скачать PDF

Аннотация

В статье исследуется трагедия Еврипида «Ифигения в Тавриде» и ставится вопрос, можно ли использовать ее как источник по истории Херсонеса Таврического. Автор приходит к выводу, что Еврипид взял архаическую легенду о заклании дочери Агамемнона Ифигении ради возможности продвижения флота ахейцев к Трое и спасении ее Артемидой путем перенесения в Таврику к таврам в версии, которая сложилась к V в. до н.э. в аттическом храме Артемиды в Бравроне. Он соединил ее с гераклейско-делосской мифологической традицией, так как первооснователи колонии гераклеотов в Херсонесе Таврическом воспользовались данным мифом с целью превратить Артемиду Парфенос в легендарную основательницу и властительницу своей колонии, чтобы обосновать право на существование апойкии. На основе этой легенды усилилось сакральное значение Херсонеса как колонии, а затем полиса, в результате появилась основа для превращения Девы (Ифигении Парфенос и Артемиды Парфенос) в главу местного пантеона богов. Мифу о перенесении Ифигении на север Понта и спасении ее Артемидой путем превращения в бессмертную богиню Еврипид добавил фабулу о чудесном избавлении от жестокости тавров. Это выражало идею обретения бессмертия и чудесного спасения, так как при основании ранней колонии в Херсонесе она была заложена в основу культа херсонесской богини Девы. Этот культ объединил Артемиду и Ифигению, а чудеснейшее спасение Артемидой Ифигении – юной девы, ставшей богиней, наделило Деву бессмертием и силой спасения. Эта функция превратила ее в верховную властительницу, спасительницу и защитницу полиса. Благополучное возвращение Ифигении в Элладу, описанное Еврипидом и другими писателями и драматургами, отождествлялось со спасением ее Афиной как следствие влияния святилища Артемиды в Бравроне.

Ключевые слова

Еврипид, Ифигения, Артемида, Браврон, Афина, Херсонес Таврический, Дева, Гераклея Понтийская, Артемида Парфенос.

Сергей Юрьевич Сапрыкин – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории древнего мира исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник ИВИ РАН, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Andreev, Ju.V. 1976: Rannegrcheckiy poilis [The Early Greek Polis]. Leningrad.

Андреев, Ю.В. 1986: Раннегреческий полис. Л.

Anokhin, V.N. 1977: Monetnoe delo Khersonesa (IV в. до н.э. – XII в. н.э.) [The Coinage of Chersonesus (4th century BC – 12th century AD)]. Kiev.

Анохин, В.Н. 1977: Монетное дело Херсонеса. Киев.

Arnaud, P. 1992: Les relations maritimes dans le Pont-Euxin d’après les données numériques des géographes anciens. REA 94/1–2, 57–77.

Babinov, Ju.A. 1972: Mestnye elementy v religii Khersonesa Tavricheskogo [Local Elements in Religion of Tauric Chersonesus]. In: A.S. Samoylo (ed.), Sozialno-ekonomicheskie problemy istorii drevnego mira i srednikh vekov [Social-Economic Problems of Ancient and Medieval History]. Moscow, 27–34.

Бабинов, Ю.А. 1972: Местные элементы в религии Херсонеса Таврического. В сб.: А.С. Самойло и др. (ред.), Социально-экономические проблемы истории древнего мира и средних веков. М., 27–34.

Baschmakoff , A. 1948: La synthèse des périples pontiques. Paris.

Belov, G.D. 1948: Khersones Tavricheskiy [Tauric Chersonesus]. Leningrad.

Белов, Г.Д. 1948: Херсонес Таврический. Л.

Bertier-Delagard, A.L. 1910: K istorii khristianstva v Krymu [To the History of Christianity in the Crimea]. Zapiski Odesskogo obschestva istorii i drevnostey [Notes of the Odessa Society of History and Antiquities] 28, 1–108.

Бертье-Делагард, А.Л. 1910: К истории христианства в Крыму. ЗООИД 28, 1–108.

Bondarenko, M.E. 2010: Tavry. Etnografi cheskaya kharakteristika drevnikh plemen gornogo Kryma (I tys.do n.e.) [The Taurians. Ethnographic Characteristics of Ancient Tribes in the Mount Crimea (I millennium BC)]. Moscow.

Бондаренко, М.Е. 2010: Тавры. Этнографическая характеристика древних племен горного Крыма (I тыс. до н.э.). М.

Bonnechère, P. 1994: Le sacrifi ce humain en Grèce ancienne. Athènes–Liège.

