скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена определению последовательности формирования многослойной композиции поверхности 139 местонахождений петроглифов Ортаа-Сарыг-Хол (Ортаа-Саргол). Больше половины фигур этой поверхности образуют суперимпозиции (палимпсесты), стратиграфический разбор которых позволяет установить относительную датировку изображений и в дальнейшем экстраполировать полученные результаты на другие памятники наскального искусства Саянского каньона. Документирование осуществлялось методом трехмерного моделирования фотограмметрическим способом. Проведено подробное стилистическое и технологическое описание 25 фигур, дан анализ двух суперимпозиционных цепочек. Установлена относительная хронология для изображений, перекрывающих друг друга: 1-й этап – ранний бронзовый век (III тыс. до н.э.); 2-й этап – развитый бронзовый век (конец III – первая половина II тыс. до н.э.); 3-й этап – раннескифское время IX–VI вв. до н.э.; 4-й этап – скифский период IX–II вв. до н.э.

Ключевые слова

Тува, петроглифы, палимпсест, суперимпозиция, фотограмметрия, эпоха бронзы, ранний железный век, скифский период.

Валерия Леонтьевна Денисенко – младший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дмитрий Максимович Павлов – лаборант ИА РАН, сотрудник Лаборатории RSSDA, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юрий Михайлович Свойский – специалист ИА РАН, руководитель Лаборатории RSSDA, инженер Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Анатолий Владимирович Семёнов – младший научный сотрудник ИИМК РАН, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Екатерина Романовна Бирюкова – специалист ИА РАН, сотрудник Лаборатории RSSDA, студент МАРХИ, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дэвлет, Е.Г., Дэвлет, М.А. 2011: Сокровища наскального искусства Северной и Центральной Азии. М.

Дэвлет, М.А. 1976а: Отчет о работе в 1976 г. Тоджинской экспедиции ИА АН СССР. Архив ИА РАН. Ф-1. Р-1. № 6043.

Дэвлет, М.А. 1976б: Петроглифы Улуг-Хема. М.

Дэвлет, М.А. 1982: Петроглифы на кочевой тропе. М.

Дэвлет, М.А. 1993: Изображения на скалах Бижиктиг-Хая в Саянском каньоне Енисея. В сб.: Ю.Б. Симченко, В.А. Тишков (ред.), Памятники наскального искусства. М., 79–193.

Килуновская, М.Е. 2012: Мониторинг археологических памятников Республики Тыва. В сб.: А.В. Субботин (отв. ред.), Археологические памятники России: охрана и мониторинг. СПб., 102–175.

Килуновская, М.Е. 2019: Наскальное искусство Тувы: образы, сюжеты, композиции. В сб.: М.А. Дэвлет (отв. ред.), Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства (№ 2) (Тр. САИПИ XII). М.– Кемерово, 131–158.

Килуновская, М.Е. Семенов, Вл.А. 2018: Антропоморфные элементы на оленных камнях Тувы и Монголии. Записки ИИМК 18, 50–59.

Килуновская, М.Е., Семёнов, Вл.А. 2019: Искусство древней Тувы (III–I тысячелетия до н.э.). Искусство Евразии 3 (14), 20–49.

Килуновская, М.Е., Чадамба, Л.Д. 2006: Наскальные изображения в зоне затопления Саянской ГЭС – проблемы изучения и мониторинга. В сб.: А.П. Деревянко, В.И. Молодин (отв. ред.), Современные проблемы археологии России. Материалы Всероссийского археологического съезда (23–28 октября 2006 г., Новосибирск). Новосибирск, 300–302.

Кубарев, В.Д. 2003: Образ оленя в петроглифах Алтая. В сб.: Ю.Ю. Пиотровский (отв. ред.), Степи Евразии в древности и средневековье: Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Михаила Петровича Грязнова. II. СПб., 70–76.

Леванова, Е.С. 2023: Петроглифы на дне Саянского моря. Хроника событий по отчетам М.А. Дэвлет. В сб.: Г.Г. Король, Е.А. Миклашевич (отв. ред.), Тропою тысячелетий. Памяти М.А. Дэвлет (Тр. САИПИ XIII). М., 26–64.

Леванова, Е.С., Свойский, Ю.М., Павлов, Д.М., Романенко, Е.В. 2024: Исследование петроглифов на реке Пегтымель в 2024 году. ПАЭАССТ 30, 568–573.

Миклашевич, Е.А. 2006: Окуневские лошади: к проблеме появления одомашненной лошади в Южной Сибири. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский, А. Наглер, К.В. Чугунов (ред.), Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб., 191–211.

Савинов, Д.Г. 2006: О выделении стилей и иконографических групп изображений окуневского искусства. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский, А. Наглер, К.В. Чугунов (ред.), Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб., 157–190.

Свойский, Ю.М., Романенко, Е.В., Леванова, Е.С., Зиганшина, А.А., Павлов, Д.М., Кащей, О.А., Бирюкова, Е.Р. 2024: Наскальные рисунки местонахождения Идрисовская II. Методы цифрового картографирования и документирования. Уфимский археологический вестник 24(1), 92–110.

Семенов, Вл. А. 1997: Окуневские памятники Тувы и Минусинской котловины (сравнительная характеристика и хронология). В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский (ред.), Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 152–160.

Стамбульник, Э.У., Чугунов, К.В. 2006: Погребения эпохи бронзы на могильном поле Аймырлыг. В сб.: Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский, А. Наглер, К.В. Чугунов (ред.), Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб., 292–302.

Фараджева, М.Н. 2021: О датировке наскальных изображений Гобустана (Азербайджан). История, археология и этнография Кавказа 17(3), 658–683.

Чугунов, К.В. 2008: Плиты с петроглифами в комплексе кургана Аржан-2 (к хронологии аржано-майэмирского стиля). В сб.: Д.Г. Савинов, О.С. Советова (ред.), Тропою тысячелетий. К юбилею М.А. Дэвлет. (Тр. САИПИ IV). Кемерово, 53–69.

Mara, H. 2012: Multi-Scale Integral Invariants for Robust Character Extraction from Irregular Polygon Mesh Data. PhD Thesis. Heidelberg.