скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается отечественная дореволюционная (до 1917 г.) историография государства Хасмонеев (167–63 гг. до н.э.). Автор подразделяет ее на четыре категории (группы): 1) «богословскую», 2) исследователей не связанных ни с богословием, ни с иудаикой, 3) представителей иудейской традиции, 4) зарубежных исследователей, опубликованных на русском языке. Первая категория, ставшая объектом внимания автора в статье, обозначена как «богословская», т.к. включает в себя исследователей, получивших богословское образование, работавших в православных духовных академиях и изучавших еврейскую историю через призму теологии (С.А. Терновский, И.Г. Троицкий, И.Я. Богоявленский, Т.И. Буткевич, Ф.П. Арфаксадов и др.). Ключевой особенностью данной группы является некритичное восприятие исторических источников (прежде всего, Ветхого и Нового заветов), отсутствие четкого разграничения эпох при описании истории древних евреев, больший интерес к истории Синедриона и народного собрания, нежели к политической истории Хасмонейского государства. В процессе исследования автор приходит к выводу, что обращение к истории государства Хасмонеев в «богословской» группе происходит лишь эпизодически в виде фона иных исторических событий и процессов. Причиной этого является: 1) Ориентация авторов на Ветхий и Новый заветы, где Хасмонеи не рассматриваются. 2) Хасмонеи виделись не совсем классическими иудеями ввиду их эллинистического контекста. 3) Хасмонейский период представлялся как время утраты независимости еврейского народа (подчинение вначале грекам, а затем римлянам). Поэтому история Хасмонеев не представлялась значимой настолько, чтобы стать предмет специального исследования.

Ключевые слова

Государство Хасмонеев, историография, эллинизм, иудаика, Иосиф Флавий, Палестина, Иудея, Маккавеи.

Михаил Николаевич Каранаев – кандидат исторических наук, независимый исследователь, Москва, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0001-9342-7078

Арфаксадов, Ф. 1903: Иерусалимский синедрион. Историко–археологиеское исследование. Казань.

Богородский, Я.А. 1884: Еврейские цари. Казань.

Богородский, Я.А. 1906: Еврейские цари. Казань.

Богоявленский, И.Я. 1915: Значение Иерусалимского храма в Ветхозаветной Истории еврейского народа. Петроград.

Браткин, Д.А. 2018: Д.А. Хвольсон как судебный эксперт и ученик Авраама Гейгера: три сюжета из научной биографии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом 1, 107–124.

Буткевич, Т.И. 1887: Язычество и иудейство ко времени земной жизни господа нашего Иисуса Христа. Харьков.

Велльгаузен, Ю. 1909: Введение в историю Израиля. СПб.

Гессен, Ю.И. 1901: Иуда Маккавей. Исторический очерк. СПб.

Гольцман, О. 1899: Падение Иудейского государства. М.

Грец, Г. 1905: История евреев от древнейших времен до настоящего: в 12-ти т. Т. 4: Эпоха Маккавеев и Иродиан: последние годы Иерусалима. СПб.

Дубнов, С.М. 1904: Всеобщая история евреев на основании новейших научных изследований: в 3-х т. Т. 1: Древняя история от Вавилонскаго пленения до разрушения иудейскаго государства римлянами. СПб.

Зайцев, Н.Л. 1869: Очерки быта древних евреев. Пособие к изъяснению св. Писания. Киев.

Крих, С.Б. 2020: Прощание с преданием: рационализация библейской истории в дореволюционной России. Вестник Омского университета. Серия Исторические науки 4 (28), 69–74.

Миролюбов, А.П. 1898: Быт еврейских царей. Опыт библейско-археологического исследования. Казань.

Никольский, Н. М. 1901: Иудеи при Маккавеях и Асмонеях. В кн.: Помощь евреям пострадавшим от неурожая. Литературно-Художественный сборник. СПб., 407–425.

Никольский, Н.М. 1911: Древний Израиль. Популярные очерки по истории евреев в научном освещении. М.

Покровский, Ф.Я. 1885: Разделение еврейского царства на царства Иудейское и Израильское. Киев.

Ренан, Э. 1908: История израильского народа: в 5-ти т. Т. 1. В кн.: С.М. Дубнов (ред.), Иудеи под персидским владычеством. Евреи под греческим владычеством. СПб.

Ренан, Э. 1912: История израильского народа: в 5-ти т. Т. 2. В кн.: С.Г. Лозинский, И.З. Берлин (ред.), Иудейская автономии. Иудейский народ под римским владычеством. СПб.

Терновский, С.А. 1900а: Библейская старина: Занятия жителей Палестины. В кн.: Чтения о Святой Земле: 57-е чтение. СПб.

Терновский, С.А. 1900b: Библейская старина: Земля обетованная. В кн.: Чтения о Святой Земле: 56-е чтение. СПб.

Терновский, С.А. 1900c: Библейская старина: Пища, жилища и одежда жителей Палестины. В кн.: Чтения о Святой Земле: 58-е чтение. СПб.

Терновский, С.А. 1900d: Библейская старина: Семейный быт евреев. В кн.: Чтения о Святой Земле: 59-е чтение. СПб.

Троицкий, И.Г. 1913: Библейская археология. СПб.

Тюменев, А.И. 1922: Евреи в древности и в Средние века. СПб.

Фаррар, Ф.В. 1901: Ироды, главные представители их династии и подробности из жизни каждого из них. В пересказе на рус. яз. Петроград.

Фаррар, Ф.В. 1885: Жизнь Иисуса Христа. СПб.

Хашкес, М.Я. Мибихов, М.Я. (псевд). 1901: История еврейского народа. От Вавилонского пленения до первой эпохи танаев. СПб.

Хвольсон, Д.А. 1875: О влиянии географического положения Палестины на судьбы еврейского народа. Христианское чтение 3, 157–205.

Хвольсон, Д.А. 1911: Саддукеи и фарисеи. Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия 31, 277–283.

Черток, Я.Л. 1900: Введение. В кн.: Иудейская война. Сочинение Иосифа Флавия. СПб., V–XIV.

Черток, Я.Л. 1897: Интриги двора Ирода. Одесса.

Якерсон, С.М. 2018: Хвольсон Даниил Авраамович. В кн.: И.Ф. Попова (ред.), Азиатский Музей – Институт восточных рукописей РАН: путеводитель. М.

Reed, A.C. 2014: For One’s Brothers: Daniil Avraamovich Khvol’son and the “Jewish Question” in Russia 1819-1911: PhD diss. Arizona State University. Tempe.