Borgess J. 2004: Kyprias, The Kypria, and Multiformity. Phoenix 56/3–4, 234–246.

Braund, D. 2005: Pericles, Cleon and the Pontus: The Black Sea in Athens c. 440–421. In: D. Braund (ed.), Scythians and Greeks. Exeter, 80–99.

Braund, D. 2018: Greek Religion and Cults in the Black Sea Region. Goddesses in the Bosporan Kingdom from the Archaic Period to the Byzantine Era. Cambridge.

Bremmer, J.N. 2013: Human Sacrifi ce in Euripides’ Iphigenia in Tauris: Greek and Barbarian. In: P. Bonnechere, R. Gagné (eds.), Sacrifi ces humaines /Human sacrifi ces. Liège, 87–100.

Budelmann, F. 2019: Dare to Believe: Wonder, Trust and the Limitations of Human Cognition in Euripides’ Iphigenia in Tauris. In: D. Braund, E. Hall, R. Wyles (eds.), Ancient Theatre and Performance Culture around the Black Sea. Cambr., 289–304.

Buiskikh, A.V. 2008: Prostranstvennoe razvitie Khersonesa Tavricheskogo v antichnuyu epokhu [Landscape Development of Tauric Chersonesus in Ancient Epoch]. Simferopol.

Буйских, А.В.2008: Пространственное развитие Херсонеса Таврического в античную эпоху. Симферополь.

Вurkert, W. 1977: Griechische Religion der archaischen und klassischen Epoche. Stuttgart–Berlin.

Burstein, S.M. 1976: Outpost of Hellenism: The Emergence of Heraclea on the Black Sea. Berkeley–Los Angeles.

Bylkova, V.P. 2007а: Pozdneskifskie gorodischa Nizhnego Dnepra: problemy khronologii i atributsii [Late Scythian Sites on the Lower Dniepr Region: Problems of Chronology and Attribution]. Tyragetia I [XVI], 1, 89–114.

Былкова, В.П. 2007а: Позднескифские городища Нижнего Днепра: проблемы хронологии и атрибуции. Tyragetia I [XVI], 1, 89–114.

Bylkova, V.P. 2007b: Nizhnee Podneprovie v antichnuyu epoku (po materialam raskopok poseleniy) [The Lower Dniepr Region in Ancient Epoch (on settlement excavations)]. Kherson.

Былкова, В.П. 2007б: Нижнее Поднепровье в античную эпоху (по материалам раскопок поселений). Херсон.

Chtcheglov, A. 1992: Polis et chora. Cité et territoire dans le Pont-Euxin. Paris.

Cropp, M. (ed.) 2000: Euripides, Iphigeneia in Tauris. Warminster.

Dan, A. 2008: Du Pont à la Mer Majeure: notes de philolgie et d’histoire. Peuce 6, 165–168.

Dana, M. 2011: Culture et mobilité dans le Pont-Euxin. Bordeaux.

Davies, M. (ed.) 1991: Poetarum Melicorum Graecorum Fragmenta Vol. I. Oxford–Torino.

Dovatur, A.I., Kallistov, D.P., Shishova, I.A. 1982: Narody naschey strany v “Istorii” Gerodota [Peoples of our Country in Herodotus’ “Historia”]. Moscow.

Доватур, А.И., Каллистов, Д.П., Шишова, И.А. 1992: Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М.

Dowden, K. 1989: Death and Maiden. London.

Ehrhardt, N. 1983: Milet und seine Kolonien. Frankfurt am Main.

England, E.B. 1883: The Iphigeneia among the Tauri of Euripides. London.

Erichsen, A. 1966: Ein Hekate-Relief in Heraklea Pontike. In: W. Hoepfner, F. Dörner (Hrgs.), Forschungen an der Nordkuste Kleinasiens. Erganzungsbande zu den Tituli Asiae Minoris 5/I–II. Wien, 48–52.

Farnell, L.R. 1896–1909: The Cults of the Greek States. V. I–V. Oxford.

Finglass, P.J. 2018: Stesichorus and Greek Tragedy. In: R. Andújar, T. Coward, T. Hadjimichael (eds.), Paths of Song. The Lyric Dimension of Greek Tragedy. Article 1 (Trends in Classics Supplements. Vol. 58). Bristol, 19–37.

Flagg, I. 1891: Euripides’ Iphigenia among the Taurians. Boston–London.

