скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена композиции Новоромановской писаницы с уникальным изображением щуки. Плоскость с данным изображением находится на отдельно расположенном валуне у уреза воды и постоянно подвергается естественным деструктивным процессам. К настоящему времени представляется возможным атрибутировать четыре изображения: два лося, сердцевидную личину и щуку. По их расположению на плоскости можно предположить, что композиция изначально имела круговой характер. Рисунок щуки расположен вертикально по отношению к фигурам лосей. В статье рассматриваются специфика художественной передачи данного образа и его предполагаемые смысловые значения. Древним художником подчеркнуты особенности верхней и нижней челюстей и полосатый окрас туловища, присущие этому речному хищнику. Реконструкция семантики изображения щуки и всего сюжета осуществлена с привлечением данных субарктического мировоззренческого комплекса, главным образом на основе угро-самодийских мифологических повествований, где щука нередко связана с Нижним миром. Она выступает как хозяйка водоемов, как Дух воды, как тотемный предок-прародитель или психопомп. Особенно близок сюжет новоромановской композиции с селькупскими повествованиями о перерождении старого лося/ лосихи в мифическую щуку, которая продолжает жить в таежных водоемах сотни лет. Хронологический диапазон новоромановской композиции с лосихой и щукой авторы статьи определяют в пределах эпохи бронзы. Аргументируется предположение о возможной сюжетно-смысловой близости изображения новоромановской щуки содержательно аналогичным образам, связанным с крохалевскими древностями, тем более что в материалах расположенного над Новоромановской писаницей местонахождения Долгая I представлен крохалевский комплекс. В статье проводятся стилистические сравнения некоторых деталей новоромановских петроглифов с изображениями сейминско-турбинской эпохи.

Ключевые слова

Новоромановская писаница, щука, лосиха, мифология, эпоха бронзы, крохалевская культура, Долгая I.

Ковтун Игорь Вячеславович – доктор исторических наук, независимый исследователь, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Русакова Ирина Дмитриевна – кандидат исторических наук, научный консультант КМЗ «Томская Писаница», Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Березкин, Ю.Е., Дувакин, Е.Н. 2018: Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin.

Василевич, Г.М. (сост.) 1936: Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л.

Головнев, А.В. 1995: Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург.

Заика, А.Л., Басова, Н.В., Постнов, А.В. 2019: Антропоморфная многофигурная композиция из погребения на поселении Турист-2 в Новосибирске. В сб.: М.А. Дэвлет (ред.), Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства (2). М.–Кемерово, 123–130.

Зоткина, Л.В., Басова, Н.В., Постнов, А.В., Колобова, К.А. 2020: Фигурка лося с памятника Турист-2 (г. Новосибирск): особенности технологии и стилистики. АЭАЕ 4 (48), 75–83.

Ковтун, И.В. 2012: Конь и лыжник. Труды Музея археологии и этнографии Сибири ТГУ IV. Томск.

Ковтун, И.В. 2016: Сопкинско-каракольские кинжалы и сейминско-турбинская эпоха. В сб.: О.С. Советова (ред.), Археология Южной Сибири 27. Кемерово, 62–76.

Ковтун, И.В. 2019. Лунарные мифы Северо-Западной Азии (III–II тыс. до н.э.). Кемерово.

Ковтун, И.В., Русакова, И.Д., Мухарева, А.Н. 2011: Предварительные результаты расчистки от лишайников петроглифов Новоромановской писаницы. В cб.: Наскальное искусство в современном обществе (к 290-летию научного открытия Томской писаницы) 1. Кемерово, 140–148.

Кручинина, А.В. 2004: Семантическое пространство обско-угорской и самодийской этнонимии: автореф. дис. … канд. филолог. наук. Тюмень.

Кулемзин, В.М. 1979: Сверхъестественные существа в системе религиозных представлений васюганско-ваховских хантов. В сб.: Р.С. Василевский (ред.), Древние культуры Сибири и Тихоокеанского бассейна. Новосибирск, 211–221.

Панкратова, Л.В. 2011: Запечатленные в бронзе образы Саровского культового комплекса: реконструкция семантики. АЭАЕ 1 (45), 82–91.

Пелих, Г.И. 1980: Материалы по селькупскому шаманству. В сб.: Г.И. Пелих, Е.М. Тощакова (ред.), Этнография Северной Азии. Новосибирск, 5–70.

Сподина, В.И. 2001: Представления о пространстве в традиционном мировоззрении лесных ненцев Нижневартовского района. Новосибирск.

Степанова, О.Б. 2008: Традиционное мировоззрение селькупов: представления о круговороте жизни и душе. СПб.

Харючи, Г.П. 2008: Защищающие природу табу. В сб.: М.Д. Люблинская (ред.), Материалы 2-й международной конференции по самодистике (посвящается 100-летию со дня рождения Натальи Митрофановны Терещенко) 16–18 октября 2008 г. СПб., 278–291.