скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается культ Осириса-Антиноя, направленный на примирение и объединение полиэтничного населения Египта и Римской империи. В Египте поклонение Антиною сопровождалось строительством нового города – Антинополя, в котором адептам нового культа – римским гражданам, грекам, иудеям (возможно, иудео- христианам) – дар овались различные привилегии, среди которых владение пахотными полями, ставшими местом блаженного существования поклонников нового бога. Эта идея сочетала в себе египетское представление о блаженной жизни на полях Иалу, в которых царствовал традиционный Осирис, отождествляемый с Антиноем, и греческую идею о радостной жизни не в Аиде, а на земле. Антиной выступал как справедливый и идеальный правитель, обеспечивающий плодородие и справедливый порядок вещей. Эти функции соответствовали образу императора Адриана, который рассматривался как законный правитель Египта, примиряющий разноэтничное население Египта и приносящий через образ Антиноя Pax Romana. Появление культа Осириса-Антиноя вызывало миграционные процессы как в Египте, так и на востоке Римской империи.

Ключевые слова

Осирис-Антиной, Адриан, Антинополь, императорский культ, римский Египет, Балканы.

Сергей Александрович Качан – независимый исследователь, Москва, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Allen, T. G (trans.) 1974: The Book of the Dead or Going Forth by Day. Ideas of the Ancient Egyptians Concerning the Hereafter as Expressed in Their Own Terms. Chicago.

Bell, H.I. 1940: Antionoopolis: A Hadrianic Foundation in Egypt. JRS 30. 2, 133–147.

Berlev, O.D. 2003: Dva tsarya – dva solntsa: k mirovozzreniyu drevnih egiptyan [Two Kings – Two Suns: Towards the Worldview of the Ancient Egyptians]. In: S. Quirke (ed.), Discovering Egypt from the Neva: The Egyptological Legacy of Oleg D. Berlev. Berlin, 1–15.

Берлев, О.Д. 2003: Два царя – два солнца: к мировоззрению древних египтян. In: S. Quirke (ed.), Discovering Egypt from the Neva: The Egyptological Legacy of Oleg D. Berlev. Berlin, 1–15.

Blum, G. 1914: Numismatique d’Antinoos. Journal International d’Archéologie Numismatique, 33–77.

Fehr, B. 2015: Antinous als politische Gottheit. Oder: Wie halte ich das Römische Reich zusammen? In: R. Faber, A. Lichtenberger (Hrsg.), Ein pluriverses Universum. Zivilisationen und Religionen im antiken Mittelmeerraum (Mittelmeerstudien, 7). Paderborn, 267–300.

Frankfurter, D. 1998: Religion in Roman Egypt: Assimilation and Resistance. Princeton.

Fuoquet, A. 1973: Quelques représentation d’Osiris-Canope au musée du Louvre. Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale 73, 61–69.

Galimberti, A. 2017: P.Oxy. 471: Hadrian, Alexandria, and the Antinous Cult. In: E.M. Grijalvo, J.M.C. Copete, F.L. Gomez (eds.), Empire and Religion. Religious Change in Greek Cities under Roman Rule. Leiden–Boston, 98–111.

Gardiner, A, Sethe, K. 1928: Egyptian Letters to the Dead: Mainly from the Old and Middle Kingdoms. Oxford.

Gauthier, M.H. 1924: La titulature des reines des dynasties memphites. Annales du Service des Antiquités de l‘Égypte 24, 198–209.

Grenier, J-C. 2008: L’Osiris Antinoos. Montpellier.

Grimm, A. 1994: Die Inschriften des Antinoosobelisken: Übersetzung und Kommentar. In: H. Meyer (Hrsg.), Der Obelisk des Antinoos eine kommentierte Edition. München, 25–88.

Harmand, J. 1974: Les origines de l’armée impériale: Un témoignage sur la réalité du pseudoprincipat et sur l’évolution militaire de l’Occident. In: H. Temporini (Hrsg.), Aufstieg und Niedergang der römischen Welt II.1, 263–298.

Jones, C. 2010: New Heroes in Antiquity. From Achilles to Antinoos. Cambridge–Massachusetts–London.

Jovanova, L. 2016: Antinous – The Last Roman God in Scupi. In: C. Grozdanov (ed.), Monumenta I. Skopje, 27–52.