Foley, H.P. 2006: [Rev.]: M. Wright. Euripides’ Escape-Tragedies: A Study of Helen, Andromeda, and Iphigenia among the Taurians. Oxford, 2005. AJPh 127/3, 465–469.

Fontenrose, J. 1981: The Delphic Oracle. Berkeley–Los Angeles–London.

Fowler, R.L. 2013: Early Greek Mythography. Vol. 2. Commentary. Oxford.

Gagné, R. 2021: Cosmography and the Idea of Hyperborea in Ancient Greece. A Philology of Words. Cambridge.

Guldager Bilde, P. 2003: Wandering Images: From Taurian (and Chersonesian) Parthenos to (Artemis) Tauropolos and (Artemis) Persike. In: P. Guldager Bilde, J. Højte, V. Stolba (eds.), The Cauldron of Ariantas. Studies Presented to A.N. Ščeglov on the Occasion of his 70th Birthday (BSS 1), 165–183.

Guldager Bilde, P. 2005: Chto skifskogo bylo v “Skifskoy Diane” iz Nemi? [What Scythian was in “The Scythian Diana” from Nemi?]. Arkheologicheskie Vesti [Archaological Reviews] 12, 208–212.

Гулдагер Бильде, П. 2005: Что скифского было в «Скифской Диане» из Неми? АВ 12, 208–212.

Guldager Bilde, P. 2009: Quantifying Black Sea Artemis. In: A. Fisher-Hansen, B. Paulsen (eds.), From Artemis to Diana: The Goddess of Man and Beast (Acta Hyperborea 12). Copenhagen, 303–332.

Hall, E. 1987: The Geography of Euripides’ Iphigeneia among the Taurians. AJPh 108, 127–133.

Hall, E. 2012: Adventures with Iphigenia in Tauris. A Cultural History of Euripides’ Black Sea Tragedy. Oxford.

Hall, E. 2019: Visualising Euripides’ Tauric Temple of the Maiden Goddess. In: D. Braund, E. Hall, R. Wyles (eds.), Ancient Theatre and Performance Culture around the Black Sea. Cambridge, 305–327.

Hanell, K. 1934: Megarische Studien. Lund.

Hansen M. 1998. Polis and City-State: An Ancient Concept and It’s Modern Equivalent. Copenhagen.

Hind, J. 1990: Herodotus Geography of Skythia: The Riversand the “Rugged Peninsula” In: O. Lorkipanidze (ed.), The Black Sea Littoral in the 7th-5th centuries BC: Literary Sources and Archaeology (Problem of Authencity). Tbilisi, 127–140.

Ivantchik, A.I. 2005: Nakanune Kolonizatsii [On the Eve of Colonisation]. Moscow–Berlin.

Иванчик, А.И. 2005: Накануне колонизации. М.–Берлин.

Jerram, C.S. 1890: Euripides’ Iphigenia in Tauris. Oxford.

Khirst, J. 1908: Olviyskie kul’ty [Olbian Cults]. Izvestiya arkheologicheskoy komissii [Proceedings of Archaeological Commision] 27, 75–144.

Хирст, Дж. 1908: Ольвийские культы. ИАК 27, 75–144.

Khrapunov, I.N. 1995: Ocherki etnicheskoy istorii Kryma v rannem zheleznom veke. Tavry. Skify. Sarmaty [Essays on Ethnic History of the Crimea in Early Iron Age. Taurians. Scythians. Sarmatians]. Simferopol.

Храпунов, И.Н. 1995: Очерки этнической истории Крыма в раннем железном веке. Тавры. Скифы.Сарматы. Симферополь.

King, Ch. 2004: The Black Sea. A History. Oxford.

Knauer, E.R. 2001: O “varvarskom” оbychae podveschivaniya otrublennykh golov protivnika k schee konya [Observations on the “Barbarian” Custom of Suspending Severed Enemy Heads from the Necks of Horses]. In: E.A. Savostina (ed.), Bosposkiy rel’ef so szenoy srazheniya (Amazonomakhia?) [Bosporan Battle Relief. Amazonomachia?]. Moscow– Saint Petersburg, 200–216.

Кнауэр, Э.Р. 2001: О «варварском» обычае подвешивания отрубленных голов противника к шее коня. В сб.: Е.А. Савостина (ред.), Боспорский рельеф со сценой сражения (Амазономахия?). М.–СПб., 200–216.

