скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается первичные результаты анализа и использования референсной коллекции пигментов с целью определения типа пигмента на памятниках наскального искусства. Коллекция содержит набор пигментов желтого, красного, коричневого и черного цветов, преимущественно минерального происхождения. Цвет красок определяется тем, какой пигмент использовали для их приготовления, а также какова была технология его подготовки, применялись ли перетирание, смешивание, обжиг. Изучение образцов из коллекции пигментов с использованием энергодисперсионной спектроскопии показало, что красные охры содержат относительно небольшое количество железа – менее 12% ат, тогда как образцы из группы гематитов (как природных, так и синтетических) – порядка 40% ат. Также имеются различия в их цвете – при трансформации цифрового изображения из пространства RGB в HSB анализ канала цветового тона (hue) показал, что при яркости менее 30% образец относится к гематитам, а при высокой яркости к охрам. Таким образом, используя исключительно цифровое изображение, исследователи имеют возможность определить, выполнено оно красной охрой или гематитом, а при наличии нескольких изображений на плоскости, при условии одинакового состояния сохранности, разделить их по составу. В работе показана взаимосвязь цвета краски и ее состава на примере двух памятников – Каповой пещеры и погребений каракольской культуры. В Каповой пещере были зафиксированы рисунки, выполненные как охрой, так и гематитом. На примере плит из погребений каракольской культуры было показано, что различия в цвете красок, определенные путем сравнения рисунков с выкрасками пигментов из референсной коллекции, обусловлены различными источниками сырья пигментов, использовавшегося при декорировании разных погребений.

Ключевые слова

Археология, наскальные изображения, пигменты, цвет, анализ изображений

Пахунов Александр Сергеевич – младший научный сотрудник Центра палеоискусства ИА РАН.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-29-04172.

Пахунов, А.С. 2014: Фотосъемка в инфракрасном диапазоне и цифровая обработка изображений палеолитической живописи Каповой пещеры: первые результаты и перспективы. В сб.: А.Г. Ситдиков, Н.А. Макаров, А.П. Деревянко (ред.), Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда в Казани. IV. Казань, 87–91.

Пахунов, А.С., Дэвлет, Е.Г., Молодин, В.И., Лазин, Б.В., Каратеев, И.А., Дороватовский, П.В., Калоян, А.А., Подурец, К.М., Сенин, Р.А., Благов, А.Е., Яцишина, Е.Б. 2017: Сравнительный анализ красок на плитах погребений каракольской культуры. Археология, этнография и антропология Евразии 3 (45), 56–68.

Пахунов, А.C., Житенев, В.C. 2015: Результаты естественнонаучных исследований скопления красочной массы: новые данные о рецептуре изготовления красок в Каповой пещере. Stratum plus. Археология и культурная антропология 1, 125–135.

Torrent, J., Barrón, V. 2002: Diffuse refl ectance spectroscopy of iron oxides. Encyclopedia of surface and Colloid Science 1, 1438–1446.

Froment, F., Tournie, A., Colomban, P. 2008: Raman identifi cation of natural red to yellow pigments: ochre and iron-containing ores. Journal of Raman Spectroscopy 39 (5), 560–568.

Šcelinskij, V.E., Širokov, V.N. 1999: Höhlenmalerei im Ural: Kapova und Ignatievka; Die altsteinzeitlichen Bilderhöhler im südlichen Ural. Thorbecke.