скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена проблеме диалогичности и интертекстуальности литературы, рассматриваемой в рамках частного сопоставительного анализа двух знаковых стихотворений русской поэзии ‒ «Цицерона» (1830) Ф. Тютчева и «Антония» (1905) В. Брюсова.

Тютчевское мироощущение поворотных исторических событий, драматичных «гражданских бурь» во времена падения римской республики оказалось созвучно мирочувствованию русских поэтов начала XX века, предвидевших и остро переживавших ужас и величие грядущих перемен. Особенно востребованной была концепция «рокового блаженства», которое, по Тютчеву, смертный может испытать только в момент поворотных событий истории, будучи «зрителем» «высоких зрелищ».

Автор статьи доказывает, что брюсовское стихотворение «Антоний» имеет вполне определенные поэтологические скрепы с тютчевским «Цицероном»: в их числе ключевая формула стихотворений «Блажен, кто…», которая выводит текст на уровень философского обобщения. Брюсов вступает в диалог с классиком и воспевает иной вариант «рокового блаженства»: он выдвигает на первый план Любовь как единственный, достойный смертельной жертвы предмет.

Ключевые слова

Цицерон, Тютчев, Марк Антоний, Брюсов, диалогизм, интертекстуальность, концепции «рокового» блаженства.

Абрамзон Т.Е., Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Абрамзон, Т.Е. 2015а: «Блажен, кто…» в русской поэзии XVIII XIX вв.: из истории формулы. ПИФК 3(49), 369–377.

Абрамзон, Т.Е. 2015б: «Они звучат, они ликуют» А. Блока: опыт прочтения (к истории одной поэтической формулы). ПИФК 4(50), 345–351.

Белкин, М.В. 2002: Цицерон и Марк Антоний: истоки конфликта. Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. СПб., 133–163.

Брюсов, В. 2014: Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1, Т. 6. М.

Буассье, Г. 1993: Цицерон и его друзья. СПб.

Гаспаров, М.Л. 1997: «Антоний» Брюсова. Равновесие частей. В кн.: Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. М., 33–38.

Гиршман, М.М. 2007: Рационализм – ораторство – мастерство («Антоний» Брюсова). В кн.: Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 223–235.

Гудзий, Н.К. 1930: Тютчев в поэтической культуре русского символизма. В кн.: Известия по русскому языку и словесности Академии наук СССР. Т. III. Кн. 2. Л., 465–549.

Зайцева, Т.Б. 2011: Концепт «Любовь» в творчестве А.П. Чехова (для антологии «Художественные константы русской литературы». ПИФК 3, 705–710.

Литвин, Э.С. 1983: Валерий Брюсов. В кн.: А.С. Курилов (отв. ред.), История русской литературы XI–XX веков: Краткий очерк. М.

Петров, А.В. 2011: «Эротико-политические формулы» в торжественных одах 1741–1742 гг. (материалы к словарю одических топосов). ПИФК 3, 342–346.

Рудакова, С.В. 2012: Философия счастья в лирике Е.А. Боратынского. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки 108/4, 103–114.

Толстогузов, П.Н. 2004: «Цицерон» Тютчева: идеологический контекст и поэтика учительного жанра. В сб.: Интерпретация литературного и культурного текста: традиция и современность. Биробиджан, 99–107.

Тютчев, Ф.И. 1966: Лирика: в 2 т. Т.1. М.

Чулков, Г.И. 1912: Дымный ладан. В кн.: Покрывало Изиды. Сочинения. Т. V. СПб.

Аbramzon, T. 2015: Philosophy of happiness in Eighteenth Century Russia. In: SGEM 2015 Conference Proceedings. Sofia, 657–668.

Lindsay, J. 1936: Marc Antony. His world and his contemporaries. London.