Аннотация
В статье анализируется версия происхождения и истории крымских караимов, содержащаяся в описании «пещерного города» Чуфут-Кале, составленного А.С. Уваровым в рамках четвертой главы «От Днепра до Таврических гор» третьего, неопубликованного выпуска «Исследований о древностях Южной России и берегов Черного моря» (ныне хранится в архиве Государственного исторического музея). Источником для данного сюжета стало личное общение А.С. Уварова с С.А. Беймом и А.С. Фирковичем, взгляды которых и были во многом восприняты молодым исследователем. При этом А.С. Уваров являлся противником «хазарской» теории происхождения караимов, сформулированной в работах В.В. Григорьева за несколько лет до посещения им Чуфут-Кале (1848 г.). Доминирующим в этногенезе крымских караимов А.С. Уварову представлялся еврейский элемент: по его мнению, в целом караимы – это иудеи караимской секты, но часто сближавшиеся с хазарами. Именно караимы, благодаря усилиям легендарного Йицхака Сангари, обратили в иудаизм хазарского кагана, и, в определенной степени, слились с хазарами. После перехода в IX в. хазар в христианство (это случилось в результате посещения Хазарии свв. Кириллом (Константином) и Мефодием), они разделились с караимами. Исторические воззрения А.С. Уварова о хазарах, в основном, основываются на трудах И. Эверса и на западноевропейских переводах средневековых арабских авторов. Они страдают рядом анахронизмов, характерных даже для середины XIX в. Так, по мнению автора, столица Хазарии находилась в Аравии. При этом проявляется глубокое знакомство А.С. Уварова с работами византийских историков – патриарха Никифора и Константина Багрянородного.
Ключевые слова
А.С. Уваров, А.С. Фиркович, Крым, караимы, иудаизм, хазары
Анкори, Цви 2012: Крымские караимы и хазары (из книги «Происхождение караимов в Византии»). В кн.: В.Л. Вихнович (ред.), Караим Авраам Фиркович: Еврейские рукописи. История. Путешествия. СПб, 255–304.
Бернштейн, С.В. 1984: Константин Философ и Мефодий. М.
Вихнович, В.Л. 2012: Караим Авраам Фиркович: Еврейские рукописи. История. Путешествия. СПб.
Гаркави, А.Я. 1876: По поводу известия Авраама Керченского о посольстве св. Владимира к хазарам. СПб.
Гаркави, А.Я. 1877: К вопросу об иудейских древностях, найденных Фирковичем в Крыму. ЖМНП CXCII, 2, 98–121.
Гаркави, А.Я., Штрак, Г.М. 1875: О Коллекции восточных рукописей A.C. Фирковича, находящихся в Чуфут-Кале. ЖМНП CLXXVIII, 4, 5–49.
Герцен, А.Г. 2017: Княжество Феодоро: от «альфы» до «омеги». МАИЭТ XXII, 348–368.
Горский, А.В. 1843: О свв. Кирилле и Мефодии. Москвитянин 6. III, 405–434.
Григорьев, В.В. 1846: Еврейские религиозные секты в России. Журнал Министерства Внутренних дел 15. СПб, 3–49.
Григорьев, В.В. 1876а: Еврейские религиозные секты в России. В кн.: В.В. Григорьев (ред.), Россия и Азия. СПб, 418–550.
Григорьев, В.В. 1876б: Обзор политической истории хазаров. В кн.: В.В. Григорьев (ред.), Россия и Азия. СПб, 46–65.
Григорьев, В.В. 1876в: О двойственности верховной власти у хазаров. В кн.: В.В. Григорьев (ред.), Россия и Азия. СПб, 66–78.
Джаксон, Т.Н., Коновалова, И.Г., Подосинов, А.В. (ред.) 2014: Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. III. М.
Дюбуа де Монпере, Ф. 2009: Путешествие в Крым. Симферополь. Калинина, Т.М. 2014: Хазария по данным восточных источников. В кн.: Т.М. Калинина, В.С. Флеров, В.Я. Петрухин (ред.), Хазария в кросскультурном пространстве: историческая география, крепостная архитектура, выбор веры. М., 8–100.
Карамзин, Н.М. 1997: История государства Российского: в 12 т. Т. 1. Ростов-на-Дону.
Караулов, Г. 1883: Примечания к поездке во внутренность Крыма академика Палласа. Чуфут-Кале и евреи-караимы. ЗООИД 13, 93–103.
Кашовская, Н.В. 2003: Заметки по иудейской эпиграфике Мангупа. МАИЭТ X, 556–561.
Кеппен, П.И. 1837: О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических. Крымский сборник. СПб.
Кизилов, М.Б. 2003: К истории малоизвестных караимских общин Крымского полуострова. Тирош. Труды по иудаике 6, 123–140.
