скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена изучению костяной пластины с граффито, опубликованной А.С. Русяевой в 1986 г. и повлекшей за собой активную научную дискуссию. Пластина исписана с двух сторон и покрыта хаотичными линиями с лицевой стороны. Основная часть текста представляет собой возрастающий числовой ряд от 7 до 7000 с эпитетами и животными, отождествляемыми с Аполлоном. В тексте также есть посвящение Аполлону Дидимейскому. В статье проводится анализ чтений и конъектур к данному тексту и в первую очередь исправлений Б. Браво. В результате автор приходит к выводу, что наиболее верным с некоторыми дополнениями можно считать чтение первого издателя. Особое внимание уделено анализу интерпретаций текста. Автор статьи рассматривает оракульную, орфическую и ряд других версий и приходит к выводу, что текст представляет собой запись молитвы или гимна, как было предположено Л. Онюшкевич. Впоследствии же эта пластина была посвящена в святилище Аполлона.

Ключевые слова

Березань, Ольвия, костяная пластина, Аполлон, Дидимы, орфики, оракул, молитва.

Меркин Дмитрий Борисович – аспирант ИВИ РАН.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Буркерт, В. 1990: Аполлон Дидим и Ольвия. ВДИ 2, 155–160.

Виноградов, Ю.Г. 1989: Политическая история Ольвийского полиса. VII – I вв. до н.э. историко-эпиграфическое исследование. М.

Виноградов, Ю.Г., Русяева, А.С. 1980: Культ Аполлона и календарь в Ольвии. В кн.: В.А. Анохин (ред.), Исследования по античной археологии Северного Причерноморья. Киев, 19–64.

Лурье, С.Я. 1966: Древнегреческие паспорта для входа в рай. В кн.: М.Л. Гаспаров (ред.), Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 23–28.

Русяева, А.С. 1978: Орфизм и культ Диониса в Ольвии. ВДИ 1, 87–104.

Русяева, А.С. 1979: Земледельческие культы в Ольвии догетского времени. К.

Русяева, А.С. 1986: Милет – Дидимы – Борисфен – Ольвия. Проблемы колонизации Нижнего Побужья. ВДИ 2, 25–64.

Русяева, А.С. 2010a: Граффити Ольвии Понтийской. Симферополь.

Русяева, А.С. 2010b: О традициях Милета в культуре Ольвии Понтийской. БИ 24, 84–113. Толстой, И.И. 1953: Греческие граффити древних городов Северного Причерноморья. М.–Л.

Туманс, Х. 2011: «Львы» и «волки» у Гомера: заметки к эпической «табели о рангах». Аристей 4, 27–51.

Belousov, A.V. 2020: Defi xiones Olbiae Ponticae. Mosquae.

Boshnakova, A. 2007: Hermeneutics of the Archaeological Artifact: Destruction and Reconstruction of the Lost Meaning. In: K. Boshnakov (ed.), Jubilaeus VI: Античното наслед- ство на Западния Понт. Sofi a, 51–102.

Bravo, B. 2011: Una Tavoletta d’osso da Olbia Pontica della seconda metà del VI secolo a. C. (SEG XXXVI, 694): Apollo di Didyma e la nascita “Olbiē polis”. ZPE 176, 99–119.

Burkert, W. 1985: Greek Religion: Archaic and Classical. Transl. J. Raffan. Cambridge.

Burkert, W. 1994: Olbia and Apollo of Didyma: A New Oracle Text. In: J. Solomon (ed.) Apollo. Origins and Infl uences. Tucson–London, 49–60.

Dubois, L. 1996: Inscriptions arecaues dialectales d’Olbia du Pont. Geneve.

Ehrhardt, N. 1983: Milet und seine Kolonien. Frankfurt am Main–Bern–New York.

Ehrhardt, N. 1987: Die politischen Beziehungen zwischen den griechischen Schwarzmeergrtindungen und ihren Mutterstadten. Ein Beitrag zur Bedeutung von Kolonialverhaltnissen in

Griechenland. In: A. Fol (ed.), Acta Centri Historiae Terra Antiaua Balcanica. II. Trinovi, 78–117.

Ehrhardt, N. Höckmann, U. Schlotzhauer, U. 2008: Weihungen an Apollon Didymeus und Apollon Milesios in Naukratis. In: R. Bol. U. Höckmann P. Schollmeyer (eds.), Kult(ur)kontakte Apollon in Milet/Didyma, Histria, Myus, Naukratis und auf Zypern Akten des Table Ronde in Mainz vom 11.–12. März 2004. Rahden, 163–178.

Fol, A. 2004: Orphica Magica. Sofi a.

Fontenrose, J. 1933: Apollo Philesius. Transactions and Proceedings of the American Philological Association 64, 98–108.

Fontenrose, J. 1988: Didyma: Apollo’s Oracle, Cult and Companions. Berkley.

Gorman, V.B. 2001: Miletos, the Ornament of Ionia. A History of the City to 400 B.C.E. Michigan.

Graf, F. 1979: Apollon Delphinios. Museum Helveticum XXXVI 1, 2–22.

Graf, F. Johnston, S.I. 2007: Ritual Texts for the Afterlife: Orpheus and the Bacchic Gold Tablets. London–New York.

Jeffery, L.H. 1963: The local scripts of archaic Greece: a study of the origin of the greek alphabet and its development from the eighth to the fi fth centuries B.C. Oxford.

Lévêque, P. 2001: Apollon et l’orphisme à Olbia du Pont. In: M. Tortorelli Ghidini, A. Storchi Marino, A. Visconti (eds.), Tra Orfeo e Pitagora. Origini e incontri di culture nell’ antichità. Atti dei seminari napoletani 1996-1998. Naples, 81–90.

Onyshkevych, L. 1998: Archaic and Classical Cult-Related Graffi ti from the Northen Black Sea Region. Pennsylvania.

Somolinos, J.R. 1991: Los oraculos de Claros y Didima. Edición y comentario. Madrid.

Tuchelt, K. 1970: Die archaischen Skulpturen von Didyma. Berlin.

Ustinova, Y. 2009: Apollo Iatros: A Greek God of Pontic Origin. In: K. Stähler and G. Gudrian (eds.), Griechen und ihre Nachbarn am Nordrand des Schwarzen Meers. Münster, 245–299.

West, M.L. 1982: The Orphics of Olbia. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 45, 17–29.

Zhmud, L. 1992: Orphism and Graffiti from Olbia. Hermes CXX 2, 159–168.