Аннотация
Статья представляет публикацию железного перстня с инталией с изображением многоножки из некрополя Ростовского городища. Перстень происходит из погребения 79 (комплекс датируется 2-й пол. II в. н.э.). Вхождение перстня с изображением многоножки в состав погребального инвентаря было неслучайным. Перстни использовались либо как печатки, либо как обереги. Наибольшей популярностью среди сюжетов на стеклянных вставках и металлических перстнях пользовались символы защиты или изобилия. В контексте находки существенный интерес представляет напольная мозаика II в. н.э. из House of Evil Eye в Антиохии-на-Оронте, сюжет которой символизирует атаку на дурной глаз и объединяет некоторые из символов борьбы против сглаза, подтверждая защитные функции изображений в глиптике. Появление многоножки в сюжете мозаики и на перстне, по-видимому, является следствием влияния восточных верований. Многоножка связана с одним из божеств древнего Египта – богом-сколопендрой Сепа, который выступает в качестве защитника и покровителя мертвых. Известно, что в египетских народных верованиях сколопендра считалась опасными животными, происходящим из «нижней» фауны, близкой к земле. Египетское влияние на греческую культуру прослеживается еще до эллинизма, с наступлением которого египетские культы окончательно проникают в античную мифологию. Не меньшее значение имело и культурное взаимодействие Рима и Египта, особенно в первые века н.э. Широкую известность в это время также получают греко-египетские магические геммы. Таким образом, железный перстень с изображением сколопендры отражает общие представления египтян, греков и римлян о защитных функциях некоторых животных. Апотропеическая магия получила распространение в различных регионах, что нашло отражение в глиптике.
Ключевые слова
Археология, Северное Причерноморье, Нижний Дон, перстни, геммы, апотропей, глиптика, торевтика.
Анфимов, Н.В. 1951: Меото-сарматский могильник у станицы Усть-Лабинской. В сб.: Е.И. Крупнов (ред.), Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. М., 155–207.
Братченко, С.Н., Косяненко, В.М. 1994: Спасательные работы на могильнике Ростовского городища в 1956, 1957 гг. В сб.: В.Я. Кияшко (ред.), Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 1993 году. Азов, 33–36.
Захаров, А.А. 1928: Геммы и античные перстни Государственного Исторического музея. Труды Секции археологии РАНИОН. III, 126–141.
Каменецкий, И.С. 1993: Городища донских меотов. Вопросы датировки. М.
Кобылина, М.М. 1978: Изображения восточных божеств в Северном Причерноморье в первые века н.э. М.
Коростовцев, М.А. 1976: Религия Древнего Египта. СПб.
Косяненко, В.М. 2007: Сосуд из некрополя Ростовского городища. Известия Ростовского областного музея краеведения 14, 125–127.
Кузьмищев, А.Г. 2008: Скарабей, найденный на о. Березань. В сб.: M.Ю. Вахтина, В.Ю. Зуев и др. (ред.), Боспор и Северное Причерноморье в античную эпоху. Материалы юбилейного международного круглого стола, посвященного 10-летию конференции «Боспорский феномен». СПб, 53–56.
Леонтьева, В.А. 2012: Некоторые особенности религиозной жизни населения на периферии античного мира в I–III вв. н.э. (на примере Боспора и Нижнего Подунавья). Средиземноморский мир в античную и средневековую эпохи 6 (3), 212–218.
Неверов, О. Я. 1982: Геммы античного мира. Л.
Финогенова, С.И. 1993: Каталог собрания античных гемм Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М.
Финогенова, C.И. 2012: Мир в миниатюре. Геммы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина: каталог. М.
Шургая, И.Г. 1977: О греко-египетском культе в северо-западном Причерноморье. В сб.: М.М. Кобылина (ред.), История и культура античного мира. М., 206–210.
Щербакова, В.С. 1980: Коллекция гемм из некрополя в окрестностях Херсонеса. В сб.: Античная древность и средние века. Вып. 17. Античные традиции и византийские реалии. Свердловск, 94–103.
Boardman, J. 1970: Greek Gems and Finger Rings: Early Bronze Age to Late Classical. London.
Bonner, C. 1950: Studies in Magical Amulets. Chiefl y Graeco-Egyptian. Ann Arbor.
Borgeaud, P., Römer, T., Volokhine, Y. 2009: Interpretations de Moïse: Egypte, Judee, Grece et Rome. Leiden.
Budge, W. 1904: The Gods of the Egyptians; or, Studies in Egyptian mythology. Chicago.
Dunbabin, K. 1999: Mosaics of the Greek and Roman World. Cambridge.
Elliott, J.H. 2016: Beware the Evil Eye: The Evil Eye in the Bible and the Ancient World-Greece and Rome. Vol. 2.Cambridge.
Faraone, C.A. 2011: Text, Image and Medium. The Evolution of Greco–Roman Magical Gemstones. In: Gems of Heaven: Recent Research on Engraved Gemstones in Late Antiquity c. AD 200–600. London, 50–62.
Henig, M. 1975: The Lewis Collection of Engraved Gemstones in Corpus Christi College. Cambridge.
Herbin, Fr.H. 1994: Le livre de parcourir l’éternité. (Orientalia Lovaniensia Analecta 58). Leuven.
Johns, C. 1989: «The Phallus and the Evil Eye». Sex or Symbol? Erotic Images of Greece and Rome. London.
Kees, H.1923: Anubis «Herr von Sepa» und der 18. oberagyptischen Gau. Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde 58, 79–101.
Michel, S. 2004: Die Magischen Gemmen. Zu Bildern und Zauberformeln auf geschnittenen Steinen der Antike und Neuzeit. Berlin.
Roche, P. 2005: Aristophanes: The Complete Plays. New York.
Walcot, P. 1978: Envy and the Greeks: A Study of Human Behavior. Warminster.