скачать PDF

Аннотация

В статье рассматриваются два сюжета, распространенных в петроглифах Северной Евразии – звери у «мирового древа» и «господин коней». Знак, показанный в наскальных рисунках, имеет форму шеста с развилкой, что ассоциируется с наиболее ранними редуцированными изображениями быков в петроглифах Европы. Вероятно, такую форму имел реальный атрибут, связанный с жертвоприношениями скота. В китайских древностях, относящихся к эпохе Западного Чжоу, известна нефритовая фигурка быка, зафиксированного таким шестом и установленная на телегу. Бык на колесах происходит из клада в Индии середины II тыс. до н.э. Возможно, эти находки отражают реальные культовые практики, широко распространенные в Евразии и связанные с расселением скотоводов из степной зоны на юг.

Устойчивый сюжет «господина коней» фиксируется в китайских клановых эмблемах на бронзовых сосудах эпохи Западного Чжоу. Вероятно, такое проявление этого сюжета говорит о влиянии степных традиций на Древний Китай и может быть объяснено изначальным степным компонентом, принесшим свою ритуальную практику, связанную с жертвоприношениями скота, еще на этапе формирования китайской цивилизации. Нельзя исключать и обратный вариант более поздних инвазий в степь из Китая, однако стилистические особенности изображений лошадей указывают на более раннее формирование такой стилистики в северных скотоводческих областях Евразии.

Делается вывод о том, что в Древнем Китае непосредственное привлечение степняков в военную и хозяйственную деятельность и допуск их в сферу ритуальной жизни неминуемо приводили к трансформации и переосмыслению собственных традиций.

Ключевые слова

Петроглифы, звери у «мирового древа», «господин коней», ритуал, Древний Китай.

Чугунов Константин Владимирович – старший научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Джессика Роусон – профессор китайского искусства и археологии, Оксфордский университет, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дэвлет, Е.Г., Дэвлет, М.А. 2005: Мифы в камне. Мир наскального искусства России. М.

Дэвлет, М.А. 1982: Петроглифы на кочевой тропе. М.

Вадецкая, Э.Б., Леонтьев, Н.В., Максименков, Г.А. 1980: Памятники окуневской культуры. Л.

Караханян, Г.О., Сафян, П.Г. 1970: Наскальные изображения Сюника. Ереван.

Килуновская, М.Е. 1998: Быки Кара-Булуна. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. СПб, 159–163.

Килуновская, М.Е. 2007: Рисунки на скалах Тувы. В сб.: С.В. Хаврин (ред.), АВ: сб. науч. трудов в честь 60-летия А.В. Виноградова. СПб, 77–109.

Кубарев, В.Д. 2011: Петроглифы Калбак-Таша I (Российский Алтай). Новосибирск.

Кузьмина, Е.Е. 1994: Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. М.

Кузьмина, Е.Е. 2008: Арии – путь на юг. М.–СПб.

Лазаретов, И.П., Поляков, А.В. 2008: Хронология и периодизация комплексов эпохи поздней бронзы Южной Сибири. В сб.: А.А. Тишкин (ред.), Этнокультурные процессы в Верхнем Приобье и сопредельных регионах в конце эпохи поздней бронзы. Барнаул, 33–55.

Поляков, А.В. 2013: Ранние этапы развития эпохи поздней бронзы Среднего Енисея. В сб.: А.З. Бейсенов (ред.), Бегазы-дандыбаевская культура Степной Евразии. Алматы, 401–416.

Рогожинский, А.Е. 2011: Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы. Алматы.

Савинов, Д.Г. 2005: Ритуальная сфера бытия в наскальных изображениях эпохи бронзы Саяно-Алтайского нагорья. В сб.: Е.Г. Дэвлет (ред.), Мир наскального искусства. М., 219–223.

Самашев, З., Байтлеу, Д., Курманкулов Ж. 2013: Петроглифы Теректы Аулие. Астана.

Слободзян, М.Б. 2000: Изображение повозки и плуга в европейских петроглифах. В сб.: А.Б. Никитин и др. (ред.), Мировоззрение, археология, ритуал, культура. СПб, 158– 173.

Советова, О.С. 1990: К вопросу о семантике среднеенисейских петроглифов скифского времени. В сб.: М.А. Дэвлет (ред.). Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 169–173.

Чугунов, К.В., Роусон, Дж., Гребнев, Е.: Соратники и жертвы шанского Китая: о локализации степного компонента в культуре Шан. (В печати).

Шер, Я.А. 1980: Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.

Шер, Я.А. 1993: «Господин коней» на берегу Енисея. Петербургский археологический вестник 6, 17–22.

Шер, Я.А. 2004: Спорные вопросы изучения первобытного искусства. Археология, этнография и антропология Евразии 2 (18), 36–52.

Щетенко, А.Я. 2005: К интерпретации возничего культовой колесницы из Даймабада (Центральная Индия). В сб.: Г.Г. Король (ред.), Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия. Красноярск.

Юань Кэ. 1964: Мифы древнего Китая. М.

Agrawal, D.P., Kharakwal J.S. 2003: Bronze and Iron Ages in South Asia. (Archaeology of South Asia – II). New Delhi.

Boehlau, J., Gilsa zu Gilsa, F. 1898: Neolithische Denkmaler aus Hessen. Cassel.

Hansford, H. 1957: The Seligman Collection of Oriental Art. Vol. I: Chinese, Central Asian and Luristan Bronzes, and Chinese Jades and Sculptures. London.

Piggott, S. 1983: The earliest wheeled transport: From the Atlantic coast to the Caspian Sea. London.

Rawson, J., 2017: China and the steppe: reception and resistance. Antiquity 91, 375–388.

(На китайском и японском языках:

Гугун 1958: Гугун тунци тулу (Каталог бронзовых изделий из музея Гугун). Под ред. Голи гугун чжунъян боуюань ляньхэ гуаньличу: в 2 т. Тайбэй.

Гу Фан (ред.) 2005: Чжунго чуту юйци цюаньцзи 3: Шаньси (Полное собрание археологически обнаруженных нефритовых изделий Китая, т. 3: пров. Шаньси): в 15 т. Пекин.

Гу Фан 2007: Чжунго гуюйци тудянь (Иллюстрированное собрание китайских изделий из нефрита). Т. 2. Пекин.

Ли Сятин и Чжан Куй 1994: Тяньма Цюйцунь ичжи Бэйчжао Цзиньхоу муди дисыцы фацзюэ (Четвертая серия раскопок на кладбище цзиньских хоу в Бэйчжао на памятнике Тяньма Цюйцунь). Вэньу (8), 4–21.

Ло Чжэньюй 1917: Инь вэнь цунь (Собрание иньских надписей). Изд. не указан.

Хаяси Минао 1984: Сю дзидаи сэидоки но кэнкю (Исследование надписей на бронзе чжоуской эпохи). Инсю сэидоки соран ити (Общее исследование надписей на бронзе периодов Инь и Чжоу, т. 1): в 2 т. Токио.

Шан Тунлю, Сунь Цинвэй, Ли Сятин и Ма Цзяохэ 2001: Тяньма-Цюйцунь ичжи Бэйчжао Цзиньхоу муди дилюцы фацзюэ (Шестая серия раскопок на кладбище цзиньских хоу в Бэйчжао на памятнике Тяньма Цюйцунь). Вэньу (8), 4–21.