скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена выявлению когнитивно-семиотического содержа- ния городских рекламных имен. Автор выявил показательную тенденцию в эргономии Санкт-Петербурга последних лет – реактуализацию мифологемы «Общинность/Государственность». Востребованной оказалась популярная технология знаковых/прецедентных имен, персональных или эмблемных представителей той или иной яркой эпохи русской общинности/государственности. В ностальгическом дискурсе как социальной эмоции образы прошлого извлекаются для того, чтобы справиться с последствиями культурных изменений и потерянной идентичности, при этом они могут подвергаться неумеренной романтизации. Клишированные и отретушированные образы/знаки образуют комбинацию запомнившегося, воображаемого и реинтерпретированного ушедшего, которое в памяти выглядит более позитивным. Рекламный дискурс, ориентированный на поэтику постмодернистской игры, часто и не без успеха разбавляет романтизацию долей иронии, хотя порой и провокативной. Другой тенденций последних лет стала безудержная эксплуатация в эргономии знаковых образов национальной самоидентификации, в частности базового концепта «русское». К существенным чертам концепта «империя/имперское» относят историческую устойчивость, претензию на значимость, гегемонизм политики и масштабность, наличие вертикали власти и сакральную власть императора. Современный рекламный дискурс выборочно воспроизводит существенные черты «Общины» и «Империи», толкуемых как стандарты единения, величия, значительности, державности, духа традиции, устойчивости и стабильности. Современность и универсальность рекламных имен, демонстративность и открытость для разнообразных инноваций и модных тенденций позволяют рассматривать неймы как незаменимый инструмент диагностики социокультурных тенденций и приоритетов, проявляющих важные для духовно-нравственной атмосферы современного общества процессы, связанные с процессом национальной самоидентификации.

Ключевые слова

Лингвоградоведение, Санкт-Петербург, когнитивно-семиотический анализ, концепт, рекламное имя, эргоним, национальная идентичность, социокультурные приоритеты

Н.Д. Богатырева, Вятский государственный гуманитарный университет, Киров, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Андреев, Л.Н. 1990–1996: Собр. сочинений: в 6 т. Т. 6. М.

Вологина, О.В. 2005: Творчество Леонида Андреева в контексте европейской литературы XX века. Орел.

Достоевский, Ф.М. 1972–1990: Полное собрание сочинений: в 30 т. Художественные произведения: тт 1–17. Т.5. Л.

Иванов, А.И. 2005: Первая мировая война и русская литература 1914–1918 гг.: этические и эстетические аспекты: дис.…. д-ра филол. наук. М.

Кен, Л.Н., Рогов, Л.Э. 2010: Жизнь Леонида Андреева, рассказана им самим и его современниками. СПб.

Кузьмина, Т.А. 2014: Экзистенциальная философия. М.

Чуваков, В.Н. (сост.) 1998: Леонид Николаевич Андреев. Библиография. М.

Хеллман, Б. 1995: Маленький человек и великая война: повесть Л.Н. Андреева «Иго войны». В сб.: «Свое» и «чужое» в литературе и культуре. Тарту, 206–219.

Шестов, Л. 1993: Сочинения: в 2 т. Т.2. М.