скачать PDF

Аннотация

Хорошо известная аркадская надпись (SIG. 314B = IG. V. 2. 550) упоминает среди победителей местных Ликейских игр 308 года до н.э. некоего македонянина чье имя звучит как Лаг, сына Птолемея. Согласно справедливо утвердившемуся в научных кругах мнению, этим Лагом является сын будущего царя Египта Птолемея I Сотера и бывшей афинской гетеры Таис. Указанная выше надпись представляет собой немаловажный и к тому же весьма многогранный источник по династической истории первых Птолемеев. Прежде всего, благодаря данному документу, современные исследователи получили возможность окончательно установить наличие у Птолемея и Таис именно двух сыновей: Леонтиска и Лага. Помимо этого, упомянутая надпись свидетельствует в пользу отнесения времени рождения Лага, достигшего на момент участия в Ликейских играх совершеннолетия, а, возможно, и его брата Леонтиска, на последние годы жизни Александра Великого. Также она является аргументом, доказывающим наличие у Таис еще до 308 года до н.э. статуса законной жены Птолемея; поскольку иначе бы ее сын вряд ли сумел бы получить возможность участвовать в священных Ликейских агонах. И, наконец, источник свидетельствует об отсутствии элементов враждебности в отношениях между Лагом и его сводным братом, новым царем Египта, Птолемеем II Филадельфом. В частности, молодой Птолемей II благосклонно воспринял «Гимн к Зевсу» Каллимаха, в котором упоминалась мифологическая традиция, непосредственно связанная со счастливыми для Лага Ликейскими играми.

Ключевые слова

Птолемеи, Династическая история, Ликейские игры, Лаг, Леонтиск, Таис, Птолемей Сотер, Птолемей Филадельф

Зелинский Андрей Леонидович – кандидат исторических наук, независимый исследователь.

Эта статья посвящается светлой памяти Криса Беннетта, талантливого исследователя и приятного в общении коллеги, покинувшего этот мир в 2014 году. Работа выполнена в рамках гранта РФФИ/ РГНФ «Неофициальные имена и прозвища политических деятелей древнего мира как культурноисторический и политический феномен», код проекта 16-01-00297.

Бенгтсон, Г. 1982: Правители эпохи эллинизма. М.

Грейвс, Р. 1992: Мифы Древней Греции. Пер. с англ. М.

Завьялова, В.П. 2009: Каллимах и его гимны. М.

Зелінський, А.Л. 2010: Грецькі міфи в Єгипті при перших Птолемеях (три замальовки). Східний світ 2, 46–54.

Зелінський, А.Л. 2014: Птолемей Філадельф і Лаг, син Таїс, – реконструкція стосунків між братами. Східний світ 4, 19–27.

Ладынин, И.А. 2004: Основные этапы царского культа Птолемеев в контексте общей эво- люции египетского эллинизма. Мнемон 3, 145–184.

Ладынин, И.А. 2014: «Алтарь» из храма Амона в оазисе Бахария с египетской царской титулатурой Александра Великого. II. Интерпретация и датировка. ВДИ 3, 3–20.

Свенцицкая, И.С. 1987: Таис Афинская. Вопросы истории 3, 90–95.

Barbantani, S. 2010: Ideologie royale et litterature de cour dans l’Egypte lagide, in: I. Savalli- Lestrade, E. Cogitore (eds.), Des Rois au Prince. pratiques du pouvoir monarchique dans l’orient hellénistique et romain (ive siècle avant j.-c. iie siècle après j.-c.). Grenoble, 227–251.

Barbantani, S. 2011: Callimachus on Kings and Kingship. In: B. Acosta-Hughes, L. Lehnus, S. Stephens (eds.), Brill’s Companion to Callimachus. Leiden, 178–200.

Bennett, Ch. 2001-2013: Egyptian Royal Genealogy, http://www.tyndalehouse.com/Egypt.

Bevan, E. 1927: The House of Ptolemy. London.

Bouché-Leclerq, A. 1903: Histoire des Lagides. Vol. 1. Paris.

Carney, E.D. 2013: Arsinoe of Egypt and Macedon: A Royal Life (Women in Antiquity). Oxford.

Clauss, J. 1986: Lies and Allusions: The Addressee and Date of Callimachus’ “Hymn to Zeus”. Classical Antiquity 2, 155–170.

Collins, N. 1997: The Various Fathers of Ptolemy I. Mnemosyne 50.4, 436–476.

