скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена одной из наименее исследованных сторон античной магии – ее звуковой составляющей. В поисках ответа на вопрос, фигурировала ли в древнеримской магии музыка в каком-либо виде, проанализированы античные источники; кроме того, привлекается сопоставительный материал из области этнографии.

Античные авторы описывают римскую традицию издавать во время лунного затмения шум при помощи предметов из медного сплава, в том числе музыкальных инструментов. Эти действия должны были воспрепятствовать затмению, которое, наряду с другими необычными природными явлениями, вызывало страх и могло восприниматься как дурное предзнаменование или гнев богов. В ряде источников, чаще всего поэтических, лунное затмение объясняется колдовством: согласно им, луну сводят с неба ведьмы. Распространение подобных представлений и появление в римской литературе образа ведьмы, обладающей властью над силами природы и способностью сводить с неба светила, связаны с увлечением римлян в I в. до н. э. магическими практиками, а также с влиянием греческих источников. В народных верованиях, нашедших отражение в римской поэзии, звон меди и громкое звучание духовых инструментов могли выступать как средство, способное помешать колдовству и вернуть луну на небо.

В ходе анализа источников сделан вывод о том, что такого рода ритуальный шум производился с защитной целью и был призван отогнать зло. Возникавшие в результате протомузыкальные формы нельзя назвать «музицированием» в узком смысле слова: использование музыкальных инструментов в этом случае не имело эстетической функции.

Ключевые слова

Древний Рим, античная магия, лунное затмение, апотропеический шум, музыкальные инструменты.

Зубарева Алена Валерьевна – аспирант кафедры всеобщей истории РГПУ им. А.И. Герцена, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Агапкина, Т.А. 1995: Звуковое поле традиционного календаря. В сб.: Е.А. Дорохова, Н.И. Жуланова, О.А. Пашина (ред.), Голос и ритуал. М., 9–11.

Байбурин, А.К. 1993: Ритуал в традиционной культуре. СПб.

Белова, О.В., Толстая, С.М. 2004: Луна. В кн.: С.М. Толстая (отв. ред.), Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. 3. М., 143–147.

Виноградова, Л.Н. 2010: Из словаря «Славянские древности»: Стрига. Славяноведение 6, 41–44.

Гаспаров, М.Л. 1978: Примечания. В кн.: Публий Овидий Назон, Скорбные элегии. Письма с Понта. М., 225–266.

Герцман, Е.В. 1995: Музыка Древней Греции и Рима. СПб.

Зубарева, А.В. 2016: Музыка и музыканты в погребальном обряде Древнего Рима. В кн.: Т.В. Кудрявцева (отв. ред.), Герценовские чтения – 2015. Актуальные проблемы всеобщей истории. Вып. 1. СПб., 41–50.

Кагаров, Е.Г. 1929: Состав и происхождение свадебной обрядности. В кн.: Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 8. Л., 152–195.

Кудрявцева, Т.В. 2014: Магические практики в законах XII таблиц. ВДИ 4, 40–55.

Левкиевская, Е.Е. 1995: Голос и звук в славянской апотропеической магии. В сб.: Е.А. Дорохова, Н.И. Жуланова, О.А. Пашина (ред.), Голос и ритуал. М., 45–47.

Мороз, А.Б. 1995: Звук / отсутствие звука как способ характеристики «сего» и «того» света (На примере сербохорватских заговоров). В сб.: Е.А. Дорохова, Н.И. Жуланова, О.А. Пашина (ред.), Голос и ритуал. М., 85–88.

Петрова, М.С. 2000: Природа души и мира в диалоге Плутарха «О лике, видимом на диске Луны». В кн.: П.П. Гайденко, В.В. Петров (ред.), Философия природы в античности и в Средние века. М., 122–131.

Плотникова, А.А. 1999: Затмение. В кн.: С.М. Толстая (отв. ред.), Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. 2. М., 276–279.

Творогов, О.В. 1995: Астрономические явления в «Слове». В кн.: О.В. Творогов (отв. ред.), Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1. СПб.,73–76.

Толстой, Н.И. 1995: Магическая сила голоса в охранительных ритуалах. В сб.: Е.А. Дорохова, Н.И. Жуланова, О.А. Пашина (ред.), Голос и ритуал. М., 103–106.

Штаерман, Е.М. 1987: Социальные основы религии Древнего Рима. М.

Burriss, Е.Е. 1936: The Terminology of Witchcraft. Classical Philology 31, 2, 137–145.

Edmonds, R.G. 2019: Drawing Down the Moon: Magic in the Ancient Greco-Roman World. Princeton–Woodstock.

Johns, C. 1982: Sex or Symbol: Erotic Images of Greece and Rome. London.

Landels, J.G. 2002: Music in Ancient Greece and Rome. London; N. Y.

Luck, G. 1999: Witches and Sorcerers in Classical Literature. In: B. Ankarloo et al. (eds.), Witchcraft and Magic in Europe: Ancient Greece and Rome. Philadelphia, 91–158.

Ogden, D. 2002: Magic, Witchcraft, and Ghosts in the Greek and Roman Worlds: A Source Book. N. Y.

Parker, A. 2018: ‘The Bells! The Bells!’ Approaching Tintinnabula in Roman Britain and Beyond. In: A. Parker et al. (eds.), Material Approaches to Roman Magic. Occult Objects and Supernatural Substances. Oxford–Philadelphia, 57–68.

Roscher, W.H. 1894–1897: Mondgöttin. In: W.H. Roscher (ed.), Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Bd. II. Abt. II. Leipzig, 3119–3200.

Suoni silenti 2011: R.Viccei (ed.), Suoni silenti: Immagini e strumenti musicali del Civico Museo Archeologico di Milano. Milano.

Wille, G. 1967: Musica Romana. Die Bedeutung der Musik im Leben der Römer. Amsterdam.