Аннотация
Одно из самых важных направлений в работе государственных лидеров, политических партий, общественных движений современных демократических государств – это влияние на молодежь. Формирование у самой активной, энергичной части населения лояльного отношения к существующей власти, сдерживание распространения радикальных настроений, противодействие распространению экстремизма – задачи действующих правительств и партий власти. Привлечение в свои ряды «молодой крови» с целью изменения существующего положения дел, завоевание власти – задача оппозиции. Для достижения этой цели используются все доступные суггестивные средства – политическая агитация, пропаганда идей, убеждений, систем ценностей. Часть лозунгового арсенала, созданного для молодежи – части электората, в большей степени подверженной разного рода влияниям (например, интернет-пространства), или самой молодежью – наиболее креативной частью общества, стала предметом исследования в данной статье1. Отличительные черты, присущие молодежным лозунгам и плакатам современных России и Германии, – пропаганда активной жизненной позиции, использование юмористических, откровенно провокационных приемов, материалов сексуального характера для достижения максимального эффекта воздействия на целевую аудиторию. Значительную роль в этом процессе играют лексика и сверхсловные образования, имеющие хождение в молодежной среде, а также интернет-атрибутика. В отличие от политических лозунгов и плакатов, ориентированных на аудиторию среднего и зрелого возрастов, где преобладает тематика стабильности, поступательного развития и исправления недочетов существующего положения дел, молодежные лозунги выглядят более радикальными, побуждающими к решительным действиям. Они характеризуются большей свободой в выборе тематики, неожиданными сочетаниями составляющих элементов агитационного продукта.
Ключевые слова
Россия, Германия, молодежь, лозунг, политика, партия, провокационность, активность, юмор, электорат
Вальтер, Х. 2016: Немецкие политические плакаты с периода Веймарской республики до наших дней. В кн.: Германия – Россия: Вербальные и визуальные средства современного публицистического дискурса. Грайфсвальд, 64–80.
Вальтер, Х. (отв. ред.) 2016: Германия – Россия: Вербальные и визуальные средства современного публицистического дискурса: колл. монография. Грайфсвальд.
Кузнецов, С.А. 2000: Большой толковый словарь русского языка. СПб.
Михин, А.Н., Шулежкова, С.Г. 2015: Наука побеждать: лозунги и призывы Российской Армии. В кн.: Публицистический арсенал общественных движений России и Германии: колл. монография. С.Г. Шулежкова (отв. ред.). Магнитогорск–Greifswald, 132–150.
Михина, О.В. 2015: Сопоставительный анализ публицистических арсеналов общественных движений России и Германии. В кн.: С.Г. Шулежкова (отв. ред.), Публицистический арсенал общественных движений России и Германии: колл. монография. Магни- тогорск–Greifswald, 229–249.
Михина, О.В. 2016: Социальная составляющая лозунгового арсенала общественных движений России и Германии (сопоставительный анализ). В кн.: Германия – Россия: Вербальные и визуальные средства современного публицистического дискурса: колл. монография. Грайфсвальд, 101–111.
Публицистический арсенал общественных движений России и Германии 2015: С.Г. Шулежкова (отв. ред.). Магнитогорск–Greifswald.
Тимошинов, Е. «Молодая гвардия»: осенний призыв во власть. 06.07.2007. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://communa.ru/politika/molodaya-gvardiya-osenniyprizyv-vo-vlast/
Тищенко, М. КПРФ превратит Ленина в секс-символ. 07.06.2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://life.ru/t/политика/416909/kprf_prievratit_lienina_v_ sieks-simvola
Фуколова, Ю. Иду на Х. Как компания «Вымпелком» приручила «игреков». 23.07.2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rugenerations.su/tag/поколение-y/
Шулежкова, С.Г., Михин, А.Н. 2016: Отражение менталитета граждан России в современных армейских лозунгах. В кн.: Германия – Россия: Вербальные и визуальные средства современного публицистического дискурса: колл. монография. Грайфсвальд, 111–120.