скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается проблема отождествления императора и бога Хора. Победоносный образ римского правителя, отождествленного с сокологоловым богом, пропагандировался через изображения на храмовых рельефах, монетах и почитался в частных религиозных ассоциациях. Согласно тексту греческого папируса P. Giss 3, черты солярных богов Хора, Аполлона и Юпитера появлялись в образе живущего императора – Адриана, – который контаминировался с ними в долине реки Нил и выступал в качестве психопомпа, ведущего на небо почившего правителя. Правитель также выступал в образе Хора-Гелиоса-Ра, проявляя себя как Sol Invictus. Усопший император – Траян – вбирал черты Юпитера-триумфатора и Осириса – победителя смерти. Контаминация образов почившего императора-отца и живущего правителя-сына, отраженная в P. Giss 3, находит параллель в храмах Египта, где Хор и Осирис отождествлены между собой. Ка-τύχη живущего монарха, отождествленного с Хором, и покойного правителя в образе бога-отца тесно связаны между собой, обнаруживают египетские и греко-римские корни и становятся фактором легитимизации власти правящего императора. Соединение в образе императора египетских и греко-римских черт является новой формой интерпретации власти правителя в Нильской долине.

Ключевые слова

Римский императорский культ, Римский Египет, Хор-Аполлон, Юпитер, Гелиос-Ра, Осирис, дух Ка, τύχη-genius, Адриан, Траян.

Качан Сергей Александрович – независимый исследователь, Нижний Новгород, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Большаков, А.О. 2000: Древнеегипетская скульптура и «Хорово имя». ВДИ 2, 1–15.

Гуськов, Е.А. 2016: Цезарь и начало римского императорского культа. В сб.: С.Ю. Сапры- кин, И.А. Ладынин (ред.), «Боги среди людей»: культ правителей в эллинистическом и постэллинистическом мире. (Труды исторического факультета МГУ 82.2. Истори- ческие исследования 39). М.–СПб., 609–628.

Кеес, Г. 2005: Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства. СПб.

Ладынин, И.А. 2017: Начало македонского времени в категориях традиционного мировоз- зрения древних египтян конца IV–начала III вв. до н.э.: дисс. док. ист. наук. М.

Парфенов, В.Н. 2016: «Владыка и бог» Домициан. Характер императорского культа при последнем Флавии. В сб.: С.Ю. Сапрыкин, И.А. Ладынин (ред.), «Боги среди людей»: культ правителей в эллинистическом и постэллинистическом мире. (Труды истори- ческого факультета МГУ 82. 2. Исторические исследования 39). М.– СПб., 682–721.

Соболевский, С.И. (ред.) 1958: Древнегреческо-русский словарь. Т.1. М.

Томашевич, О.В. 2014: Древнеегипетский бог Хор и Св. Георгий. В сб.: Н.В. Бугаева, М.В. Дурново, С.Ю. Сапрыкин, О.В. Томашевич (ред.), Lanterna Nostra. К юбилею проф. И.Л. Маяк. СПб., 23–33.

Allen, J.P. 1989: The Cosmology of the Pyramid Texts. In: W.K. Simpson (ed.), Religion and Philosophy in Ancient Egypt. New Haven, 1–26.

Assmann, J. 2006: Der Ka als Double. In: V. Stoichita (Hrsg.). Das Double. Wiesbaden, 59–78.

Bakhoum, S. 1998: Sylloge Nummorum Graecorum France 4. Département des Monnaies, Médailles et Antiques. Alexandrie I: Auguste – Trajan. Zürich.

Barbagli, N. 2017: Imperial Insignia for an Egyptian God: Horus and the Roman Emperor. In: J. Chyla, K. Rosińska-Balik, J. Debowska-Ludwin, C. Walsh (eds.), Current Research in Egyptology 2016. Proceedings of the Seventeenth Annual Symposium Jagiellonian University, Krakow 2016, https://www.academia.edu/31122803/Imperial_insignia_for_an_ Egyptian_god_Horus_and_the_Roman_Emperor).

Baud, M. 2010: The Old Kingdom. In: A.B. Lloyd (ed.), A companion to Ancient Egypt 1, 63–80.

Behr, C.A. 1973: Aristides. Text and translation I. London.

Bergmann, M. 2013: Portraits of an Emperor – Nero, the Sun, and Roman Otium. In: E. Buckley, M. Dinter (eds.), A Companion to the Neronian Age. Malden, 332–362.

Betz, H.D. (ed.) 1997: The Greek Magical Papyri in Translation (including the Demotic Spells). Chicago.

Biebas-Richter, J.M.A. 2014: Iuppiter und der Kaiser. Zur Bedeutung des Iuppiterkultes für die Herrschaftslegitimation des römischen Kaisertums. Inauguraldissertation zur Erlangung des Grades einer Doktorin der Philosophie. Bochum.

Boatwright, M.T. 2000: Hadrian and the City of the Roman Empire. Princeton.

