скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается дипломатическая деятельность полисов в III в. до н.э., использующих панэллинские празднества для укрепления связей с греческими общинами. Примером служит Магнесия на Меандре, превратившая обряд в святилище Артемиды Левкофриены в общегреческий праздник с состязаниями «стефанитэс», равными Пифийским играм в Дельфах, и объявлением асилии (неприкосновенности) города и хоры. Крупный архив надписей этого города позволяеть проследить маршруты посольств, отправленных горожанами во все концы эллинистического мира, и реконструировать доводы послов, убеждавших полисы и союзы греческих племен признать их праздник и асилию города и хоры. Анализ надписей демонстрирует, что посольства тщательно готовились. Продумывались маршруты, изучались документы и произведения поэтов и историков, чтобы составить письма с убедительной аргументацией.

Важной особенностью этой деятельности Магнесии на Меандре является то, что она осуществляется, по крайней мере, внешне, совершенно независимо от правителей. Магнеты направляют посольства к «монархам, полисам и народам», не обращая внимания на границы царств. Подобные посольства с приглашениями на праздник, и ответные посольства, соединяли невидимыми нитями эллинов, где бы они ни жили. Такое уникальное явление, свойственное греческой цивилизации с глубокой древности, как сохранение единства эллинов, несмотря на их географическую рассеянность и политическую раздробленность, в эпоху эллинизма проявилось особенно ярко при организации панэллинских праздников. А проведение наряду с атлетическими и конными также и мусических состязаний внесло свой вклад в сохранение и распространение греческой культуры во всем Средиземноморье.

Ключевые слова

Эллинизм, Магнесия на Меандре, святилище Артемиды Левкофриены, амфиктионы, асилия, Дельфы, панэллинские праздники, феоры.

Шарнина Ариадна Борисовна – кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бикерман, Э. 1985. Государство Селевкидов. М.

Глускина, Л.М. 1977: Асилия эллинистических полисов и Дельфы. ВДИ 1, 82–94.

Лаптева, М.Ю. 2009: У истоков древнегреческой цивилизации. Иония XI–VI вв. до н.э. СПб.

Сизов, С.К. 1989: Ахейский союз. М.

Шарнина, А.Б. 2002: Техниты Диониса. В кн.: Э.Д. Фролов, Е.В. Никитюк, А.В. Петров, А.Б. Шарнина (ред.), Альтернативные социальные сообщества в античном мире. СПб., 217–317.

Шарнина, А.Б. 2017: Дипломатические инструменты в практике предотвращения военных конфликтов в эллинистическую эпоху (асилия). Метаморфозы истории 9, 76–92.

Шарнина, А.Б. 2019: Святилища в системе межполисных связей эллинистической эпохи (святилище Артемиды Левкофриены в Магнесии-на-Меандре). В кн.: В.А. Фядосік (ред.), Лістападаўскія сустрэчы – XIII: матэрыялы міжнар. навук. выкладчыц.-сту- дэнц. канф. у гонар акад. М.М. Нікольскага і У.М. Перцава, Мінск, 14–15 лістап. 2019 г. Мінск, 33–36.

Boesch, P. Θεωρός. 1908: Untersuchung zur Epangelie griechischer Feste. Berlin.

Ceccarelli, P. 2018: Diplomatic Protocols in the Hellenistic Period. In: P. Ceccarelli, L. Doering, Th. Fögen, I. Gildenhard (eds.), Letters and Communities: Studies in the Social-Political Dimensions of Ancient Epistolography. Oxford, 147–183.

Chaniotis, A. 1995: Sich selbst feiern? Städtische Feste des Hellenismus im Spannungsfeld von Religion und Politik. In: M. Wörrle, P. Zanker (Hrsg.), Stadtbild und Bürgerbild im Hellenismus (Vestigia. Beiträge zur Alten Geschichte 47). München, 147–172.

Chaniotis, A. 1999: Empfängerformular und Urkundenfälschung: Bemerkungen zum Urkundendossier von Magnesia am Mäander. In: R.G. Khoury (Hrsg.), Urkunden und Urkundenformulare im klassischen Altertum und in den orientalischen Kulturen. Heidelberg, 51–69.

Ebert, J. 1982: Zur Stiftungsurkunde der Leukophryena in Magnesia am Mäander. Philologus 126, 198–216.

Flacelière, R. 1937: Les Aitoliens à Delphes. Paris.

Hammerschmied, K. 2018: The Panhellenic Festival of Artemis Leukophryene in Magnesia-On- The-Meander. A Spatial Analysis of a Hellenistic Procession. In: U. Luig (ed.), Approaching the Sacred. Pilgrimage in historical and intercultural perspective. Berlin, 91–127.

Kern, O. 1900: Die Inschriften von Magnesia am Maeander. Berlin.

Kyle, D.G. 1996: Gifts and Glory. Panathenaic and Other Greek Athletic Prizes. In: J. Neils (ed.), Worshipping Athena. Panathenaia and Parthenon. Wisconsin University, 106–136.

Nachtergael, G. 1977: Les Galates en Grèce et les Sôtéria de Delphes. Bruxelles.

Parke, H.W. 1977: Festivals of the Athenians. London: Thames and Hudson.

Rigsby, K. J. 1996: Asylia: Territorial Inviolability in the Hellenistic World. Berkeley–Los Angeles– London.

Sammartano, R. 2008/2009: Magnesia sul Meandro e la “diplomazia della parentela”. Ὅρμος – Ricerche di Storia Antica 1, 111–139.

Slater W.J., Summa, D. 2006: Crowns at Magnesia. Greek, Roman, and Byzantine Studies 46, 275–299.

Sassu, R. 2018: Santuari panellenici: dalla competizione individuale all’autorappresentazione collettiva. Thiasos 7.1, 61–81.

Sumi, G. 2004: Civic Self-representation in the Hellenistic World: The Festival of Artemis Leukophryene in Magnesia-on-the-Maeander. In: S. Bell, G. Davies (eds.), Games and Festivals in Classical Antiquity. Oxford, 79–92.

Thonemann, P. 2007: Magnesia and the Greeks of Asia (I.Magnesia 16.16). Greek, Roman, and Byzantine Studies 47, 151–160.

Wiemer, H.-U. 2009: Neue Feste – neue Geschitsbilder? Zur Erinnerungsfunktion städtischer Feste im Hellenismus. In: H.U. Wiemer, H. Beck (eds.), Feiern und Erinnern. Geschitsbilder im Spiegel Antiker Feste. Berlin, 83–108.