скачать PDF

Аннотация

В статье рассмотрены наиболее яркие орнитоморфные мотивы художественного металла Саяно-Алтая с прилегающими территориями и Северного Тянь-Шаня конца I – начала II тыс. Это распространенные изделия ременных украшений всадника, а также некоторые женские атрибуты, в декоре которых присутствуют образы фантастической птицы феникс и летящей утки. Первый образ известен в двух основных иконографических вариантах, указывающих на их истоки: искусство Китая и Средней Азии/Среднего Востока. Оба варианта используются в двух устойчивых композициях с парными (противостоящими) птицами: у центрального древа и без него. Изображения одиночных птиц-фениксов, не имеющие аналогий, известны в Саяно-Алтае. Условные аналогии им найдены в на- скальном искусстве Центральной Азии. Фигурки фениксов в виде наверший булавок преобладают в Саяно-Алтае. Образ летящей утки в его пластическом воплощении на примере двусоставных застежек, распространенный в Саяно-Алтая с прилегающими территориями, рассмотрен в качестве точечного примера отсутствия конкретного культурного импульса-влияния на Северный Тянь-Шань. Общее для обоих регионов – популярность малых форм художественного металла и характерный для конкретного времени облик де- коративного стиля, его синкретизм. Особенное для каждого региона – преобладание тех или иных вариантов иконографии, связанное в первую очередь с приоритетными направлениями культурных влияний и особенностями восприятия образов. Центры производства городской культуры Северного Тянь-Шаня, по-видимому, не были источниками проникновения художественного металла в регион Саяно-Алтая. Рассмотренные композиции свидетельствуют скорее об общих направлениях культурного влияния средневосточного/ среднеазиатского искусства в целом, в первую очередь через расселившихся к востоку согдийских мастеров. При этом сугубо китайская стилистика образа феникса зафиксирована лишь на единичных саяно-алтайских находках, ее трансформация шла под «западным» влиянием. Вероятный обратный культурный импульс (из западной части Саяно-Алтая) можно отметить лишь на одном варианте композиции противостоящих фениксов. Влияние из восточной части Саяно-Алтая на рассмотренных материалах не прослежено.

Ключевые слова

Саяно-Алтай и прилегающие территории, Северный Тянь-Шань, торевтика малых форм, декор, орнитоморфные мотивы, наскальные изображения, средневековье.

Галина Георгиевна Король – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник центра палеоискусства ИА РАН, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Акишев, К.А. (ред.). 1987: Археологические памятники в зоне затопления Шульбинской ГЭС. Алма-Ата.

Арсланова, Ф.Х. 1989: Образ птицы на головных уборах кимакских женщин. В сб.: К.М. Байпаков (отв. ред.), Маргулановские чтения. Алма-Ата, 156−160.

Байпаков, К.М., Терновая, Г.А., Горячева, В.Д. 2007: Художественный металл с городища Красная Речка (VI – начало XIII века). Алматы.

Басандайка (Труды Томского гос. ун-та 98). 1947. Томск.

Вишневская, Н.Ю. 2007: Штампованные фигуративные изображения на среднеазиатской керамике X–XIII вв. (из коллекции Государственного музея Востока). РА 2, 120–129.

Горбунова, Т.Г., Тишкин, А.А., Хаврин, С.В. 2009: Средневековые украшения конского снаряжения на Алтае: морфологический анализ, технология изготовления, состав сплавов. Барнаул.

Горячева, В.Д. 2010: Городская культура тюркских каганов на Тянь-Шане (середина VI – начало XIII века). Бишкек.

Грязнов, М.П. 1956: История древних племен Верхней Оби (МИА 48). М.–Л.

Даркевич, В.П. 1976: Художественный металл Востока VIII–XIII вв. М.

Дробышев, Ю.И. 2023: Семантика изображений птиц на древнетюркских изваяниях. Народы и религии Евразии 28 (2), 24–70.

Дэвлет, М.А. 2013: Петроглифы раннего средневековья в Саянском каньоне Енисея. В сб.: Д.Г. Савинов (отв. ред.). Древние тюрки в Центральной Туве. СПб., 187–222.

