скачать PDF

Аннотация

Изображения на наскальных поверхностях (петроглифы и писаницы), которыми так богата (более 300 отдельных местонахождений) северная Фенноскандия, а также подобные символы на керамике, изделиях из кости, рога, на каменных поделках не так часто привлекают внимание исследователей. При этом они, несомненно, как и фигуративные образы, с древнейших времен входят в арсенал креативных исканий наших далеких предков и отражают их мировоззрение, запечатленное изобразительными средствами. Писаницы п-ова Рыбачий − единственный памятник подобного типа на всем пространстве российского Севера. Петроглифы Канозера наряду с такими объектами, как Альта и Винген (Норвегия), Немфорсен (Швеция), Выг и Онего (Карелия), входят в число крупнейших (в каждом более 1000 изображений) наскальных галерей охотничьей традиции Фенноскандии и являются пока единственным подобным памятником во всем российском Заполярье. Современные исследования таких изображений на петроглифах с применением ночной фотофиксации при специальном мощном освещении, направленном под углом к поверхности с выбивками, другие технические возможности, в том числе использование методики, основанной на создании 3D-моделей с помощью фотограмметрии, и получение псевдопротирок, не нарушают природную поверхность и позволяют выявить новые изображения и уточнить абрис уже известных. Автор следует постулату, что истинное человеческое поведение и его осознанная деятельность в целом начинается именно с использования символов, благодаря которым и произошло окончательное выделение человека из животной среды.

Ключевые слова

Фенноскандия, Рыбачий, Пяйве, Канозеро, Чальмн-Варрэ, наскальные изображения, петроглифы, писаницы, символы, орнаменты.

Владимир Яковлевич Шумкин – кандидат исторических наук, руководитель неолитической группы Отдела палеолита, начальник Кольской археологической экспедиции ИИМК РАН, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Григорьев, Г.П. 2016: Палеолит: начало искусства. В сб.: Г.А. Хлопачев (ред.). Верхний палеолит: образы, символы, знаки. Экстрапринт. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/06/978-5-88431-302-6, 206−209.

Колпаков, Е.М., Киселева, А.М., Мурашкин, А.И., Рябцева, Е.Н. 2022: Наскальные изображения полуострова Рыбачий. Кольский сборник 3, 18−65.

Колпаков, Е.М., Мурашкин, А.И., Хартанович, В.И., Шумкин, В.Я. 2019: Кольский Оленеостровский могильник = Kola Oleneostrovsky cemetery: 1925–2013. СПб.–Вологда.

Колпаков, Е.М., Шумкин, В.Я.: 2012. Петроглифы Канозера. СПб.

Равдоникас, В.И. 1936: К изучению наскальных изображений Онежского озера и Белого моря. СА 1, 9−50.

Столяр, А.Д. 1985: Происхождение изобразительного искусства. М.

Уайт, Л. 2004. Избранное: Наука о культуре / пер. с англ. О.Р. Газизова, П.В. Резвых. М.

Шмидт, А.В. 1930: Древний могильник на Кольском заливе. В сб.: Д. Золотарев (ред.). Кольский сборник. Труды антрополого-этнографического отряда Кольской экспедиции (Материалы комиссии экспедиционных исследований 23). Л.,119–169.

Шумкин, В.Я. 1973: Отчет о работе Понойской группы КАЭ ЛОИА АН СССР в 1973 г. Архив ИИМК РАН. Ф. 35. Оп. 1. Д. 40.

Шумкин, В.Я. 1986: Мезолит Кольского полуострова. СА 2, 15–33.

Шумкин, В.Я. 1987. Новые наскальные изображения Северной Европы. В сб.: В.П. Шилов (отв. ред.). Задачи советской археологии в свете решений XXVII съезда КПСС. М., 292–293.

Шумкин, В.Я. 1990: Петроглифы и писаницы Кольского полуострова. В сб.: М.А. Дэвлет (отв. ред.). Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 34−44.

Шумкин, В.Я. 1993: Ранний каменный век западной части Европейской Арктики: (мезолит Северной Скандинавии). В сб.: В.М. Массон и др. (ред.). Древности Северо-Запада России. СПб., 34–59.

Gjerde, J.M. 2021: The Earliest Boat Depiction in Northern Europe Тewly Discovered Early Mesolithic Rock Art at Valle Northern Norway. Oxford Journal of Archaeolоgy 40 (2), 136−152.

Helskog, K. 2014: Communicating with the World of Beings. The World Heritage Rock Art Sites in Alta, Arctic Norway. Oxford−Philadelphia.

Lahelma, А. 2008: A Touch of Red: Archeological and Ethnographic Approaches to interpreting (Finnish Rock Paintings Iskos 15). Helsinki.

Manninen, M.A., Damlien, H., Kleppe, J.I. et al. 2021: First Encounters in the North: Cultural Diversity and Gene Flow in Early Mesolithic Scandinavia. Antiquity 95, 310–328.

Schanke, K. 2004: Kan bergmalerier være samiske? In: Samisk forhistorie. Varanger Samiske Museums Scrifter, 102–112.

Shumkin, V.Ya. 1990: The Rock Art of Russian Lappland. Fennoscandia Archaeologica VII, 53–67.

Woodman, P.C. 1993: The Komsa Culture, a Re-Examination of Its Position in the Stone Age of Finnmark. Acta Archaeologica 63, 57−76.

Zilhão, J. 1995: The Age of the Côa Valley (Portugal) Rock Art: Validation of Archaeological Dating to the Palaeolithic and Refutation of Scientifi c Dating to Historic or Proto-Historic Times. Antiquity 69, 883–901.