Kovalenko, S.A. 1999: O monetnom dele Khersonesa Tavricheskogo v pozdneklassicheskuyu epokhu [On the Coinage of Chersonesus Taurica in Late Classical Epoch]. Numizmatika i epigrafi ka [Numismatics and Epigraphy] XVI, 108–131.

Коваленко, С.А. 1999: О монетном деле Херсонеса Таврического в позднеклассическую эпоху. НЭ XVI, 108–131.

Kyriakou, P.A. 2006: A Commentary on Euripides’ Iphigenia in Tauris. Berlin–New York.

Latyshev, V.V. 1906: Zhitiya svyatykh episkopov khersonskikh [Lives of the Saint Bishops of Chersonesus]. In: Zapiski Imperatorskoy Akademii nauk. Po istoriko-fi lologicheskomu otdeleniyu [Notes of the Imperial Academy of Sciences. On the Historical and Philological Department] VIII/3, 1–81.

Латышев, В.В.1906: Жития святых епископов херсонских. Записки Императорской Академии наук. По историко-филологическому отделению VIII/3, 1–81.

Latyshev, V.V. 1909: ΠΟΝΤΙΚΑ. Saint Petersburg.

Латышев, В.В. 1909: ΠΟΝΤΙΚΑ. СПб.

Legon, R.P. 1981: Megara. The Political History of a Greek City-State. Ithaca–New York.

Lordkipanidze, G.A. 1970: K istorii drevney Kolkhidy [To the History of Ancient Colchis]. Tbilisi.

Лордкипанидзе, Г.А. 1970: К истории древней Колхиды. Тбилиси.

Lyons, D. 1997: Gender and Immortality. Heroines in Ancient Greek Myth and Cult. Princeton.

Manning, C.A. 1920: The Tauric Maiden and Allied Cults. TAPA 51, 40–55.

Mattingly, H. 1996: Athens and the Black Sea in the Fifth Century BC. In: O. Lordkipanidze, P. Lévêque (eds.), Sur les Traces des Argonautes. Paris, 151–157.

Mescheryakov, V.F. 1979: O kulte bogini Devy v Khersonese Tavricheskom [On the Cult of Maiden in Taurian Chersonesus]. In: Aktualniye problemy izucheniya istorii religii i ateuzma [Actual Problems of Studying the History of Religion and Ateismus]. Leningrad, 104–119.

Мещеряков, В.Ф. 1979: О культе богини Девы в Херсонесе Таврическом. Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. Л., 104–119.

Murray, G. 1915: The Iphigenia in Tauris. New York–Oxford.

Nelson, T. 2022: Iphigenia in the Iliad and the Architecture of Homeric Allusion. TAPA 152, 1, 55–101.

Neumann, K. 1855: Die Hellenen im Skythenlande. Berlin.

Nikolaenko, G.M. 2006: The Chora of Tauric Chersonesos and the Cadastre of the 4th–2nd century BC. In: P. Guldager Bilde, V. Stolba (eds.), Surveying the Greek Chora. The Black Sea Region in a Comparative Perspective (BSS 4), 151–174.

Novichenkova, N.G. 1994: Svyatilishche Krymskoy yayly [Sanctuary of Crimean Yaila]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 2, 59–86.

Новиченкова, Н.Г.1994: Святилище Крымской яйлы. ВДИ 2, 59–86.

Novichenkova, N.G. 2015: Gornyy Krym II v. do n.e. – II v. n.e. Po materialam raskopok svyatilishcha u perevala Gursufskoe Sedlo [The Mountain Crimea in 2nd c. BC – 2nd c. AD. Basing on the materials of Excavations of the Sanctuary near Gursufskoe Sedlo Pass]. Simferopol.

Новиченкова, Н.Г. 2015: Горный Крым II в. до н.э. – II в. н.э. По материалам раскопок святилища у перевала Гурзуфское Седло. Симферополь.

Oreshnikov, A.V. 1912: Monety Khersonesa Tavricheskogo, tzarey Bospora Kimmeriyskogo i Polemona II Pontiyskogo [Coins of Taurian Chersonesus, Kings of the Cimmerian Bosporus and Polemo II of Pontus]. In: Numizmaticheskiy sbornik [Numismatic Collection] 2, Moscow, 1–48.

Орешников, А.В. 1912: Монеты Херсонеса Таврического, царей Боспора Киммерийского и Полемона II Понтийского. В сб.: Нумизматический сборник 2, 1–48.

Palaima, T.G. 2016: The Ideology of the Ruler in Mycenaean Prehistory: Twenty Years after the Missing Ruler. In: R.B. Koehl (ed.), Studies in Aegean Art and Culture: A New York Aegean Bronze Age. Philadelphia, 133–158.

