скачать PDF

Аннотация

В статье исследуется вопрос о связи мотива оленя с колчаном (горитом). Проанализирован декор колчанов (горитов) из погребальных памятников раннескифского/ раннесакского времени (Большой Гумаровский курган, Чиликты, Келермесский могильник). Автор полагает, что образ оленя в декоре колчанов (горитов) связан с мотивом терзания, ассоциированным с идеей жертвоприношения. Фигуры оленей и фигуры хищников трактуются как образы «сцен терзания», актуализирующих действо жертвоприношения. При рассмотрении композиционного аспекта декора колчанов (горитов), составленного из отдельных зооморфных бляшек, проводится аналогия с вариантами композиций на оленных камнях монголо-забайкальского типа. Связь колчана (горита) с оленем проявляется в использовании его шкуры/кожи в конструкции изделия. Ассоциация образа оленя с колчаном (горитом) могла основываться на апотропеическом значении «сцен терзания» (в том числе, парциальных); представлениях об олене как о предпочтительной жертве смертоносного содержимого колчана; на симпатической магии: колчан, изготовленный из оленьей шкуры, мог уподобляться оленю, который «передавал» стрелам свою стремительность. Реминисценцию обычая украшать колчан фигурами оленей демонстрируют костяные обкладки колчанов золотоордынского времени, причем резчики нередко изображали оленей с подогнутыми под тело ногами.

Ключевые слова

Колчан, горит, олень, сцена терзания, оленный камень, композиция, скифская эпоха, золотоордынское время.

Любовь Николаевна Ермоленко – доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры археологии Института истории и международных отношений КемГУ, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Алексеев, А.Ю. 2012: Золото скифских царей из собрания Эрмитажа. СПб.

Бабенко, Л.И. 2005: Песочинский курганный могильник скифского времени. Харьков.

Бауло, А.В. 2000: Небесный всадник (жертвенные покрывала северных хантов). АЭАЕ 3(3), 132–144.

Бессонова, С.С. 1983: Религиозные представления скифов. Киев.

Волков, В.В. 2002: Оленные камни Монголии. М.

Исмагилов, Р.Б. 1987: Каменная стела и золотые олени из Гумарово. В сб.: А.И. Мартынов, В.И. Молодин (отв. ред.), Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск, 89–93.

Исмагилов, Р.Б. 1988: Погребение Большого Гумаровского кургана в Южном Приуралье и проблема происхождения скифской культуры. Археологический сборник 29, 29–47.

Канторович, А.Р. 2015: Восточноевропейский скифский звериный стиль и предметы скифского вооружения. В сб.: С.И. Лукьяшко (отв. ред.), Война и военное дело в скифо-сарматском мире. Ростов-на-Дону, 69–73.

Королькова, Е.Ф. 2003: «Священная охота» – мотив в изобразительно искусстве и возможное семантическое прочтение. В сб.: Ю.Ю. Пиотровский (отв. ред.), Степи Евразии в древности и средневековье. Т. 2. СПб., 63–67.

Королькова, Е.Ф. 2020: Хищник и жертва: формула «Смерть–Жизнь». В сб.: Е.С. Леванова, Н.Ю. Смирнов (отв. ред.), Диалог 2017–2018. Дихотомия искусства в археологии: локус, образы, генезис. М., 17–31.

Малиновская, Н.В. 1974: Колчаны XIII–XIV вв. с костяными орнаментированными обкладками на территории евразийских степей. В сб.: А.П. Смирнов, Г.А. Федоров-Давыдов (отв. ред.), Города Поволжья в средние века. М., 132–175.

Молодин, В.И., Прасолова, Л.А., Потапов, М.А., Евсиков, В.И., Парцингер, Г., Цэвээндорж, Д. 2009: Видовая идентификация меха шубы пазырыкца из могильника Олон-Курин-Гол-10 (Монголия) на основе морфометрического анализа волос. АЭАЕ 2(38), 59–66.

Ольховский, В.С. 2005: Монументальная скульптура населения западной части евразийских степей эпохи раннего железа. М.

Полидович, Ю.Б. 2006: Хищник и его жертва: выражение круговорота жизни и смерти средствами скифского зооморфного кода. В сб.: А.В. Евглевский (гл. ред.), Структурно-семиотические исследования в археологии. Т. 3. Донецк, 355–398.

Полидович, Ю.Б. 2017: Пластина-обкладка горита из кургана первой половины V в. до н.э. у с. Ильичево (Крым). В сб.: Л.С. Клочко, Ю.Б. Полидович (ред. колл.), Музейні читання. Київ, 89–108.

Раевский, Д.С. 1985: Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н.э. М.

Савинов, Д.Г. 2012: Изобразительные памятники раннескифского времени: искусство композиции. В сб.: О.С. Советова, Г.Г. Король (отв. ред.), Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. М.–Кемерово, 35–55.

Савинов, Д.Г. 2020: Иерархия копытных животных в искусстве саяно-алтайского звериного стиля. В сб.: Е.С. Леванова, Н.Ю. Смирнов (отв. ред.), Диалог 2017–2018. Дихотомия искусства в археологии: локус, образы, генезис. М., 32–49.

Семенов, Вл.А. 2017: Кабан: «копытный хищник» в скифском искусстве и мифологии. КСИА 247, 61–73.

Смирнов, Ю.Н. 2018: Путеводный олень: сюжет преследования оленя героем на колеснице в изобразительной традиции Востока и Запада Евразии второй половины II – рубежа II–I тыс. до н.э. и некоторые фольклорно-эпические параллели. ПИФК 2, 63–91.

Смирнов, Ю.Н. 2020: Бежит – лежит, идет – стоит, летит … и тает в небесах: кинетические оппозиции скифского оленя с точки зрения предшествующей традиции и постбытия образа. В сб.: Е.С. Леванова, Н.Ю. Смирнов (отв. ред.), Диалог 2017–2018. Дихотомия искусства в археологии: локус, образы, генезис. М., 110–115.

Таиров, А.Д. 2015: Комплекс раннесакского времени кургана 5 моильника Кичигино I в Южном Зауралье. В сб.: А.З. Бейсенов (отв. ред.), Сакская культура Сарыарки в контексте изучения этносоциокультурных процессов Степной Евразии. Алматы, 300–319.

Трейстер, М.Ю. 2023: Сосуды «школы Ампсалака» и парфянское серебро. МАИАСП 15, 198–335.

Фиалко, Е.Е. 2002: Гюновская пластина (к интерпретации изображения). В сб.: В.Ю. Зуев (отв. ред.), Боспорский феномен: погребальные памятники и святилища. Ч. 2. СПб., 165–173.

Черемисин, Д.В. 2005: О семантике маскированных рогатых лошадей пазырыкских курганов. АЭАЕ 2(22), 129–140.

Черненко, Е.В. 1981: Скифские лучники. Киев.

Черников, С.С. 1965: Загадка золотого кургана. М.

Чугунов, К.В. 2017: Лук и горит у номадов Центральной Азии в скифское время. В сб.: В.Ю. Мурзин (отв. ред.), История оружия и военного дела. Ч. 1: Эпоха раннего железного века. Киïв, 24–44.

Чугунов, К.В., Сутягина, Н.А. 2022: Элитное захоронение раннескифского времени в кургане Чинге-Тей I: предварительная публикация и перспективы исследований. Camera praehistorica 2(9), 9–25.