Kachan, S.A. 2019: O nekotorykh osobennostyakh pochitaniya Antinoya v Rimskom Egipte [Antinous’ Worshiping Peculiarities in Roman Egypt]. Problemy istorii, fi lologii, kul’tury [Journal of Historical, Philological and Cultural Studies] 3, 131–149.

Качан, С.А. 2019: О некоторых особенностях почитания Антиноя в Римском Египте. ПИФК 3, 131–149.

Kachan, S.A. 2020: Imperator v obraze Hora: prodolzhayushchiesya traditsii i greko-rimskie vliyaniya v poklonenii pravitelyu v Rimskom Egipte [Emperor in the Image of Horus: Influence of the Egyptian Traditions and Greco-Roman Beliefs on Worshiping of the Ruler in Roman Egypt]. Problemy istorii, fi lologii, kul’tury [Journal of Historical, Philological and Cultural Studies] 1, 76–98.

Качан, С.А. 2020: Император в образе Хора: продолжающиеся традиции и греко-римские влияния в поклонении правителю в Римском Египте. ПИФК 1, 76–98.

Kaplony, P. 1980: Königstitulatur. In: W. Helck, W. Westendorf (Hrsg.), Lexikon der Ägyptologie. Bd. III. Wiesbaden, 641–659.

Kees, G. 2005: Zaupokoynye verovaniya drevnikh egiptyan. Ot istokov i do iskhoda Srednego Tsarstva [Mortuary Beliefs of the Ancient Egyptians. From the Beginnings to the End of the Middle Kingdom]. St. Petersburg.

Кеес, Г. 2005: Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства. СПб.

Kessler, D. 1994: Beiträge zum Verständnis des Obelisken. In: H. Meyer (Hsrg), Der Obelisk des Antinoos eine kommentierte Edition. München, 89–150.

Lambert, R. 1984: Beloved and God. The Story of Hadrian and Antinous. New York.

Makhlayuk, A.V. 2006: Soldaty rimskoy imperii. Traditsii voennoy sluzhby i voinskaya mental’nost’ [Soldiers of the Roman Empire. Traditions of Military Service and Military Mentality]. St. Petersburg.

Махлаюк, А.В. 2006: Солдаты римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность. СПб.

Martin, K. 1986: Was-Zepter. In: W. Helck, E. Otto (Hsrg.), Lexikon der Ägyptologie. Bd. VI. Wiesbaden, 1152–1154.

Meyer, H. 1991: Antinoos die archäologischen Denkmäler unter Einbeziehung des numismatischen und epigraphischen Materials sowie der literarischen Nachrichten; ein Beitrag zur Kunst- und Kulturgeschichte der hadrianisch-frühantoninischen Zeit. München.

Németh, G. 2013: The Corpse Daemon Antinoos. Archiv für Religionsgeschichte 14, 145–153.

Pfeiffer, S. 2010: Der römische Kaiser und das Land am Nil. Kaiserverehrung und Kaiserkult in Alexandria und Ägypten von Augustus bis Caracalla (30 v. Chr.–217 n. Chr.). Stuttgart.

Rostovtzeff, M. 1926: Pax Augusta Claudiana. JEA 12, 24–29.

Speidel, M.P., Seider, R. 1988: A Latin Papyrus with a Recruit’s Request for Service in the Auxiliary Cohorts. JEA 74, 242–244.

te Velde, H. 1967: Seth, God of Confusion. Leiden.

Versluys, M.J. 2012: Making Meaning with Egypt: Hadrian, Antinous and Rome’s Cultural Renaissance. In: L. Bricault, M.J. Verslyus (eds.), Egyptian Gods in the Hellenistic and Roman Mediterranean: Image and Reality between Local and Global. Caltanissetta, 25–39.

Vout, C. 2007: Power and Eroticisms in Imperial Rome. Cambridge.

Šašel, K.M. 2007: Antinous in Upper Moesia – The Introduction of a New Cult. In: M.G. Angeli Bertinelli, A. Donati (eds.), Opinione pubblica e forme di comunicazione a Roma: il linguaggio dell’epigrafi a. Atti del Colloquio AIEGL. Borghesi, 177–188.