Евтюхова, Л.А. 1948: Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов). Абакан.

Елькин, М.Г. 1970: Курганный могильник позднего железного века в долине реки Ур. В сб.: И.А. Мартынов (отв. ред.), Известия лаборатории археологических исследований 2. Кемерово, 81–93.

Камышев, А.М. 2012: Кыргызстан. В сб.: К.М. Байпаков и др. (отв. ред.). Художественная культура Центральной Азии и Азербайджана. Торевтика. Самарканд–Ташкент, 97–118.

Камышев, А.М. 2020: Литейные и ювелирные ремесла на средневековом городище Кен-Булун. В сб.: Abstracts. International Workshop “Status of Contemporary Research on Islamic History, Art and Culture in Kyrgyzstan” 13 February 2020. Bishkek, 77–83.

Камышев, А.М. 2023: Зооморфные сюжеты в торевтике Притяньшанья. Бишкек.

Кляшторный, С.Г. 2001: Всадники Кочкорской долины. В сб.: И.Я. Фроянов, С.Н. Астахов (отв. ред.). Евразия сквозь века. Сб. к 60-летию Д.Г. Савинова. СПб., 213–215.

Константинов, Н.А., Урбушев, А.У. 2023: Изображение птицы на каменной плитке с поселения Купчегень-1 (Центральный Алтай). ПИФК 2 (80), 95–109.

Король, Г.Г. 2008: Искусство средневековых кочевников Евразии. Очерки (Тр. САИПИ V). М.–Кемерово.

Король, Г.Г. 2013: Фантастические птицы в декоре художественного металла Саяно-Алтая. Научное обозрение Саяно-Алтая 1 (5), 159–175.

Король, Г.Г. 2019: Составные украшения застежки с территории Саяно-Алтая конца I – начала II тыс. В сб.: М.А. Дэвлет (отв. ред.). Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства (2) (Тр. САИПИ XII). М.–Кемерово, 175–195.

Король, Г.Г. 2020: Новые находки блях в виде всадников «тюркской» традиции (раннесредневековая металлическая пластика Центральной Азии). ПИФК 2 (68), 149–165.

Король, Г.Г., Наумова, О.Б. 2017: Художественный металл у кочевников (Центральная Азия рубежа I–II тыс.). М.

Кубарев, В.Д., Забелин, В.И. 2006: Авифауна Центральной Азии по древним рисункам и археолого-этнографическим источникам. Археология, этнография и антропология Евразии 2 (26), 87–103.

Кызласов, И.Л. 1977: Булавки древних хакасов. В сб.: А.И. Мартынов и др. (ред.). Археология Южной Сибири (Известия лаборатории археологических исследований 9). Кемерово, 87–104.

Кызласов, И.Л. 2001: О свадебном наряде средневековых хакасок. В сб.: Д.А. Сташенков (отв. ред.). Культуры евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. (из истории костюма) 1. Самара, 152–168.

Кызласов, И.Л., 2021. Храмовый городской центр на Уйбате (вторая половина VIII – начало XIII в., Хакасия. КСИА 265, 201–209.

Кызласов, Л.Р., 1998. Северное манихейство и его роль в культурном развитии народов Сибири и Центральной Азии. ВМУ, сер. 8, История 3, 8–35.

Кызласов, Л.Р., 1999. Манихейский храм в котловине Сорга (Республика Хакасия). РА 2, 181–206.

Кызласов, Л.Р., Король, Г.Г. 1990: Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. М.

Литвинский Б.А. (ред.). 2000: Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: Архитектура. Искусство. Костюм. М.

Мартынов, А.И., Чигаева, В.Ю. 2006: К вопросу о видовой принадлежности изображений птиц на писаницах Северной Азии. В сб.: В.В. Бобров (отв. ред.). Археология Южной Сибири 24. Кемерово, 94–101.

Маршак, Б.И. 1971: Согдийское серебро. М.

