скачать PDF

Аннотация

На основе собственных полевых материалов и опубликованных данных авторы анализируют новые образы и темы, выявленные ими в наскальном искусстве Минусинской котловины, соотносимые с тесинской эпохой. Среди них сцены с изображениями змей, антропоморфными фигурами, сидящими в позе «по-восточному», а также с прическами, головными уборами, небольшими рожками на головах. Также выявлены сцены с изображениями профильных птиц (дрофа / дудак) на таких памятниках наскального искусства, как Тепсей, Сульфатская, Абакано-Перевоз, Сосниха, Сулек и др. Этот персонаж не встречался в другие эпохи на памятниках наскального искусства Минусинской котловины, возможно, его можно считать маркером этой эпохи. Высказано предположение, что антропоморфный персонаж, держащий в руках змею, запечатленный на одной из курганных плит Тепсейского могильника, может быть связан с подземным культом. Среди элементов оформления голов автоморфных фигур тесинского пласта выявлена новая серия изображений с прическами в форме «шара», а также головных уборов типа «котелков» или шляп с небольшими полями, нередко с вертикальным поставленным пером, и/или косицей. Разнообразие головных уборов отчасти может объясняться необходимостью акцентирования того или иного персонажа, в частности, вожака на охоте или действующего лица, участника каких-то ритуальных действий, возможно, тризн. Сделано предположение, что персонажи с «рожками» на головах могут быть соотнесены с мифическим рогатым персонажем хунну (по аналогии с известным по изображениям на ручках Абаканского дворца), который, по мнению Ю.Н. Есина, мог быть покровителем или предком хунну.

Ключевые слова

Петроглифы, наскальное искусство, тесинская эпоха, семантика.

Ольга Сергеевна Советова – доктор исторических наук, доцент, директор института истории и международных отношений, заведующая кафедрой археологии КемГУ, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ольга Олеговна Шишкина – кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений КемГУ, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Антонова, Е.В. 1984: Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. Опыт реконструкции мировосприятия. М.

«Археологи ТГУ с помощью геофизики обнаружили уникальное захоронение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rscf.ru/news/humanitarian-sciences/arkheologi-tgu-s-pomoshchyu-geofiziki-obnaruzhili-unikalnoe-zakhoronenie/

Гумилев, Л.Н. 1960: Хунну. Средняя Азия в древние времена. М.

Дэвлет, М.А. 1980: Сибирские поясные ажурные пластины II в. до н.э. М.

Дэвлет, М.А. 1989: Петроглифы бронзового века Тувы. В сб.: Культура тувинцев: традиции и современность. Кызыл, 10–19.

Есин, Ю.Н. 2016: Петроглифы окуневской культуры на севере Хакасии. НОСА 1(13), 85–123.

Есин, Ю.Н. (сост.) 2017: Наскальные изображения Оглахты. Альбом. Абакан.

Есин, Ю.Н. 2022: Дворец Сына Неба во владении Цзянькунь. НОСА 1(33), 4–52.

Иванов, В.В. 1991: Змей. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 468–471.

Косарев, М.Ф. 1984: Западная Сибирь в древности. М.

Кубарев, В.Д., Цэвээндорж, Д., Якобсон, Э. 2005: Петроглифы Цаган-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). Новосибирск.

Кызласов, Л.Р.: 2001. Гуннский дворец на Енисее: проблема ранней государственности Южной Сибири. М.

Леонтьев, Н.В., Боковенко Н.А. 1985: Кавказская писаница на Тубе. КСИА 184, 82–88.

Макаров, Н.П 2018: Николай Владимирович Нащокин – археолог Красноярского краевого краеведческого музея. Древности Приенисейской Сибири IX, 17–31.

Миклашевич, Е.А. 2004: «Племя единорога» на Енисее (сяньбэйские мотивы в наскальном искусстве Минусинской котловины). В сб.: Д.Г. Савинов, В.Н. Седых, Н.А. Лазаревская (ред.), Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. Материалы тематической научной конференции. СПб., 320–325.

Миклашевич, Е.А. 2012: Льнищенская писаница. Памятники наскального искусства Минусинской котловины: Георгиевская, Льнищенская, Улазы III, Сосниха. Тр. САИПИ Х, 28–56.

