Аннотация
Статья посвящена проблеме диалогичности и интертекстуальности литературы, рассматриваемой в рамках частного сопоставительного анализа двух знаковых стихотворений русской поэзии ‒ «Цицерона» (1830) Ф. Тютчева и «Антония» (1905) В. Брюсова.
Тютчевское мироощущение поворотных исторических событий, драматичных «гражданских бурь» во времена падения римской республики оказалось созвучно мирочувствованию русских поэтов начала XX века, предвидевших и остро переживавших ужас и величие грядущих перемен. Особенно востребованной была концепция «рокового блаженства», которое, по Тютчеву, смертный может испытать только в момент поворотных событий истории, будучи «зрителем» «высоких зрелищ».
Автор статьи доказывает, что брюсовское стихотворение «Антоний» имеет вполне определенные поэтологические скрепы с тютчевским «Цицероном»: в их числе ключевая формула стихотворений «Блажен, кто…», которая выводит текст на уровень философского обобщения. Брюсов вступает в диалог с классиком и воспевает иной вариант «рокового блаженства»: он выдвигает на первый план Любовь как единственный, достойный смертельной жертвы предмет.
Ключевые слова
Цицерон, Тютчев, Марк Антоний, Брюсов, диалогизм, интертекстуальность, концепции «рокового» блаженства.
Абрамзон, Т.Е. 2015а: «Блажен, кто…» в русской поэзии XVIII XIX вв.: из истории формулы. ПИФК 3(49), 369–377.
Абрамзон, Т.Е. 2015б: «Они звучат, они ликуют» А. Блока: опыт прочтения (к истории одной поэтической формулы). ПИФК 4(50), 345–351.
Белкин, М.В. 2002: Цицерон и Марк Антоний: истоки конфликта. Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. СПб., 133–163.
Брюсов, В. 2014: Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1, Т. 6. М.
Буассье, Г. 1993: Цицерон и его друзья. СПб.
Гаспаров, М.Л. 1997: «Антоний» Брюсова. Равновесие частей. В кн.: Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. М., 33–38.
Гиршман, М.М. 2007: Рационализм – ораторство – мастерство («Антоний» Брюсова). В кн.: Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 223–235.
Гудзий, Н.К. 1930: Тютчев в поэтической культуре русского символизма. В кн.: Известия по русскому языку и словесности Академии наук СССР. Т. III. Кн. 2. Л., 465–549.
Зайцева, Т.Б. 2011: Концепт «Любовь» в творчестве А.П. Чехова (для антологии «Художественные константы русской литературы». ПИФК 3, 705–710.
Литвин, Э.С. 1983: Валерий Брюсов. В кн.: А.С. Курилов (отв. ред.), История русской литературы XI–XX веков: Краткий очерк. М.
Петров, А.В. 2011: «Эротико-политические формулы» в торжественных одах 1741–1742 гг. (материалы к словарю одических топосов). ПИФК 3, 342–346.
Рудакова, С.В. 2012: Философия счастья в лирике Е.А. Боратынского. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки 108/4, 103–114.
Толстогузов, П.Н. 2004: «Цицерон» Тютчева: идеологический контекст и поэтика учительного жанра. В сб.: Интерпретация литературного и культурного текста: традиция и современность. Биробиджан, 99–107.
Тютчев, Ф.И. 1966: Лирика: в 2 т. Т.1. М.
Чулков, Г.И. 1912: Дымный ладан. В кн.: Покрывало Изиды. Сочинения. Т. V. СПб.
Аbramzon, T. 2015: Philosophy of happiness in Eighteenth Century Russia. In: SGEM 2015 Conference Proceedings. Sofia, 657–668.
Lindsay, J. 1936: Marc Antony. His world and his contemporaries. London.