Аннотация
В статье обсуждается проблема отождествления образа римского императора с То- том-Гермесом. Функции ибиокефального божества Тота соответствовали образу римского императора, который отождествлялся с солярными богами-детьми в египетских храмах- маммизи, и рассматривался как правитель, проявляющий заботу над своими подданными и претендующий на власть над всей ойкуменой. Это позволяло отождествить или сопо- ставить образы римского правителя и ибиокефального божества. Отождествление Тота и римских правителей, которые выступали в качестве законодателей и «владык Маат», отображалось в египетских храмах и Хоровом имени императоров.
Ключевые слова
Египет, римский императорский культ, бог Тот-Гермес, Калигула, Домициан, Марк Аврелий.
Assmann, J. 2010: Magie und Ritual im Alten Ägypten. In: J. Assmann, H. Strohm (Hsrg.), Magie und Religion. München, 23–43.
Baud, M. 2010: The Old Kingdom. In: A.B. Lloyd (ed.), A Companion to Ancient Egypt. Vol. 1. Oxford, 63–80.
Beutler-Kränzl, F. 2007: Procurator ad Mercurium. In: B. Palme (Hrsg.), Akten des XXIII Internationalen Papyrologen-Kongresses. Wien, 22–28 Juli 2001. Wien, 53–56.
Bleecker, C.J. 1973: Hathor and Thoth: Two Key Figures of the Ancient Egyptian Religion. Brussels.
Boylan, P. 1922: Thoth, the Hermes of Egypt: A Study of Some Aspects of Theological Thought in Ancient Egypt. London–Edinburgh–Glasgow–Copenhagen–New York–Toronto–Melbourne–Capetown–Bombay–Calcutta–Madras–Shanghay.
Brophy, E. 2015: Royal Statues in Egypt 300 BC–AD 220. Context and Functions. Oxford.
Capponi, L. 2011: Priests in Augustan Egypt. In: J.H. Richardson, F. Santangelo (eds.), Priests and State in the Roman World. Stuttgart, 505–526.
Capriotti Vittozzi, G. 2014: The Flavians: Pharaonic Kingship between Egypt and Rome. In: L. Bricault, M.J. Versluys (eds.), Power, Politics and the Cults of Isis. Proceedings of the Vth International Conference of Isis Studies, Boulogne-sur-Mer, October 13–15, 2011. Leiden–Boston, 237–259.
Dieter, K. 1986: Thoth. In: W. Helck, W. Westendorf (Hrsg.), Lexikon der Ägyptologie. Bd. VI. Wiesbaden, 497–523.
Dundas, G.S. 1994: Pharaoh, Basileus and Imperator: The Roman Imperial Cult in Egypt. PhD Thesis. Los Angeles.
Eliade, M. 2000: Mif o vechnom vozvrashchenii. Obrazy i simvoly. Svyashchennoe i mirskoe. Izbrannye sochineniya [Myth of Eternal Return. Images and Symbols. Sacred and Profane. Selected Works]. Moscow.
Элиаде, М. 2000: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское. Избранные сочинения. М.
Escolano-Poveda, M. 2020: The Egyptian Priests of the Graeco-Roman Period: An Analysis on the Basis of the Egyptian and Graeco-Roman Literary and Paraliterary Sources. Wiesbaden.
Fowden, G. 1987: Pagan Versions of the Rain Miracle of A.D. 172. Historia 36.1, 83–95.
Grenier, J-C. 1977: Anubis alexandrin et romain. Leiden.
Guskov, E.A. 2016: Tsezar’ i nachalo rimskogo imperatorskogo kul’ta [Caesar and the Beginning of the Roman Imperial Cult]. In: S.Yu. Saprykin, I.A. Ladynin (eds.), «Bogi sredi lyudey»: kul’t praviteley v ellinisticheskom i postellinisticheskom mire [“Gods among Men”: Cult of Rulers in the Hellenistic and Post-Hellenistic World (Trudy istoricheskogo fakul’teta MGU 82.2. Istoricheskie issledovaniya 39 [Proceedings of the Faculty of History of Moscow State University 82.2. Historical Research 39]). Moscow–St. Petersburg, 609–628.
Гуськов, Е.А. 2016: Цезарь и начало римского императорского культа. В сб.: С.Ю. Сапрыкин, И.А. Ладынин (ред.), «Боги среди людей»: культ правителей в эллинистическом и постэллинистическом мире (Тр. исторического факультета МГУ 82. 2. Исторические исследования 39). М.–СПб., 609–628.
Helck, W. 1980: Maat. In: W. Helck, W. Westendorf (Hrsg.), Lexikon der Ägyptologie. Bd. III. Wiesbaden, 1110–1119.
Herklotz, F. 2007: Prinzeps und Pharao: der Kult des Augustus in Ägypten. Frankfurt am Main.
Hölbl, G. 2000: Altägypten im Römischen Reich: Der römische Pharao und seine Tempel I. Mainz am Rhein.
Israelowich, I. 2008: The Miracle of Marcus Aurelius: (Re-)Construction of Consensus. G & R 55.1, 83–102.