Коковцов, П.К. 1932: Еврейско-хазарская переписка в X в. Л.
Ломакин, Д.А., Прохоров, Д.А. 2016: К истории караимской общины Солхата-Старого Крыма: археографический и археологический аспекты. История и археология Крыма III, 372–386.
Макарий (Булгаков), 1846: История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской церкви. СПб.
Маркевич, А.И. 1892: Старо-Крымские древности. ИТУАК 17, 124–129.
Михайлова, Д. 2007: Хазарская теория происхождения караимов Российской империи в трудах некараимских исследователей середины XIX – начала XX вв. Тирош. Труды по иудаике 8, 176–184.
Михневич, Э. 1848: О еврейских манускриптах, хранящихся в музее Одесского общества истории и древностей. ЗООИД II/1, 47–77.
Могаричев, Ю.М., Сазанов, А.В., Сорочан, С.Б. 2017: Крым в «хазарское» время (VIII – середина X вв.): вопросы истории и археологии. М. Новосельцев, А.П. 1980: Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М.
Погодин, М.П. 1826: О козарах (из Эверсовых исследований). Северный Архив VI, 107– 128.
Прохоров, Д.А. 2015: Правовые основы организации конфессионального самоуправления караимов в конце XVIII – первой половине XIX вв. Ученые записки Крымского Федерального Университета им. В.И. Вернадского. Юридические науки 1, 76–88.
Прохоров, Д.А. 2017: Отражение этнических стереотипов в официальных печатных изданиях и периодической прессе Таврической губернии конца XVIII – начала XIX вв.: славяно-еврейско-караимский контекст. В кн.: О.В. Белова (ред.), Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции. М., 158–177.
Рашковский, Б.Е. 2011: «Выбор веры» в средневековом иудаизме: дисс… канд. ист. наук. М.
Смирнов, В.Д. 1918: Татарско-ханские ярлыки из коллекции Таврической Ученой Архивной комиссии. ИТУАК 54, 1–19.
Стевен, А.Х. 1891: Дела архива Таврического губернского управления, относящиеся до разыскания, описания и сохранения памятников старины в пределах Таврической губернии. ИТУАК 4, 84–94.
Трендафилов, Хр. Житие: Житие Константина (Кирилла) Философа (Пространное). Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pushkinskijdom.ru/Default. aspx?tabid=3459.
Тункина, И.В. 1996: А.С. Уваров и древности Южной России (конец 1840-х – начало 1850-х гг.). В сб.: Погибшие святыни. Охраняется государством. Четвертая Российская научно-практическая конференция. СПб, 163–181.
Тунманн, 1991: Крымское ханство. Симферополь.
Тяжелов, П. 1844: Известия о хазарах восточного историка Табари, с отрывками из Гафис-Обру, Ибн-Аазем-Эль-Куфи и др. Статья Академика Дорна. ЖМНП XLIII, 1–25, 67–98.
Уваров, А.С.: Жители Таврических гор. Исследования о древностях Южной России и берегов Черного моря. Архив ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 196. Л. 18 об. – 84.
Федорчук, А. 2008: Еврейские некрополи Крыма: история исследования и современное состояние. В кн.: Евроазиатский еврейский ежегодник 2007/2008. М., 212–227.
Фиркович, А.С. 2012: Авнэ Зиккарон (перевод В.А. Ельяшевича). Известия Духовного Управления караимских религиозных организаций Украины 4 (13), 10–17.
Флоря, Б.Н. 1981: Сказания о начале славянской письменности. М.
Чичуров, И.С. 1980: Византийские исторические сочинения. М.
Шапира, Д. 2003: Йицхак Сангари, Сангарит, Бецалель Штерн и Авраам Фиркович: история двух поддельных надписей. МАИЭТ X, 533–555.
Шапира, Д. 2004: Нынешнее состояние ряда приписок к колофонам на библейских рукописях из первого собрания A.C. Фирковича. В сб.: В:Р. Капланов, В. Мочалова (ред.), Материалы одиннадцатой ежегодной международной междисциплинарной конфе- ренции по иудаике. Ч. 1. М., 102–130.
Шапира, Д. 2010: Евреи в Северном Причерноморье от древности до раннего Средневековья. В кн.: В:А. Кулик (ред.), История еврейского народа в России. Т.1. От Древности до Раннего Нового времени. Иерусалим–М., 13–43. [Штерн, Б.] 1844: Древние еврейские кодексы и другие памятники. ЗООИД 1, 640–649.
Языков, Д.И. 1840: Опыт истории хазаров. Труды императорской Российской Академии наук 1, 135–241.
Bandurius, A. 1711: Imperium Orientale sive antiquitates Constantinopolitanae in quattuor partes distributae, 2. Parisis.
N.N. [Казас, И.И.] 1911: Общие заметки о караимах. Караимская жизнь 3–4, 37–72.