Boer, den, W. 1975: Trajan’s deifi cation and Hadrian’s succession. Ancient Society 6, 203–212.

Camia, F. 2017: Cultic and Social Dynamics in the Eleusinian Sanctuary Under the Empire. In: E.M. Grijalvo, J.M.C. Copete, F.L. Gomez (eds.), Empire and Religion. Religious Change in Greek Cities under Roman Rule. Boston–Leiden, 45–66.

Capriotti-Vittozzi, G. 2014: The Flavians: Pharaonic Kingship between Egypt and Rome. In: L. Bricault, M.J. Versluys (eds.), Power, Politics and the Cults of Isis. Proceedings of the 5th International Conference of Isis Studies, Boulogne-sur-Mer, October 13–15, 2011. Leiden– Boston, 237–259.

Castiglione, L. 1970: Diocletianus und die Blemmyes. Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde 96, 90–103.

Claytor,W.G., Verhoogt, A. (eds.) 2018: Papyri from Karanis: The Granary C123. Michigan.

Copete, J.M.C. 2017: Hadrian Among the Gods. In: E.M. Grijalvo, J.M.C. Copete, F.L. Gomez (eds.), Empire and Religion. Religious Change in Greek Cities under Roman Rule. Boston– Leiden, 112–136.

Daumas, F. 1958: Les mammisis des temples egyptiens. Paris.

De Jong, J. 2006: The Representation and Perception of Roman Imperial Power in Greek Papyrus Texts from Egypt, AD 193–284: PhD Thesis. Nijmegen.

De Morgan, J., Bouriant, U., Legrain, G. 1902: Catalogue des monuments et inscriptions de l’Egypte antique. Première série, Haute Egypte II. Kom Ombos. Vienne.

Dörner, N. 2014: Feste und Opfer für den Gott Caesar. Kommunikationsprozesse im Rahmen des Kaiserkultes im römischen Ägypten der julischclaudischen Zeit (30 v. Chr.–68 n. Chr.). Rahden.

Dunand, F. 1983: Culte royal et culte imperial en Egypte. Continuités et ruptures. In: Das römisch- byzantinische Ägypten. Aegyptiaca Treverensia 2, 47–56.

Dundas, G.S. 2002: Augustus and the Kingship of Egypt. Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte 51. 4, 433–448.

Dundas, G.S. 1994: Pharaoh, Basileus and Imperator: The Roman Imperial Cult in Egypt: PhD Thesis. Los Angeles.

El-Khachab, A.M. 1961: Ὁ “ΚΑΡΑΚΑΛΛΟΣ” ΚΟΣΜΟΚΡΑΤΩΡ. Journal of Egyptian Archaeology 47, 119–133.

El-Khachab, A.M. 1971: Some Gem-Amulets Depicting Harpokrates Seated on a Lotus Flower. Journal of Egyptian Archaeology 57, 132–145.

Fishwick, D. 1991: The Imperial Cult in the Latin West: Studies in the Ruler Cult of the Western Provinces of the Roman Empire II. 1. Leiden.

Frankfort, H. 1948: Kingship and the Gods: A Study of Ancient Near Eastern Religion as the Integration of Society and Nature. London.

Frankfurter, D. 1998: Religion in Roman Egypt: Assimilation and Resistance. Princeton.

Gradel, I. 2002: Emperor Worship and Roman Religion. Oxford.

Grenier, J-C. 1989: Les titulatures des empereurs romains dans les documents en langue égyptienne. Bruxelles.

Grenier, J-C. 1995: L‘Empereur et le Pharaon. In: W. Haase, H. Temporini (Hsrg.), Aufstieg und Niedergang der römischen Welt II. 18.5. Berlin–New York, 3181–3194.

Griffiths, J.G. 1980: The Origin of Osiris and his Cult. Leiden.

Gutbub, A. 1973: Textes fondametaux de la theologie de Kom Ombo. Caire.

Heinen, H. 1995: Vorstufen und Anfänge des Herrscherkultes im römischen Ägypten. In: W. Haase, H. Temporini (Hrsg), Aufstieg und Niedergang der römischen Welt II. 18.5. Berlin–New York, 3160–3180.

Heinen, H. 2007: Ägypten im Römischen Reich, Beobachtungen zum Thema Akkulturation und Identität. In: S. Pfeiffer (Hsrg.), Ägypten unter fremden Herrschern zwischen persischer Satrapie und römische Provinz. Frankfurt am Main, 186–207.

Hekster, O., Claes, L., Manders, E., Slootjes, D., Klaassen, Y., Haan, de, N. 2014: Nero’s Ancestry and the Construction of the Imperial Ideology in the Early Empire. A Methodological Case Study. Journal of Ancient History and Archeology 1. 4, 7–27.

Hekster, O., Rich, J. 2006: Octavian and the Thunderbolt: The Temple of Apollo Palatinus and Roman Traditions of Temple Building. The Classical Quarterly 56. 1, 149–168.