Медоев, А.Г. 1979: Гравюры на скалах. Сары-Арка, Мангышлак. Часть первая. Алма-Ата.

Миклашевич, Е.А. 2010: Влияние торевтики на формирование стилей наскального искусства Южной Сибири, Средней и Центральной Азии. В сб.: А.А. Тишкин (отв. ред.). Торевтика в древних и средневековых культурах Евразии. Барнаул, 135–144.

Миллер, Г.Ф. 1937: История Сибири 1. М.–Л.

Могильников, В.А. 2002: Кочевники северо-западных предгорий Алтая в IX–XI веках. М.

Наумова, О.Б., Король, Г.Г. 2020: Личность мастера как фактор вариативности художественного металла. Вестник антропологии 2 (50), 47–67.

Табалдиев, К.Ш. 2011: Древние памятники Тянь-Шаня. Бишкек.

Тишкин А.А. (ред.). 2010: Торевтика в древних и средневековых культурах Евразии. Барнаул.

Тишкин, А.А., Горбунов, В.В. 2022: Двухсоставные застежки в сросткинской культуре. РА 3, 94–106.

Торгоев, А.И. 2003: О хронологии наременных украшений Семиречья. В сб.: Ю.Ю. Пиотровский (отв. ред.). Степи Евразии в древности и Средневековье. Матер. межд. конф., посвящ. 100-летию М.П. Грязнова II. СПб., 285–289.

Торгоев, А.И. 2004: Звериные образы на ременной гарнитуре Семиречья, в сб.: Д.Г. Савинов (отв. ред.). Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. СПб., 338–341.

Торгоев, А.И. 2011: Ременные украшения Семиречья V – начала XIII века (вопросы хронологии): автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб.

Формозов, А.А. 1986: Страницы истории русской археологии. М.

Черемисин, Д.В. 2022: Птицы на скалах (еще раз об изображениях птиц в петроглифах Алтая). Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий XXVIII. Новосибирск, 795–799.

Чигаева, В.Ю. 2007: Образы птиц в наскальном искусстве Северной Азии: автореф. дис. … канд. ист. наук. Кемерово.

Чистякова, А.Н. 2007: Происхождение и эволюция образа феникса в культуре Китая по данным археологии: автореф. дис. … канд. ист. наук. Новосибирск.

Чжао Сяоцзя. 2018: Переселение согдийцев в Китай и их влияние на культурную и бытовую жизнь династии Тан. В сб.: Т.В. Котюкова (отв. ред.). Оазисы Шелкового пути: современные проблемы этнографии, истории и источниковедения народов Центральной Азии: к 100-летию д-ра ист. наук Б.Х. Кармышевой. М., 105–110.

Шаршеева, Б.К., Кадырова, Б.К., Раимкулов, Л.М., Нурлан уулу Тилебалды. 2024: О птицах Кочкорской долины Внутреннего Тянь-Шаня. Русский орнитологический журнал 33 (2418), 2144–2152.

Dowlatshahi, A. 1979: Persian Designs and Motifs for Artists and Craftsmen. New York.

Gyllensvärd, B. 1958: T’ang Gold and Silver. Göteborg.

Harari, R. 1938: Metalwork after the Early Islamic Period. In: A.U. Pope et al. (eds.), A Survey of Persian art 6. London–New York, 2466–2500.

Qi Dongfang. 2005: The Hejiacun Treasure and Sogdian Culture. In: È. de la Vaissière, È. Tromber (eds.), Les Sogdiens en Chine (Ètudes thématiques: Ècole française d’Extrême-Orient 17). Paris, 107–121.

Qi Dongfang, Zhang Jing. 1994: Relationship between the Gold and Silver Vessels of Tang China and Those of Westerns Cultures. Acta Archaeologica Sinica (Kaogu Xuebao) 2, 173–190.

Vernier, M., Bruneau, L. 2016: Evidence of Human Presence in The Himalyan Mountains: New Insights from Petroglyphs. In: H.H.T. Prins, T. Namgail (eds.). Bird Migration across the Himalayas. Cambridge, 319–332.