скачать PDF

Аннотация

В статье рассматриваются изменения характера императорской власти в Римской империи после 395 г. н.э. В своей символической роли император должен был принимать участие в большом количестве церемониальных мероприятий, часто вызывающих скепсис христианских писателей, которые ассоциировали прежние традиции с язычеством и выступали категорически против традиционных увеселений. Однако императоры, несмотря на официальное принятие христианства и полную поддержку церкви, не только никак не ограничивали традиционные праздники, игры и цирковые представления, но и, напротив, их всячески поощряли. Пышные церемонии, шествия и публичные зрелища проводились в честь императора в его зримом или незримом присутствии, и весь энтузиазм публики изливался непосредственно на священную персону, тем самым укрепляя его легитимность.

Ключевые слова

Поздняя Римская империя, репрезентация власти, римские императоры, потестарная имагология, публичные празднества.

Владислав Алексеевич Конопаткин – аспирант кафедры истории древнего мира МГУ им. М.В. Ломоносова, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Alfoldi, A. 1937: Isis-szertartások Rómában a negyedik század keresztény császárai alatt. Budapest.

Bauer, F. A. 2001: Urban Space and Ritual: Constantinople in Late Antiquity. Acta ad archaeologiam et historiam artium pertinentia 15, 27–61.

Bauer, F.A. 1996: Platz und Denkmal in der Spätantike. Mainz.

Bleckmann B. 1997: Honorius und das Ende der römischen Herrschaft in Westeuropa. Historische Zeitschrift 265, 561–595.

Burgess, R.W. 2012: The Chronograph of 354: its Manuscripts, Contents, and History. Journal of Late antiquity 5, 345–396.

Cameron, A. 1993: Circus Factions: Blues and Greens at Rome and Byzantium. Oxford.

Chastagnol, A. 1955: Notes chronologiques sur l’Histoire Auguste et le Laterculus de Polemius Silvius. Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte 4, 2–3, 173–188.

Croke, B. 2010: Reinventing Constantinople: Theodosius I’s imprint on the imperial city. In: S. McGill, C. Sogno, E. Watts (eds.), From the Tetrarchs to the Theodosians. Later Roman History and Culture, 284–450 CE. Cambridge, 241–264.

Dey, H. 2014: The Afterlife of the Roman City. Architecture and Ceremony in Late Antiquity and the Early Middle Ages. New York.

Diefenbach, S. 1996: Frömmigkeit und Kaiserakzeptanz im frühen Byzan. Saeculum 47, 1, 35– 66.

Diefenbach, S. 2002: Zwischen Liturgie und civilitas. Konstantinopel im 5. Jahrhundert und die Etablierung eines städtischen Kaisertums. In: R. Warland (ed.), Bildlichkeit und Bildorte von Liturgie. Wiesbaden, 21–49.

Graf, F. 2016: Roman Festivals in the Greek East. Cambridge.

Humphrey, J.H. 1986: Roman Circuses: Arenas for Chariot Racing. Berkeley.

Icks, M 2020: Keeping up Appearances Evaluations of Imperial (In)Visibility in Late Antiquity. In: E. Manders, D. Slootjes (eds.), Leadership, Ideology and Crowds in the Roman Empire of the Fourth Century AD. Wiesbaden, 163–180.

Icks, M. 2014: The inadequate heirs of Theodosius: Ancestry, Merit and Divine Blessing in the Representation of Arcadius and Honorius. Millenium 11, 69–99.

Jones, A.H.M. 1964: The Later Roman Empire, 284–602: A Social, Economic, and Administrative Survey. 2 vols. Oxford.

Kahlos, M. 2020: Religious Dissent in Late Antiquity. Oxford.

Kahlos, R.T.M. 2016: The Emperor`s New Images: How to Honour the Emperor in the Christian Empire In. M. Kahlos (ed.), Emperors and the Divine: Rome and its Influence. Helsinki, 119–138.

Kelly, C. 2001: Empire building In: G.W. Bowersock, P. Brown, O. Grabar (eds.), Interpreting late antiquity. Belknap, 170–195.

Kelly, C. 2013: Theodosius II: Rethinking the Roman Empire in Late Antiquity. Cambridge.

Köhne, E., Ewigleben, C., Jackson, R. 2000: Gladiators and Caesars: The Power of Spectacle in Ancient Rome. Berkeley.

Konopatkin, V.A. 2022a: Zakonodatel’stvo kak sredstvo publichnoy kommunikatsii v Pozdney Rimskoy Imperii v IV veke [Legislation as a Means of Public Communication in the Late Roman Empire in the 4th Century]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [Sign: Problem Field of Media Studies] 4 (46), 115–122.

