Аннотация
Плакаты играют особую роль в современном публицистическом дискурсе. В коммуникативное пространство Западной Европы они вошли во второй половине XIX столетия, унаследовав целый ряд признаков от своих предшественниц – театральных афиш и книготорговых объявлений, сократив текстовую часть за счёт изобразительных средств. Только с появлением интересно оформленного графического иллюстрированного плаката – через картинку, символ или аллегорию – к плакату присоединился дополнительный уровень сооб щения. При этом доминирующий ранее семантический уровень отошел на задний план. Вместе с тем понятие «плакат», которое вошло в сло вари только в 1900 г., все больше и больше вытесняло понятие «афиша». Плакат обращается к широкой аудитории, что обусловливает характер его выразительных средств: 1) комбинирование понятий «просто», «понятно», «выразительно»; 2) отображение наиболее яркого момента, образа (символа); 3) краткость, удобочитаемость шрифта, злободневность надписи; 4) взаимосвязанность и взаимообусловленность изображения и текста. Политический плакат отличается рядом специфических характеристик: информация плакатов и листовок инкорпорируется в общий «текст» общественного пространства, сообщения общедоступны. Кроме того, политический плакат – это коммуникация посредством визуального образа и слова. В структуре плаката интегрируются различные знаковые системы: наряду с вербальными, используются визуальные средства. Язык плакатных образов может «работать» как редуцирующий механизм, переводя политическую информацию на уровень обыденного понимания масс. Выполняя агитационную функцию, плакат одновременно может стать частью театрализации, которая свойственна современной мировой политике.
Ключевые слова
Плакат, политика, агитация, реклама, коммуникативное пространство, графика, символ, аллегория, отправитель, получатель
Арапов, М.В. Метаморфозы слогана. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.triz-ri.ru/authors/arapov_bio.asp
Ворошилова, М.Б. 2013: Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург.
Купина, Н.А. 2015: Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург.
Магера, Т.С. 2005: Текст политического плаката: лингвориторическое моделирование (на материале региональных предвыборных плакатов). Барнаул.
Магера, Т.С. 2006: Текст политического плаката: лингвориторическое моделирование (на материале региональных предвыборных плакатов). Барнаул.
Советские плакаты: Электронный музей плакатов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.plakaty.ru/
Тесля, М.Е. 1969: По законам восприятия. М.
Фоминых, С.С. 2009: Политический плакат ГДР как тип текста. Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение 31, 130-133.
Ходус, Е.Ю. 2011: Политический плакат Франции как креолизованный текст. Вестник Ставропольского государственного университета 76, 118-124.
Bruns, T. 2010: Sprache, Nation und Internet. Politik und Medien in den Nachfolgestaaten Jugoslawiens und der Sowjetunion. Hamburg.
Kalnins, B. 1966: Agitprop. Die Propaganda in der Sowjetunion. Wien.
Numminen, H. 2008: Советский плакат как средство массового воздействия. Анализ языка плакатов. Kevät.
Pätzold, К. & Weißbecker, М. (red.) 2006: Schlagwörter und Schlachtrufe. Aus zwei Jahrhunderten deutscher Geschichte. Leipzig.
Politische Plakate 2009: Politische Plakate von der Weimarer Republik bis zur jungen Bundesrepublik. Politik und Unterricht. Zeitschrift für die Praxis der politischen Bildung 35. Jahrgang. 2-3 / 2009. Stuttgart.
Russische und sowjetische Plakatkunst. Virtuelles Museum. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russianposter.ru/object.php?rid=31040384900003
Vasmer, М. 1951: Russisches etymologisches Wörterbuch. Zweiter Band. Heidelberg. 2.