скачать PDF

Аннотация

Наскальное искусство представляет собой важный источник информации о ритуальной жизни древних майя. Одним из ключевых мотивов, встречающихся в майяском наскальном искусстве, является изображение личин-масок, очень простых в исполнении схематичных лиц, которые высечены или вырезаны в мягких породах пещерных образований. В статье рассматриваются территория распространения и временные рамки существования данного мотива. Выделяются личины особой «сложной» формы, для создания которых использовались естественные формы натечных пещерных образований для создания объемных фигур. Привлекаются этнографические материалы и другие данные, чтобы понять цели создания подобных объектов наскального искусства в пещерах древних майя и их роль в ритуальных практиках майя. Принимая во внимание важную роль пещер в целом в культуре древних майя, их место в сакральном ландшафте, а также сведения об использовании спелеотем в Мезоамерике в качестве идолов, можно утверждать, что выбор натечных пещерных камней для нанесения личин не случаен.

Ключевые слова

Наскальное искусство Мезоамерики, ритуальные практики древних майя, религия древних майя.

Сандра Альгимантасовна Хохрякова (Висканта) – младший научный сотрудник Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова РГГУ, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Anderson, A. 1962: Cave Sites in British Honduras. In: Proceedings of the XXXIV International Congress of Americanists. Vienna, 326–331.

Andrews IV, E.W. 1943: The Archaeology of Southwestern Campeche (Contributions to American Anthropology and History 40). Washington.

Awe, J., Cameron, G., Gibbs, S. 2005: Cave Stelae and Megalithic Monuments in Western Belize. In: J. Brady, K. Prufer (eds.), In the Maw of the Earth Monster: Mesoamerican Ritual Cave Use. Austin, 223–248.

Bassie-Sweet, K. 1991: From the Mouth of the Dark Cave: Commemorative Sculpture of the Late Classic Maya. Norman.

Bassie-Sweet, K. 1996: At the Edge of the World: Caves and Late Classic Maya World View. Norman.

Bevans, B. 1938: The Chinantec: Report on the Central and South-Eastern Chinantec Region 1: The Chinantec, Their Habitat (Publication 24). Washington.

Bonor Villarejo, J., Sanchez y Pinto, I. 1991: Las cavernas de municipio de Oxkutzcab, Yucatán, México. Mayab 7, 36–52.

Borisova, G.A. 2020: Sovremennoe sostoyanie i perspektivy dal’neyshikh podvodnykh arkheologicheskikh issledovaniy v senote Tankakh (Meksika) [Current Status and Prospects for Further Underwater Archaeological Research in the Cenote Tancah (Mexico)]. Voprosy podvodnoy arkheologii [Issues of Underwater Archaeology] 11, 11–21.

Brady, J. 1999: The Gruta de Jobonche: An Analysis of Speleothem Rock Art. In: R. Gubler (ed.), The Land of the Turkey and the Deer: Recent Research in Yucatan. Labyrinthos, 57–68.

Brady, J., Scott, A., Neff, H., Glascock, M. 1997: Speleothem Breakage, Movement, Removal and Caching: An Aspect of Ancient Maya Cave Modification. Geoarchaeology, 12 (6), 725–750.

Gann, T. 1925: Mystery Cities: Exploration and Adventure in Lubaantun. London.

Gillow, E. 1889: Apuntes Històricos. Mèxico.

Gordon, G.B. 1898: Caverns of Copan, Honduras. In: Peabody Museum of Archaeology and Ethnology Memoirs 1, 137–148.

Griffith, C., Jack, S. 2005: Monumental Modified Speleothem Sculpture: New Patterns in a Class of Ancient Maya Cave Art. In: J.K. Huang, E.V. Culley (eds.), Making Marks: Graduate Studies in Rock Art Research at the New Millennium. American Rock Art Research Association, 1–16.

Helmke, C. 2017: A Carved Speleothem Monument at Yaxchilan, Mexico. The PARI Journal, 17 (4), 16–43.

Hoppe, W., Weitlaner, R. 1969: The Chocho. In: R. Wauchope (ed.), Handbook of Middle American Indians 7: Ethnology. Austin, 506–515.

Ishihara, R., Awe, J., Chase, A. 2011: Ancient Maya Cave Use at Caracol, Belize. Mexicon XXXIII, December, 151–158.

Khokhryakova, S.A. 2021: Ritual’nye peshchernye kompleksy maya kak mesta pamyati [Ancient Mayan Ritual Cave Complexes as Memory Space]. Vestnik RGGU [RSUH/RGGU Bulletin. “Political Science. History. International Relations” Series] 1, 81–92.

Levanova, E.S. 2020: Lichiny-maski v naskal’nom iskusstve pogranichnykh territoriy Rossii, Mongolii, Kitaya, i Korei [Face Masks in Rock Art of the Border Areas of Russia, Mongolia, China and Korea]. Uchenye zapiski muzeya-zapovednika “Tomskaya Pisanitsa” [Scientific Notes of the Museum-Reserve “Tomskaya Pisanitsa”] 12, 42–53.

MacLeod, B., Puleston, D. 1979: Pathways into Darkness: The Search for the Road to Xibalbá. In: M. Greene Robertson, D. Call Jeffers (eds.), Tercera Mesa Redonda de Palenque. Monterey, 71–77.

Maler, T. 1903: Researches in the Central Portion of the Usumatsintla Valley. In: Memoirs of the Peabody Museum of American Archaeology and Ethnology 2, 77–216.

Miller, A. 1982: On the Edge of the Sea: Mural Paintings at Tancah-Tulum, Quintana Roo, Mexico. Washington.

Navarrete, C., Martìnez, E. 1977: Exploraciones Arqueològicas en la Cueva de los Andasolos, Chiapas. Mèxico.

Pendergast, D. 1970: Anderson’s Excavations at Rio Frio Cave E, British Honduras (Belize). Toronto.

Pendergast D. 1971: Excavations at Eduardo Quiroz Cave, British Honduras (Belize). Toronto.

Ravicz, R., Romney, A.K. 1969: The Mixtec. In: R. Wauchope (ed.), Handbook of Middle American Indians 7: Ethnology. Austin, 367–99.

Siffre, M. 1979a: A la recherche del art des cavernes du pays Maya. Paris.

Siffre, M. 1979b: L’or des Gouffres: découvertes dans les jungles Mayas. Paris.

Stirling, M. 1947: On the Trail of La Venta Man. National Geographic 91, 137–172.

Stone, A. 1995: Images from the Underworld: Naj Tunich and the Tradition of Maya Cave Painting. Austin.

Thompson, E.H. 1897: Cave of Loltun. In: Memoirs of the Peabody Museum of American Archaeology and Ethnology 1(2), 52–72.

Thompson, J.E.S. 1963: Maya Archaeologist. London.

Thompson, E. 1975: Introduction. In: H.C. Mercer (ed.). The Hill-Caves of Yucatan. Norman, 7–44.