Аннотация
В современном политическом дискурсе, несмотря на появление и функционирование большого числа новых визуальных средств, плакат остается одним из главных способов воздействия. Однако многие плакаты являются однодневками и зачастую не достигают той цели, для которой были созданы.
В данной статье рассматриваются образцы успешных плакатов, существующих в современном коммуникативном пространстве России и Германии; на их примере анализируются приемы, позволяющие создавать плакатное полотно, способное воздействовать на зрителя, выявляется проблематика, содействовавшая появлению на свет удачных визуальных средств.
Авторы приходят к выводу, что успешная судьба плаката складывается из нескольких компонентов. Во-первых, это грамотное расположение визуальных и вербальных составляющих, использование фона, масштаба и пр. Во-вторых, это создание ярких визуальных образов, понятных адресанту плаката. В-третьих, остроумное вербальное сопровождение. Наиболее удачными оказываются плакаты, на которых обыгрываются слова и фразеологизмы, дополняющие или своеобразно трактующие изобразительный ряд. И главное, для появления плаката необходима актуальная проблематика, основанная на политической либо социальной ситуации, способствующей зарождению новых образов или трактовке старых, получающих в новых условиях иную семантику.
Успехом в коммуникативном пространстве современной Германии пользуются плакаты, посвященные проблемам расизма и национализма, которые напрямую связаны с актуальной для страны проблемой беженцев. В российском коммуникативном пространстве удачные образцы визуального искусства поднимают проблемы, связанные с внешней политикой государства и внутриполитической борьбой политических партий. Сходными для обеих стран являются проблемы, связанные с общечеловеческими ценностями.
Ключевые слова
Россия, Германия, коммуникативное пространство, плакат, общечеловеческие ценности, беженцы, расизм, национализм, предвыборная гонка
Басков, А. 2003: Идеологическое оружие. Поэтика и идеология агитплаката: Прикладное исследование семиотики визуальных образов в агитации и пропаганде. Рекламодатель: теория и практика 12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: tkachenkoiren. ucoz.com›_ld/0/9_Baskov_semiotik.pdf
Максимов, Б.Б. 2002: Фильтруй базар: Словарь молодежного жаргона города Магнитогорска. Магнитогорск.
Позднякова, Н.В. 2016: Вербальные и визуальные метаморфозы современного российского плаката. В кн.: Германия – Россия: Вербальные и визуальные средства современного публицистического дискурса: колл. монография. Грайфсвальд, 80–90.
Шулежкова, С.Г., Осипова, А.А. 2016: Два пути от невинной любви к Отечеству – патриотизм и национализм (патриотические и националистические лозунги современной России). В кн.: Германия – Россия: Вербальные и визуальные средства современного публицистического дискурса: колл. монография. Грайфсвальд, 50–64.
Klein, J. 2015: Von Gandhi und al-Quaida bis Schrцder und Merkel. Politolinguistische Analysen, Expertisen und Kritik. Berlin.
Pätzold, К. & Weißbecker, М. (red.) 2006: Schlagwörter und Schlachtrufe. In: Aus zwei Jahrhunder ten deutscher Geschichte. Bd. 2. Leipzig.
Politische Plakate von der Weimarer Republik bis zur jungen Bundesrepublik. Politik und Unterricht. Zeitschrift für die Praxis der politischen Bildung 35. Jahrgang 2-3 / 2009. Stuttgart.
Staeck, K. 1973: Die Reichen müssen noch reicher werden. Politische Plakate. V.I. Karst (Hrsg.). Reinbek b. Hamburg.