Helck, Te W. 1967: Seth, God of Confusion. Leiden.

Helck, Te W. 1980: Maga. In: W. Helck, W. Westendorf (hrsg.), Lexikon der Ägyptologie III. Wiesbaden, 1133.

Herklotz, F. 2007: Prinzeps und Pharao: der Kult des Augustus in Ägypten. Frankfurt am Main.

Hölbl, G. 2000: Altägypten im Romischen Reich: der römische Pharao und seine Tempel 1: Römische Politik und altagyptische Ideologie von Augustus bis Diocletian. Tempelbau in Oberägypten. Mainz.

Hölbl, G. 2004: Altägypten im Romischen Reich: der römische Pharao und seine Tempel 2: Die Tempel des römischen Nubien. Mainz.

Kantorowicz, E.H. 1961: Gods in Uniform. Proceedings of the American Philosophical Society 105. 4, 368–393.

Kneißl, P. 1969: Die Siegestitulatur der römischen Kaiser. Untersuchungen zu den Siegerbeinamen des ersten und zweiten Jahrhunderts. Göttingen.

Koortbojian, M. 2013: The Divinization of Caesar and Augustus: Precedents, Consequence, Implications. Cambridge.

Kreitzer, L. 1990: Apotheosis of the Roman Emperor. The Biblical Archaeologist 53. 4, 210–217.

Lee, A.D. 2000: Pagans and Christians in Late Antiquity: A Sourcebook. London–New York.

Lepsius, R. 1970: Denkmdler aus Agypten und Athiopien II. Leipzig.

Mariette, A. 1870a: Dendérah: Description général du grand temple de cette ville I. Paris.

Mariette, A. 1870b: Dendérah: Description général du grand temple de cette ville II. Paris.

Martyndale-Howard, J. 2013: Augustus: Caesar and god. Varying Images of the fi rst Roman Emperor. In: Fresh Perspectives on Graeco-Roman Visual Culture. Proceedings of an International Conference at the Humboldt-Universität. Berlin, 81–83

Nagel, S. 2017: Mittelplatonischen Konzepte der Göttin Isis bei Plutarch und Apuleius im Vergleich mit ägyptischen Quellen der griechisch-römischen Zeit. In: M. Erler, M.A. Stadler (Hsrg.), Platonismus und spätägyptische Religion: Plutarch und die Ägyptenrezeption in der römischen Kaiserzeit. Berlin, 79–126.

Noeske, H-C. 2009: Die Münzprägung des Octavianus /Augustus in Alexandria. Materialien und Überlegungen zur Entstehung und Ausgestaltung einer Provinzialwährung. In: A. Coskun, H. Heinen, S. Pfeiffer (Hsrg.), Identitat und Zugehorigkeit im Osten der griechisch-romischen Welt: Aspekte ihrer Reprasentation in Stadten, Provinzen und Reichen. Inklusion/ Exklusion: Studien zu Fremdheit und Armut von der Antike bis zur Gegenwart 14. Frankfurt am Main–Berlin–Bern–Bruxelles–New York–Oxford–Wien, 81–141.

Peppard, M. 2011: The Son of God in the Roman World. Divine Sonship in Its Political and Social Context. Oxford.

Pestman, P.W. 1994: The New Papyrological Primer. Leiden.

Pfeiffer, S. 2009: Octavian Augustus und Ägypten. In: A. Coskun, H. Heinen, S. Pfeiffer (Hsrg.), Identitat und Zugehorigkeit im Osten der griechisch-romischen Welt: Aspekte ihrer Reprasentation in Stadten, Provinzen und Reichen. Inklusion/Exklusion: Studien zu Fremdheit und Armut von der Antike bis zur Gegenwart 14. Frankfurt am Main–Berlin– Bern–Bruxelles– New York–Oxford–Wien, 55–79.

Pfeiffer, S. 2010: Der römische Kaiser und das Land am Nil. Kaiserverehrung und Kaiserkult in Alexandria und Ägypten von Augustus bis Caracalla (30 v. Chr.–217 n. Chr.). Stuttgart.

Porter, B., Moss, R.L.B. 1991: Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, Reliefs, and Paintings VI. Upper Egypt: Chief Temples (including Thebes). Abydos, Dendera, Esna, Edfu, Kom Ombo, and Philae. Oxford.

Rathbone, D.W. 2003: A Town Full of Gods: Imaging Religious Experience at Tebtunis. The Lecture for the Tebtunis Papyri. Berkeley, 1–26.

Schneider, T. 2003: Foreign Egypt: Egyptology and the Concept of Cultural Appropriation. Ägypten und Levante 13, 155–161.

Tallet, G. 2012: Oracles. In: C. Riggs (ed.), The Oxford Handbook of Roman Egypt. Oxford, 398–418.

Wallace-Hadrill, A. 1981: The Emperor and His Virtues. Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte 30. 3, 298–323.