Paltseva, L.A. 1979: Kult bogini Devy v Khersonese [The Cult of Artemis in Chersonesus]. In: Iz istorii antichnogo obschestva [From the History of Ancient Society]. Gorky, 30–46.

Пальцева, Л.А. 1979: Культ богини Девы в Херсонесе. Из истории античного общества. Горький, 30–46.

Pichikyan, I.R. 1984: Malaya Aziya – Severnoe Prichernomorye [Asia Minor – The North Black Sea Littoral]. Moscow.

Пичикян, И.Р. 1984: Малая Азия – Северное Причерноморье. М.

Platnauer, M. 1938: Euripides, Iphigenia in Tauris. Oxford.

Podossinov, A.V. 2022: Nekotorye zamechaniya po povody nazvaniya Khersonesa Tavricheskogo v antichnosti [Some Notes on the Name of Chersonesus Taurica in Antiquity]. Khersonesskiy sbornik [Chersonesian Collection] 23, 1–9.

Подосинов, А.В. 2022: Некоторые замечания по поводу названия Херсонеса Таврического в античности. ХСб 23, 1–9.

Pyatyscheva, N.V. 1947: Kult greko-tavro-skifskogo bozhestva v Khersonese [The Cult of Greek-Taurian-Scythian Deity in Chersonesus]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 3, 213–218.

Пятышева, Н.В. 1947: Культ греко-тавро-скифского божества в Херсонесе. ВДИ 3, 213–218.

Reinach, S. 1915: Observations sur le mythe d’Iphigénie. REG 28, 1–15.

Rogov, E.Ja. 1996: Ekologiya Zapadnogo Kryma v antichnoe vremia [Ecology of West Crimea in Ancient Time]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 1, 70–84.

Рогов, Е.Я. 1996: Экология Западного Крыма в античное время. ВДИ 1, 70–84.

Rostovtseff , M.I. 1918: Novaya kniga o Belom ostrove i Tavrike [New Book about the White Island and Taurica]. Izvestiya arkheologicheskoy komissii [Proceedings of Archaeological Comission] 65, 177–197.

Ростовцев М.И. 1918: Новая книга о Белом острове и Таврике. ИАК 65, 177–197.

Rostovtseff , M.I. 1925: Skifi ya i Bospor [Scythia and Bosporus]. Petrograd.

Ростовцев, М.И. 1925: Скифия и Боспор. Петроград.

Roussel, P. 1916: Délos, colonie athénienne. Paris.

Rusyayeva, A.S. 2005: Religiya pontiyskikh ellinov v antichnuyu epokhu [Religion of Pontic Greeks in Antiquity]. Kiev.

Русяева, А.С. 2005: Религия понтийских эллинов в античную эпоху. Киев.

Rusyayeva, A.S., Rusyayeva, M.V. 1999: Verkhovnaya boginya antichnoy Tavriki [The Highest Goddess of Ancient Taurica]. Kiev.

Русяева А.С., Русяева, М.В. 1999: Верховная богиня античной Таврики. Киев.

Rusyayeva, A.S. 2000: Kulty i sviatilischa v sfere politiki demokraticheskikh polisov Severnogo Prichernomorya v ranneellinisticheskoe vremya [Cults and Sanctuaries in the Policy of Democratic Poleis of the North Pontic Area in Early Hellenistic Period]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 3, 74–85.

Русяева, А.С. 2000: Культы и святилища в сфере политики демократических полисов Северного Причерноморья в раннеэллинистическое время. ВДИ 3, 74–85.

Saprykin, S.Yu. 1980: K tipologii dvukh grupp monet Khersonesa [To the Typology of Two Groups of Coins from Chersonesus]. Sovetskaya arkheologiya [Soviet Archaeology] 3, 43–57.

Cапрыкин, С.Ю. 1980: К типологии двух групп монет Херсонеса. СА 3, 43–57.

Saprykin, S. 1995: Megarice–Heracleia–Chersonesus: Three Names of a Greek City-State in South-West Taurica. Orbis terrarum 1, 25–38.

Saprykin, S. 1997: Heracleia Pontica and Tauric Chersonesus before Roman Domination (VI–I Centuries BC). Amsterdam.

Saprykin, S.Yu. 2009: Religiya i kulty Ponta ellinisticheskogo i rimskogo vremeni [Religion and Cults of Pontus in Hellenistic and Roman Times]. Moscow.

