скачать PDF

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются некоторые особенности употребления датива в греческом языке византийского периода (XI–XV вв.) на материале византийских церковных канонико-правовых вопросоответов. Причина, по которой уделяетсявнимание этой грамматической категории имени, состоит в ее постепенном исчезновениив греческом языке, по общему представлению, именно в византийский период. В работеиспользуется стилометрический метод количественного и качественного анализа, результаты которого позволяют проследить частоту употребления датива в исследуемых текстахи широту его функционирования. На основании полученных данных автор приходит к выводу, что датив является сравнительно живым элементом языка исследованных источников и дальнейшее изучение его использования в этих текстах может оказаться важным дляпонимания его последующей судьбы, а также при составлении описательной грамматикигреческого языка византийского периода.

Ключевые слова

Датив, морфология греческого языка поздневизантийского периода,канонические вопросоответы, эротапокризы, стилометрический метод количественного икачественного анализа

Анашкин Антон Владимирович – кандидат филологических наук, заместитель декана богословского факультета по научной работе ПСТГУ.

Анашкин, А.В. 2013: Канонические «Ответы» патриарха Константинопольского Николая III Грамматика (1084–1111): содержание, источники, история текста. ВестникПСТГУ: Филология 2 (32), 87–113.

Анашкин, А.В. 2014: Проблемы жанра вопросоответной литературы в контексте церковно-канонической письменности поздневизантийского периода. Вестник ПСТГУ:Филология 4 (39), 57–69.

Анашкин, А.В. 2015: Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв.: автореф. дисс. … канд.филол.наук. М.

Анашкин, А.В. 2017: Эпистолярные «следы» в византийских церковных канонико-правовых эротапокризах XII в. (на материале канонических ответов митрополита никиты ираклийского). Вестник Костромского государственного университета 2 (23),56–59.

Кисилиер, М.Л. 2011: Местоименные клитики в «Луге Духовном» Иоанна Мосха. СПб.

Anashkin, A. 2016: Towards a genesis of Byzantine church canonical erotapokriseis by Niketasmetropolitan of Herakleia (XI c.): epistolary trace. In: S. Marjanović-Dušanić (ed.), Abstractsof the 23rd International Congress of Byzantine Studies (University of Belgrade, 22–27 August 2016. Thematic Session of Free Communications: Byzantine literature in the11th century). Belgrade, 9–10.

Browning, R. 1983: Medieval and Modern Greek. Cambridge.

Dörrie, H., Dörries, H.1966: Erotapokriseis. Reallexikon für Antike und Christentum 6, 343–344.

Ermilov, P. 2013: Towards a Classifi cation of Sources in Byzantine Question-and-Answer Literature.In: A. Rigo, P. Ermilov, M. Trizio (eds.), Theologica Minora. The Minor Genres ofByzantine Theological Literature (SBHC 8). Turnhout, 110–125.

Holton, D., Manolessou, I., 2010: Medieval and Early Modern Greek. In: E. G. Bakker (ed.), ACompanion to the Ancient Greek Language. Chichester, 539–563.

Horrocks, G.С. 2010: Greek: A History of the Language and its Speakers. Chichester.

Mackridge, P.H. 2009: Language and national identity in Greece, 1766 – 1976. Oxford.

Papadoyannakis, Y. 2006: Instruction by Question and Answer: The Case of Late Antique andByzantine Erotapokriseis. In: S. F. Johnson (ed.), Greek Literature in Late Antiquity: Dynamism,Didactism,Classicism. Hampshire, 91–105.

Wahlgren, S. 2014: Case, Style and Competence in Byzantine Greek. In: M. Hinterberger (ed.),The Language of Byzantine Learned Literature (SBHC 9). Turnhout, 170–175.