Foertmeyer, V. 1988: The Dating of the Pompe of Ptolemy. Historia 37.1, 90–104.

Fraser, P.M. 1972: Ptolemaic Alexandria. Vol. 1. Oxford.

Grabowski, T. 2008: Ptolemy’s Military and Political Operations in Greece in 314–308 BC. Electrum. 14, 33-46.

Hauben, H. 2014: Ptolemy’s Grand Tour. In: H. Hauben and A. Meeus (eds.). The Age of the Successors and the creation of the hellenistic kingdoms (323-276 B.C.). Leuven, 235–262.

Heckel, W. 2006: Who’s Who in the Age of Alexander the Great. Prosopography of Alexander’s Empire. Malden (Ma).

Hölbl, G. 2001: A History of the Ptolemaic Empire. London–New York.

Huss, W. 2001: Ägypten in hellenistischer Zeit: 332-30 v.Chr. München.

Koenen, L. 1993: The Ptolemaic King as a Religious Figure. In: A. Bulloch, E. Gruen, A. Long, A. Stewart (eds.), Images and Ideologies. Self-defi nition in the Hellenistic World. Berkeley– Los Angeles–Oxford.

Maricq, A. 1951: Une infl uence alexandrine sur l’art Augusteen? Le Lageion et le Circus Maximus. Revue archéologique 37, 26–46.

McKenzie, J., Gibson, S., Reyes, A. 2004: Reconstructing the Serapeum in Alexandria from the Archaeological Evidence. JRS 94, 73–121.

Meeus, A. 2014: The Territorial Ambitions of Ptolemy I. In: H. Hauben and A. Meeus (eds.), The Age of the Successors and the creation of the hellenistic kingdoms (323–276 B.C.). Leuven, 263–306.

Meyer, E. 1927: Likaion. RE XIII. 1, 2235–2244.

Müller, H.D. 1851: Über den Zeus Lykaios. Göttingen.

Müller, S. 2009: Das hellenistische Königspaar inder medialen Repräsentation: Ptolemaios II und Arsinoe II. Berlin–New York.

Ogden, D. 1996: Greek Bastardy in the Classical and Hellenistic Period. Oxford.

Ogden, D. 1999: Polygamy, Prostitutes, and Death: The Hellenistic Dynasties. Swansea.

Ogden, D. 2008: Bilistiche and the Prominence of Courtesans in the Ptolemaic Tradition. In: P. McKechnie, P. Guillaume (eds.), Ptolemy II Philadelphus and his World. Leiden–Boston, 353–386.

Ogden, D. 2010: How to Marry a Courtesan in the Macedonian Courts. In: A. Erskine, L. Llevellyn- Jones (eds.), Creating a Hellenistic World. Swansea.

van Oppen de Ruiter, B. 2011: The Marriage of Ptolemy I and Berenice I. Ancient Society 41, 83-92.

van Oppen de Ruiter, B. 2013a: Argaeus, an Illegitimate Son of Alexander the Great? Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 187, 206–210.

van Oppen de Ruiter, B. 2013b: Lagus and Arsinoe: An Exploration of Legendary Royal Bastardy. Historia 62.1, 80–107.

Pomeroy, S. 1984: Women in Hellenistic Egypt: From Alexander to Cleopatra. New York.

Stähelin, F. 1924: Lagos (2). RE XII/1, 464.

Stähelin, F. 1925: Leontiskos (1). RE. XII/2, 2051.

Strack, M. 1897: Die Dynastie der Ptolemäer. Berlin.

Stephens, S. 2003: Seeing Double. Intercultural Poetics in Ptolemaic Alexandria. Berkeley–Los Angeles–London.

Świderkówna, A. 1991: Bogowie zeszli z Olimpu. Bóstwo i Mit w greckiej Literaturze Świata hellenistycznego. Warszawa.

Tarn, W.W. 1933: Two Notes on Ptolemaic History. Journal of Hellenic Studies 1, 57–68.

Weber, G. 1993: Dichtung und höfi sche Gesellschaft. Die Rezeption von Zeitgeschichte am Hof der ersten drei Ptolemäer. Stuttgart.

Whiteley, R. 2000: Courtesans and Kings: Ancient Greek Perspectives on the Hetairai. Diss. Calgary.

Will, Éd. 1979: Histoire politique du monde hellénistique (323–30 av. J.-C.). T. I. Nancy.