Сапрыкин, С.Ю. 2009: Религия и культы Понта эллинистического и римского времени. М.

Saprykin, S. 2017: Ancient Sea-Routes in the Black Sea. In: Ph. De Souza (ed.), The Sea in History. The Ancient World. Paris, 345–361.

Saprykin, S.Yu. 2018a: Grecheskaya kolinizatsiya Kolkhidy: mify i realnost [Greek Colonisation of Kolchis: Myths and Reality]. MNEMON: Issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira [MNEMON: Research and Publications on the History of the Ancient World] 18/1, 161–194.

Сапрыкин, С.Ю. 2018а: Греческая колонизация Колхиды: мифы и реальность. Мнемон 18/1, 161–194.

Saprykin, S. 2018b: Drevnee Prichernomorye [Ancient Black Sea Area]. Moscow.

Сапрыкин, С.Ю. 2018б: Древнее Причерноморье. М.

Scheer, T. 2000: Die Gottheit und ihr Bild. Münich.

Schukarev, A. 1894: Ifi genia [Iphigenia]. In: Slovar’ Brokgauza i Efrona [Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary]. Vol. 23. Saint Petersburg, 599.

Щукарев, А. 1894: Ифигения. Словарь Брокгауза и Евфрона. Т. 23. СПб, 599.

Shaub, I.Ju. 2007: Mif, Kult, Ritual v Severnom Prichernomorye VII–VI vv. do n.e. [Myth, Cult, Ritual in the North Black Sea Area in the 7th – 6th cc. BC]. Saint Petersburg.

Шауб, И.Ю. 2007: Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье VII–VI вв. до н.э. СПб.

Shcheglov, A.N. 1981: Tavry i grecheskie kolonii v Tavrike [Tauri and the Greek Colonies in Taurica]. In: O. Lordkipanidze (ed.), Demografi cheskaya situatsiya v Prichernomorye v period Velikoy grecheskoy kolonizatsii [The Demographic Situation in the Black Sea Littoral in the Period of the Great Greek Colonization]. Tbilisi, 204–218.

Щеглов, А.Н. 1981: Тавры и греческие колонии в Таврике. В сб.: О. Лордкипанидзе (ред.), Демографическая ситуация в Причерноморье в период Великой греческой колонизации. Тбилиси, 204-218.

Shcheglov, A.N. 1988: Tavry v VII – pervoy polovine IV v. do n.e. i greko-varvarskie vzaimootnoscheniya [Tauri in the 7th – fi rst half of the 4th c. BC and the Greek-Barbarian Relations]. In: O. Lordkipanidze (ed.), Mestnye etno-politicheskie objedinenya Prichernomorya v VII-IV vv. do n.e. [Local Ethno-political Entities of the Black Sea Area in the 7th -4th c. BC]. Tbilisi, 53–82.

Щеглов, А.Н.1988: Тавры в VII– первой половине IV в. до н.э. и греко-таврские взаимоотношения. В сб.: О. Лордкипанидзе (ред.), Местные этно-политические объединения Причерноморья в VII–IV вв. до н.э. Тбилиси, 53–82.

Simon, E. 1985: Die Götter der Griechen. München.

Skrzhinskaya, M.V. 1985: Tema Severnogo Prichernomorya v tvorchestve Sofokla [The North Black Sea Theme in Sophocles]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 2, 142–148.

Скржинская, М.В. 1985: Тема Северного Причерноморья в творчестве Софокла. ВДИ 2, 142–148.

Skrzhinskaya, M.V. 1988: Realnye i vymyschlennye cherty Severnogo Prichernomorya v tragedii Evripida “Ifi geniya v Tavride” [Real and Fictious in the Description of the Black Sea Northern Shore in the Tragedy of Euripides “Iphigenia in Tauride]. In: A.P. Novoseltsev (ed.), Drevneyshie gosudarstva na territorii SSSR: Materialy i issledovaniya. 1986 [ Ancient States on the Territory of the USSR. Materials and Studies. 1986]. 1986. Moscow, 176–190.

Скржинская, М.В. 1988: Реальные и вымышленные черты Северного Причерноморья в трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде». В сб.: А.П. Новосельцев (ред.), Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. 1986 год. М., 176–190.

Skrzhinskaya, M.V. 1991: Drevnegrecheskiy folklor i literatura o Severnom Prichernomorye [Ancient Greek Folklore and Literature about the Nortn Black Sea Littoral]. Kiev.