Конопаткин, В.А. 2022a: Законодательство как средство публичной коммуникации в Поздней Римской империи. Знак: проблемное поле медиаобразования 4 (46), 115–122.

Konopatkin, V.A. 2022b: Pozdneantichnyy gorod kak prostranstvo reprezentatsii rimskoy imperatorskoy vlasti v IV–V vv. [The Late Antique City as a Space of Representation of Roman Imperial Power in the Fourth and Fifth Centuries AD]. MNEMON. Issledovanija i publikatsii po istorii antichnogo mira [MNEMON. Studies and Publications on the History of the Ancient World] 22/1–2, 170–188.

Конопаткин, В.А. 2022б: Позднеантичный город как пространство репрезентации римской императорской власти в IV–V вв. Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира 22/1–2, 170–188.

Konopatkin, V.A. 2023: Imagines Augusti: k voprosu o roli imperatorskikh izobrazheniy v gorodakh Pozdney rimskoy imperii [Imagines augusti: on the Role of Imperial Images in Cities of the Late Roman Empire]. Problemy istorii, filologii, kul’tury [Journal of Historical, Philological and Cultural Studies] 4, 116–123.

Конопаткин, В.А. 2023: Imagines Augusti: к вопросу о роли императорских изображе- ний в городах Поздней римской империи. ПИФК 4, 116–123.

Lavan, L. 2021: Public Space in the Late Antique City. 2 vols. Leiden.

MacCormack, S. 1981: Art and Ceremony in Late Antiquity. Berkeley.

Marinovich, L.P 1998: Grazhdanin na prazdnike Velikikh Dionisiy i polisnaya ideologiya [The Citizen at the Feast of the Great Dionysius and Polis Ideology]. In: L.P. Marinovich (ed.), Chelovek i obshhestvo v antichnom mire [Man and Society in the Ancient World]. Мoscow, 295–362.

Маринович, Л.П. 1998: Гражданин на празднике Великих Дионисий и полисная идеология. В кн.: Л.П. Маринович (ред.), Человек и общество в античном мире. М., 295–362.

McEvoy, M. 2013: Child Emperor Rule in the Late Roman West, AD 367–455. Oxford.

McEvoy, M. 2020: An Imperial Jellyfish? The Emperor Arcadius and Imperial Leadership in the Late Fourth Century AD. In: E. Manders, D. Slootjes (eds.), Leadership, Ideology and Crowds in the Roman Empire of the Fourth Century AD. Wiesbaden, 181–185.

Paniagua, D. 2012: Intorno alla lettera prefatoria e all’introduzione del ‘Laterculus’ di Polemio Silvio. In: L. Cristante, T. Mazzoli (eds.), Il calamo della memoria V. Riuso di testi e mestiere letterario nella tarda antichità. Trieste, 155–174.

Pfeilschifter, R. 2013: Der Kaiser und Konstantinopel. Kommunikation und Konfliktaustrag in einer spätantiken Metropole. Berlin.

Rüpke, J. 1998: Fasti. In: Der Neue Pauly 4. Metzler–Stuttgart, 434–439.

Safran, L. 1993: Points of View: The Theodosian Obelisk in Context. Greek, Roman, and Byzantine Studies 34, 409–435.

Salzman, M. R.1990: On Roman Time: The Codex-Calendar of 354 and the Rhythms of Urban Life in Late Antiquity. Berkeley.

Schiavo, S.2022: Christian Feasts and Administration of Roman Justice in Late Antiquity. In: D.C. Flatto and B. Porat (eds.), Law as Religion, Religion as Law. Cambridge, 314–340.

Scullard, H.H. 1981: Festivals and Ceremonies of the Roman Republic. London.

Smith, R. 2007: The Imperial Court of the Late Roman Empire, c. AD 300 – c. AD 450. In: A.J.S. Spawforth (ed.), The Court and Court Society in Ancient Monarchies. Cambridge, 157–232.

Van Nuffelen, P. 2012: Playing the Ritual Game in Constantinople under the Theodosian Dynasty. In L. Grig, G. Kelly (eds.), Two Romes: from Rome to Constantinople. Oxford, 183–200.

Veyne, P. 1992: Bread and Circuses: Historical Sociology and Political Pluralism. London.

Wiemer, H.-U. 2004: Akklamationen im spätrömischen Reich. Zur Typologie und Funktion eines Kommunikationsrituals. Archiv für Kulturgeschichte 86, 27–74.