Аннотация
Нагайбаки как новая идентичность появляются в XVIII–XIX вв. Основными этномаркирующими признаками их являлись религиозная, сословная, этнокультурная и языковая принадлежности. История формирования, развития и влияния которых на этнический облик нагайбаков описаны нами в предыдущих публикациях, в том числе в данном журнале. В 1920–1930-х гг. с утратой сословной и конфессиональной идентичностей у нагайбаков языковой становится едва ли не единственным этноидентификационным признаком. В соответствии с вновь принятым принципом кодификации населения по этническому признаку нагайбаки с конца 1930-х гг. были исключены из списка национальностей СССР и вошли в состав населения, фиксируемой этнонимом «татары». Одним из оснований для этого послужило то, что язык нагайбаков по лингвистической классификации входит в систему говоров среднего диалекта татарского. К концу 1990-х гг. наблюдалось противоречие между официальным статусом этнической и языковой идентичностей нагайбаков и их народным пониманием. Нагайбаки, сохраняя этническую идентичность отличную от татар, также позиционировали родной язык не как татарский, а как нагайбакский. В 2015 г. нагайбакскими краеведами был создан словарь, в котором написание лексики произведено не с учётом татарской литературной нормы, как это было раньше, а в соответствии с фонетическими особенностями нагайбакского говора. Существование нагайбакской языковой идентичности подтверждается нашими полевыми исследованиями, проведёнными в 2005–2015 гг. Особенностью языковой ситуации среди нагайбаков является то, что за прошедшее столетие сфера функционирования родного языка значительно уменьшилась в пользу русского. Вместе с тем отношение к родному языку как главному этномаркирующему признаку не только сохранилось, но и еще более укрепилось. Остроту проблемы усиливает научная и общественная дискуссия о лингвистическом статусе родного языка нагайбаков.
Ключевые слова
Этнология Приуралья, идентичности, лингвистика, нагайбаки
Абашин, С.Н. 2009: Возвращение сартов? Методология и идеология в постсоветских научных дискуссиях. Антропологический форум 10, 252–278.
Алпатов, В.М. 2002: Реформа алфавита: латиница или кириллица? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ca-c.org/journal/2002/journal_rus/cac-02/15.alpru.shtml
Атнагулов, И.Р. 2015: Идентичности нагайбаков: генезис, структура, динамика. Челябинск.
Атнагулов, И.Р. 2015: Социокультурные практики и структура идентичностей нагайбаков по материалам экспедиций 2014–2015 гг. Научные ведомости БелГУ. Серия «История, экономика, политология и информатика» 19 (216), Вып. 36, 136–144.
Атнагулов, И.Р. 2006: Языковая ситуация у нагайбаков как составляющая этнической идентичности. ПИФК XVI/2, 390–396.
Багин, С. 1910: Об отпадении в магометанство крещеных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления. Православный собеседник 1, 119.
Барышникова, О.И. 2015: Нагайбакско-русский словарь. Русско-нагайбакский словарь. Магнитогорск.
Баязитова, Ф.С. 1986: Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении. М.
Баязитова, Ф.С. 1995: К реконструкции традиционной культуры нагайбаков (обряд и текст). В сб. Нагайбаки (комплексное исследование группы крещёных татар-казаков). Казань, 94–117.
Бектеева, Е.А. 1902: Нагайбаки. (Крещеные татары Оренбургской губернии). Живая старина II, 165–181.
Бромлей, Ю.В. 1983: Очерки теории этноса. М.
Витевский, В.Н. 1897: И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 года. Т. I. Казань.
Витевский, В.Н. 1891: Сказки, загадки и песни нагайбаков Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. В сб. Труды IV Археологического Съезда в России. Т. II. Казань, 257–286.
Даль, В.И. 2000: Толковый словарь живого великорусского языка: в четырех томах. Т. I. М.
Закиев, М.З. 1996: Татарский язык. Языки мира: тюркские языки. М.
Исхаков, Д.М. 1993: Этнографические группы татар Волго-Уральского региона (принципы выделения, формирование, расселение и демография). Казань.
Катанов, Н.Ф. 1898: Отчет о поездке, совершенной с 1 июня 1897 года по 20 августа того же года в Белебеевский и Мензелинский уезды Уфимской губернии. В сб. Ученые записки Казанского университета. Кн. I. Казань.
Минеев, П.М. 2008: По берегам реки Гумбейки. Челябинск.
Небольсин, П.И. 1852: Отчет о путешествии в Оренбургский и Астраханский край. Вестник ИРГО Ч. IV. Кн. I, 1–34.
Постановление Правительства Российской Федерации 24 марта 2000 года № 255 «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/knigi/zakon/zakon047.html
Рамазанова, Д.Б. 1995: Некоторые наблюдения над системой терминов родства и свойства нагайбаков. В сб. Нагайбаки (комплексное исследование группы крещеных татар-казаков). Казань, 88–93.
Рахимов, Р.Р. 1991: К вопросу о современных таджикско-узбекских межнациональных отношениях. Советская этнография 1, 13–24.
Соколовский, С.В. 2009: Кряшены во Всероссийской переписи населения 2002 года. Набережные Челны.
Сталин, И.В. 1931: О национальном вопросе и национальной культуре. Культура и письменность Востока 7/8, 5–13.
Стариков, Ф.М. 1891: Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска с приложением статьи о домашнем быте оренбургских казаков, рисунков со знамен и карты. Оренбург.
Уразманова, Р.К. (отв. ред.) 2001: Татары. М.
Тишков, В.А. 2011: Единство в многообразии: публикации из журнала «Этнопанорама» 1999–2011 гг. Оренбург.
Тишков, В.А. (гл. ред.) 1994: Нагайбаки. В кн.: Народы России: энциклопедия. М.
Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/act/right/180406/