Миклашевич, Е.А. 2018: О памятниках наскального искусства в урочище Каменка на Среднем Енисее. Ученые записки музея-заповедника «Томская писаница» 8, 92–99.

Миклашевич, Е.А., 2021: Наскальные изображения окуневской культуры на горе Моисеиха (Средний Енисей). ПИФК 2, 165–187.

Миклашевич, Е.А., Панкова, С.В., Мухарева, А.Н. 2012: Петроглифы горы Сосниха. Памятники наскального искусства Минусинской котловины: Георгиевская, Льнищенская, Улазы III, Сосниха. Тр. САИПИ Х, 72–111.

Миклашевич, Е.А, Солодейников, А.К. 2013: Новые возможности документирования наскальных изображений, выполненных краской (на примере Кавказской писаницы в Минусинской котловине). НОСА 1(5), 176–191.

Михайлов, Ю.Н. 1997: Особенности семантики образа змеи в культурных традициях древнего населения Западной Сибири. ПАЭАССТ 3, 226–229.

Новгородова, Э. А. 1984: Мир петроглифов Монголии. М.

Окладников, А.П. 1974: Петроглифы Байкала – памятники древней культуры народов Сибири. Новосибирск.

Окладников, А.П. 1980: Петроглифы Центральной Азии. Хобд-Сомон (гора Тэбш). Л.

Русакова, И.Д. 2016: К вопросу о датировке петроглифов раннего железного века. В сб.: В.В. Бобров (отв. ред.), Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии (проблемы интерпретации и сохранения): материалы международной конференции. Кемерово, 173–181.

Русакова, И.Д. 2021: Местонахождение петроглифов Абакано-Перевоз I в Хакасии. НОСА 1(29), 43–71.

Русакова, И.Д. 2022: Петроглифы восточной части Боярского хребта в Хакасии (местонахождения Абакано-Перевоз II, II А, III, IV). Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница» 16, 43–76.

Савенков, И.Т. 1886: К разведочным материалам по археологии среднего течения Енисея. Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества 3–4, XVII, 26–106.

Савинов, Д.Г. 1993: Тесинские «лабиринты» – к истории появления персонифицированного шаманства в Южной Сибири. Кунсткамера. Этнографические тетради 1, 35–48.

Савинов, Д.Г. 1995: Тесинские лабиринты (по материалам могильника Есино III). В сб.: В.В. Бобров (отв. ред.), Древнее искусство Азии. Петроглифы, Кемерово, 6–10.

Советова, О.С. 2005: Петроглифы тагарской эпохи на Енисее (сюжеты и образы). Новосибирск.

Советова, О.С., Ермоленко, Л.Н., Зинченко, С.А. 2024: Сидящие «по-восточному» фигуры в наскальном искусстве Минусинской котловины (атрибуция, аналогии). СибСкрипт 26(6), 904–918.

Советова, О.С. Трофимова, Н.В. 2012: Сцены со змеями в наскальном искусстве Евразии. В сб.: И.В. Толпенко (отв. ред.), VIII исторические чтения памяти М.П. Грязнова: сборник научных трудов. Омск, 180–186.

Советова, О.С., Шишкина, О.О., Аболонкова И.В. 2021: Наскальное искусство Тепсейского археологического микрорайона. Кемерово.

Советова, О.С., Шишкина, О.О. 2024: О некоторых «знаках отличия» у персонажей наскального искусства Минусинской котловины тесинского времени. Археологические вести 43, 81–93.

Токарев, С.А. (ред.) 1988: Мифы народов мира. Т. 2. М.

Шацкий, Г.Р. 1973: Рисунки на камне. Ташкент.

Шер, Я.А. 1980: Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.

Яценко, С.А. 2020: Несколько композиций со скифскими персонажами в греко-скифской и скифской торевтике IV – начала III вв. до н.э. МАИАСП 12, 369–402.

Яценко, С.А. 2021: Вероятные герои эпоса скифов на фоне древних иранских и иранизированных обществ древней степи. Новый Гермес. Вестник античной истории, археологии и классической филологии 13(4), 176–212.