Jördens, A. 2014: Priester, Prokuratoren und Präfekten: Die Tempelverwaltung im römischen Ägypten. Chiron 44, 119–164.
Kachan, S.A. 2018: Rimskiy imperator v obraze Anubisa v Egipte [Roman Emperor in the Image of Anubis in Egypt]. Kazanskiy vestnik molodykh uchenykh 2, 3(6) [Kazan Bulletin of Young Scholars 2, 3(6)], 24–30.
Качан, С.A. 2018: Римский император в образе Анубиса в Египте. Казанский вестник молодых ученых 2, 3(6), 24–30.
Kees, G. 2005: Zaupokoynye verovaniya drevnikh egiptyan. Ot istokov i do iskhoda Srednego Tsarstva [Mortuary Beliefs of the Ancient Egyptians. From the Beginnings to the End of the Middle Kingdom]. St. Petersburg.
Кеес, Г. 2005: Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства. СПб.
Kees, H. 1925: Zu den ägyptischen Mondsagen. Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde 60.1, 1–15.
Kákosy, L. 1963: Problems of the Thoth-cult in Roman Egypt. In: G. Moravcsik (ed.), Acta Archaeologica. Academiae Scientiarum Hungaricae XV, 123–128.
Ladynin, I.A. 2017: Nachalo makedonskogo vremeni v kategoriyakh traditsionnogo mirovozzreniya drevnikh egiptyan kontsa IV – nachala III vv. do n.e. Diss. dok. ist. nauk 1 [The Beginning of the Macedonian Time in the Categories of the Traditional Worldview of the Ancient Egyptians of the Late 4th – Early 3rd Century BC. PhD Text 1]. Moscow.
Ладынин, И.А. 2017: Начало македонского времени в категориях традиционного мировоззрения древних египтян конца IV – начала III вв. до н.э. Дис. ... д-ра ист. наук. 1. М.
Lembke, K. 1994: Ein Relief aus Ariccia und seine Geschichte. Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts (Röm. Abt.) 101, 97–102.
Lepsius, R. 1970: Denkmäler aus Ägypten und Äthiopien II. Leipzig.
Livshits, I.G (ed.). 1979: Skazki i povesti Drevnego Egipta [Tales and Stories of Ancient Egypt]. Leningrad.
Лившиц, И.Г (ред.). 1979: Сказки и повести Древнего Египта. Л.
Mariette, A. 1870: Dendérah: Description général du grand temple de cette ville I. Paris.
O’Neill, I.S.J. 2011: The Emperor as Pharaoh: Provincial Dynamics and Visual Representation of Imperial Authority in Roman Egypt, 30 B.C. – A.D. 69. PhD Thesis. Cincinnati.
Pfeiffer, S. 2010: Der römische Kaiser und das Land am Nil. Kaiserverehrung und Kaiserkult in Alexandria und Ägypten von Augustus bis Caracalla (30 v. Chr. – 217 n. Chr.). Stuttgart.
Pfeiffer, S. 2008: Herrscher- und Dynastiekulte im Ptolemäerreich. Systematik und Einordnung der Kultformen. München.
Posener, G. 1951: A propos de la “pluie miraculeuse”. Revue Philologique 25, 163–166.
Riggs, C. 2008: The Beautiful Burial in Roman Egypt: Art, Identity and Funerary Religion. Oxford.
Snape, S.R. 1989: A Temple of Domitian at El-Ashmunein. British Museum Expedition to Middle Egypt. London.
Stadler, M.A. 2012: Thoth. In: J. Dieleman, W. Wendrich (eds.), UCLA. Encyclopedia of Egyptology. Los Angeles (https://escholarship.org/uc/item/2xj8c3qg, 25.08.2024).
Stadler, M.A. 2009: Weiser und Wesir. Studien zu Vorkommen, Rolle und Wesen des Gottes Thoth im ägyptischen Totenbuch. Tübingen.
Tomashevich, O.V. 2021: Domitsian, syn Isidy [Domitian, Son of Isis]. In: N.V. Bugaeva (ed.), Nuntia vetustatis. Pamyati Ii Leonidovny Mayak [Nuntia vetustatis. In Memory of Iya Leonidovna Mayak]. St. Petersburg, 86–100.
Томашевич, О.В. 2021: Домициан, сын Исиды. В сб.: Н.В. Бугаева (ред.), Nuntia vetustatis. Памяти Ии Леонидовны Маяк. СПб., 86–100.
Turaev, B.A. 1898: Bog Tot. Opyt issledovaniya v oblasti istorii drevneegipetskoy kul’tury [God Thoth. Research Experience in the Field of the History of Ancient Egyptian Culture]. Leipzig.
Тураев, Б.А. 1898: Бог Тот. Опыт исследования в области истории древнеегипетской культуры. Лейпциг.
Versluys, M.J. 2002: Aegyptiaca Romana: Nilotic Scenes and the Roman Views of Egypt. Leiden.
West, S. 1969: The Greek Version of the Legend of Tefnut. Journal of Egyptian Archaeology 55, 161–183.