Скржинская, М.В. 1991: Древнегреческий фольклор и литература о Северном Причерноморье. Киев.

Sobolevskiy, S.I., Gornung, B.V. et al. (eds.) 1946: Istoriya grecheskoy literatury [History of Greek Literature]. 3 vols. Moscow–Leningrad.

Соболевский, С.И., Горнунг, Б.В. и др. (ред.). 1946: История греческой литературы. T. 1–3. М.–Л.

Solomonik, E.I. 1968: O kulte Artemidy v Khersonese [On the Cult of Artemis in Chersonesus]. In: Arkheologicheskie issledovaniya na Ukraine v 1967 g. [Archaeological Investigation in Ukraine in 1967] 2. Kiev, 155–157.

Соломоник, Э.И. 1968: О культе Артемиды в Херсонесе. В сб.: Археологические исследования на Украине в 1967 г. 2. Киев, 155–157.

Starkey, J. 2022: Artemis and the Furies in Euripides’ Iphigenia among the Taurians. Classical World 115, 2, 103–129.

Stern-Gillett, S. 2001: Exile, Displacement and Barbarity in Euripides’ Iphigenia among the Taurians. Scholia 10, 4–21.

Stoyanov, R.V. 2007: Neskolko zamechaniy o vremeni i prichinakh osnovaniya Khersonesa Tavricheskogo [Some Notes on the Time and Causes for the Foundation of Chersonesus Taurica]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 2, 125–144.

Стоянов, Р.В. 2007: Несколько замечаний о времени и причинах основания Херсонеса Таврического. ВДИ 2, 125–144.

Strachan, J.C.1976: Iphigenia and Human Sacrifi ces in Euripides’ Iphigenia Taurica. CPh 71, 131–140.

Taddei, A. 2009: Inno e pratiche rituali in Euripide: il caso dell’ Ifi genia tra i Tauri. Paideia 64, 235–252.

Taplin, O. 1977: The Stagecraft of Aeschylus: The Dramatic Use of Exits and Entrances in Greek Tragedy. Oxford.

Thumann, M. 1998: Stasis am Beispiel der Staat Megara. Norderstedt.

Tyumenev, A.I. 1938: Khersonesskie etudy: I. K voprosy o vremeni i obstoyatelstvakh vozniknoveniya Khersonesa [Chersonesian Etudes: I. Towards the Time and Circumstances for the Foundation of Chersonesus]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 2(3), 265–275.

Тюменев, А.И. 1938: Херсонесские этюды: I. К вопросу о времени и обстоятельствах возникновения Херсонеса. ВДИ 2 (3), 265–275.

Tokhtasyev, S.R. 2007: K onomastikonu i datirivke khersonesskikh ostrakonov [Towards the Onomasticon and Dating of Chersonesian Ostraka]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 2, 110–125.

Тохтасьев, С.Р. 2007: К ономастикону и датировке херсонесских остраконов. ВДИ 2, 110–125.

Tolstoy, I.I. 1917: Tavricheskaya boginya [The Tauric Godess]. Zhurnal Ministerstva Narodnogo prosvescheniya [Journal of Ministry of Education]. May, 129–183.

Толстой, И.И. 1917: Таврическая богиня. ЖМНП, май, 129–183.

Tolstoy, I.I. 1918: Ostrov Belyy i Tavrika na Evksinskom Ponte [The White Island and Taurica on Pontus Euxeinus]. Petrograd.

Толстой, И.И. 1918: Остров Белый и Таврика на Эвксинском Понте. Петроград.

Torrance, I. 2019: Iphigenia among Taurians. London–New York.

Tronskiy, I.M. 1988: Istoriya antichnoy literatury [History of Ancient Literature]. Moscow.

Тронский, И.М. 1988: История античной литературы. М.

Tsetskhladze, G.R. 1994: Greek Penetration of the Black Sea. In: G. Tsetskhladze, F. De Angelis (eds.), The Archaeology of Greek Colonisation. Oxford, 111–135.

Ushakov, S.V., Lesnaya, E.S., Tyurin, M.I. 2013: Novy arkheologicheskiy kompleks V v. do n.e. iz severovostochnogo rayona Khersonesa [A New Ceramic Complex of the 5th Century BC from the Northeast District of Chersonesus]. In: A.N. Kovalenko (ed.), Prichernomorye v antichnoe i rannesrednevekovoe vremya [The Black Sea Region in Antiquity and Early Middle-Ages]. Rostov-on-Don, 308–315.

