, 280–306.

Сапрыкин, С.Ю. 2016: Монеты типа «Артемида/олень» боспорского чекана митридатов- ского времени. ПИФК 4, 249–265.

Сапрыкин, С.Ю. 2017: Эллинизм в Причерноморье. БИ 35, 126–167.

Тарн, В. 1949: Эллинистическая цивилизация. М.

Трофимова, А.А. 2012: ImitatioAlexandri: Портреты Александра Македонскогои мифологические образы в искусстве эпохи эллинизма. СПб.

Ханиотис, А. 2005: Театральность вне театра. «Постановка» общественной жизни в элли- нистическом мире. Antiquitas aeterna 1, 155–190.

Холод, М.М. 2016: Обожествление Александра Великого в греческих городах Малой Азии. В сб.: С.Ю. Сапрыкин, И.А. Ладынин (ред.), «Боги среди людей»: Культ прави- телей в эллинистическом, постэллинистическом и римском мире. М.- СПб., 230–264.

Шифман, И.Ш. 1988: Александр Македонский. Л.

Шофман, А.С. 1976: Восточная политика Александра Македонского. К. Badian, E. 1996: Alexander the Great between Two Thrones and Heaven: Variations on an Old Theme. In Subject and Ruler: The Cult of Ruling Power in Classical Antiquity (Journal of Roman Archaeology Supplementary Series 17), 11–26.

Bellinger, A.R. 1963: Essays on the Coinage of Alexander the Great. New York. Beetham, D. 1991: The Legitimation of Power. London.

Bieber, M. The Portraits of Alexandar the Great. In Proceedings of the American Philosophical Society 93, 5, 373–421, 423–427.

Briant, P. 2002: FromCyrustoAlexander.AHistoryofthePersianEmpire. Winona Lake, Indiana. Burcu Erciyas, D. 2006: Wealth, Aristocracy and Royal Propaganda under the Hellenistic King- dom of the Mithridatids in the Central Black Sea Region of Turkey 12. Leiden–Boston.

Cahn, H. 1949: Frühhellenistische Münzkunst. Basel.

Davis, N., Kraay, C.M. 1973: The Hellenistic kingdoms: portrait coins and history. London. Göbl, R. 1978: Antike Numismatik. Munich.

Hölscher, T. 1971: Ideal und Wirklichkeit in den Bildnissen Alexanders des Großen. Heidelberg. Imhoof-Blumer, F. 1885: Porträtköpfe auf antiken Munzen hellenischer und hellenisierter Völk- er. Leipzig.

Kroll, J.H. The Emergence of Ruler Portraiture on Early Hellenistic Coins: The Importance of Being Divine. In P. Schultz, R. von den Hoff (eds.), Early Hellenistic Portraiture: Image, Style, Context. Cambridge, 113–122. Le Rider, G. 2007: Alexander the Great: Coinage, Finances, and Policy. Philadelphia.

Le Rider, G. 1993: Les deux monnaies macédoniennes des années 323–294/290. In Bulletin de correspondance hellénique 117, 491–500.

Lorber, C.C. 2012: The coinage of the Ptolemies. In W.E. Metcalf (ed.), The Oxford Handbook of Greek and Roman Coinage. Oxford, 211–234.

Lorber, C.C. 2005: A revised chronology for the coinage of Ptolemy I. Numismatic Chronicle 165, 45–64.

Mørkholm, O. 1991: Early Hellenistic Coinage. From the accession of Alexander to the peace of Apamea (336-188 B.C.). Cambridge.

Nilsson, M.P. 1961: GeschichtedergriechischenReligion.Bd. 2. Die hellenistische und römische Zeit. München. Palagia, O. 1986: Imitation of Herakles in Ruler Portraiture: A Survey, From Alexander to Maximinus Daza. In R. Stupperich (ed.), Münstersche Beiträge zur Archäologie 9. Münster, 137–51.

Pollitt, J.J. 1986: Art in the Hellenistic Age. Cambridge.

Price, M.J. 1991: The Coinage in Name of Alexander the Great and Philip Arrhidaeus. von Reden, S. 2007: Money in Ptolemaic Egypt, from the Macedonian Conquest to the End of the Third Century BC. Cambridge.

Reinach, T. 1895: Mithradates Eupator, König von Pontos. Leipzig. Robertson, M. 1981: A Shorter History of Greek Art. Cambridge–New York. Schubart, W. 1937: Die religiöse Haltung des frühen Hellenismus. München. Schwarzenberg, E. 1976: The Portraiture of Alexander. In E. Badian (ed.), Alexandre le Grand: Image et réalité. Geneva, 223–278.

Seltman, C. 1933: Greek coins. London.

Smith, R.R.R. 1991: Hellenistic Sculpture. London. Smith, R.R.R. 1988: Hellenistic Royal Portraits. Oxford.

Stewart, A.F. 1993: Faces of Power: Alexander’s Image and Hellenistic Politics. Berkeley–Los Angeles. Steward, A. 2014: Art in the Hellenistic World: An Introduction. Cambridge.

Thompson, M. The Coinage of Philip II and Alexander III. In: Studies in History of Art 10, 113–122.

Thonemann, P. 2016: The Hellenistic world: using coins as courses. Cambridge.