Ушаков, C.В., Лесная, Е.С., Тюрин, М.И. 2013: Новый керамический комплекс V в. до н.э. из северо-восточного района Херсонеса. В сб.: А.Н. Коваленко (ред.), Причерноморье в античное и раннесредневековое время. Ростов-на-Дону, 308–315.

Vinogradov, Ju.G., Zolotarev, M.I. 1999: Kersones iznachalnyy [The Early Chersonesus]. In: A.V. Podosinov (ed.), Drevneyschie gosudarstva Vostochnoy Evropy 1996–1997 gg. Severnoe Prichernomorye v antichnosti. Voprosy istochnikovedeniya [Ancient States of East Europe 1996–1997. The North Black Sea Littoral in Antiquity. Problems of Sources]. Moscow, 91–130.

Виноградов, Ю.Г., Золотарев, М.И. 1999: Херсонес изначальный. В сб: А.В. Подосинов (ред.), Древнейшие государства Восточной Европы 1996–1997 гг. Северное Причерноморье в античности. Вопросы источниковедения. М., 91–130.

Vulikh, N.V. 1979: Obraz cheloveka v “Metamorfozakh” Ovidiya (Keiks i Galkiona) [The Image of Man in Ovid’ “Metamorphoses” (Ceyx and Alcyone)]. In: B.B. Piotrovskiy (ed.), Problemy antichnoy istorii i kultury [Problems of Ancient History and Culture]. Vol. 2. Erevan, 20–26.

Вулих, Н.В. 1979: Образ человека в «Метаморфозах» Овидия (Кеикс и Галкиона). Б.Б. Пиотровский (ред.), Проблемы античной истории и культуры. Т. 2. Ереван, 20–26.

Webster, T.B.L. 1967: The Tragedies of Euripides. London.

Wells, J. 1970: Studies in Herodotus. Freeport–New York.

Welwei K.-W. 1998: Die Griechische Polis: Verfasserung und Gesselschaft in Archaischer und Klassischer Zeit. Stuttgart.

West, S. 2003: “The Most Marvelous of All Seas”. The Greek Encounter with the Euxine. Greece and Rome 50/2, 151–167.

Wolf, C. 1992: Euripides’ Iphigenia among the Taurians: Aetology, Ritual, and Myth. Classical Antiquity 11/2, 308–334.

Wright, M. 2005: Euripides’ Escape-Tragedies. A Study of Helen, Andromeda, and Iphigenia among the Taurians. Oxford.

Yarkho, V.N. 1999: Dramaturgiya Evripida i konets antichnoy geroicheskoy tragedii [Euripides’ Dramaturgia and the End of Ancient Heroic Tragedy]. In: M. Gasparov, V. Yarkho (eds.), Evripid. Tragedii [Euripides. Tragedies]. Vol. 1. Moscow, 567–590.

Ярхо, В.Н. 1999: Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии. В кн.: М.Л. Гаспаров, В.Н. Ярхо (ред.), Еврипид. Трагедии. Т. 1. М., 567–590.

Zhebelev, S.A. 1953: Severnoe Prichernomorye [The North Black Sea Littoral]. Moscow– Leningrad.

Жебелев, С.А. 1953: Северное Причерноморье. М.–Л.

Zubar, V.M. 1997: Khersones Tavricheskiy. Osnovnye etapy istoricheskogo razvitiya v antichnuyu epokhu [Chersonesus Taurica. Main Stages of Historic Development in Antiquity]. Kiev.

Зубарь, В.М. 1997: Херсонес Таврический. Основные этапы исторического развития в античную эпоху. Киев.

Zubar, V.M. 2005а: Bogi i geroi antichnogo Khersonesa [Gods and Heroes of Ancient Chersonesus]. Kiev.

Зубарь, В.М. 2005а: Боги и герои античного Херсонеса. Киев.

Zubar, V.M. 2005b: Religioznoe mirovozzrenie [Religious Outlook]. In: V.M. Zubar (ed.), Khersones Tavricheskiy v trety’e chetverty VI – seredine I v. do n.e. Ocherki istorii i kul’tury [Chersonesus Taurica in the third quarter of the 6th – mid–1st c. BC. Essays in History and Culture]. Kiev, 345–470.

Зубарь, В.М. 2005б: Религиозное мировоззрение. В кн.: В.М. Зубарь (ред.), Херсонес Таврический в третьей четверти VI – середине I в. до н.э. Очерки истории и культуры. Киев, 345–470.