скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена берлинским стажировкам отечественного египтолога Наталии Давидовны Флиттнер (1879–1957) в период с 1909 по 1914 гг. Основными источниками послужили ранее неизвестные части ее «Воспоминаний» (из бывшего собрания А.Т. Шахтахтинской). Благодаря новым архивным поступлениям, автору статьи удалось реконструировать и описать существовавшую в конце XIX – начале XX в. образовательную традицию – берлинские стажировки востоковедов. Анализируется студенческая повседневность и процесс обучения участников кружка петербургского египтолога Б.А. Тураева: И.М. Волкова, А.Л. Коцейовского, В.В. Струве. Будучи участницей подобных поездок, Н.Д. Флиттнер подробно описывает, каким образом был устроен студенческий быт и организованы занятия, дает подробные психологические характеристики своим преподавателям – А. Эрману, К.Ф. Леман-Хаупту, Г. Мёллеру и др. На протяжении обучения важным процессом было также выстраивание горизонтальных связей между студентами, что позволяло говорить о единой исследовательской школе А. Эрмана. К ней принадлежали российские и зарубежные ученые (Б.А. Тураев, И.М. Волков, А.Л. Коцейовский, В.В. Струве, П.Дж. Бойлан, С. Йорк Стивенсон, А. Херц). Особое внимание уделено изучение влияния политического контекста как на процесс обучения в Берлине, так и на написание «Воспоминаний». Анализируются две существующие в тексте эго-документа темпоральности – одна принадлежит предвоенному времени в Берлине, другая – периоду блокады Ленинграда, когда Н.Д. Флиттнер начала упорядочивать собственные дневниковые записи и создавать текст «Воспоминаний».

Ключевые слова

Египтология, Н.Д. Флиттнер, Б.А. Тураев, И.М. Волков, А. Эрман, берлинские стажировки.

Евгения Вячеславовна Аброськина – научный сотрудник ИВИ РАН, младший научный сотрудник Отдела Востока ГЭ, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аброськина, Е.В. 2022: «Я не строила иллюзий на будущее»: путь женщины-ученого в эпоху больших перемен (по материалам воспоминаний Н.Д. Флиттнер). Диалог со временем 78, 373–389.

Воробьева, Н.Н. 2015: Наталия Давидовна Флиттнер – ученый и педагог. Труды исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета 22, 9–34.

Карнаух, Н.В. 2015: Совершенствование профессионализма выпускников Дерптского Профессорского института в период зарубежной стажировки. Профессиональное образование в России и за рубежом 1 (17), 139–147.

Секенова, О., Пушкарева, Н. 2021: К истории повседневного быта первых российских женщин-историков конца XIX — начала ХХ в.: досуг и отдых. Антропологический форум 49,132–153.

Томашевич, О.В. 2011: Возвращение старинной традиции: стажировка по египтологии в Германии. В сб.: Почему Германия? Перспективы международного сотрудничества в области науки, образования, экономики и политики: Warum Deutschland? Perspektiven internationalen Zusammenarbeit im Bereich Wissenschaft, Ausbildung, Kultur, Wirtschaft und Politik: сборник докладов участников международной междисциплинарной кон- ференции. СПб.

Томашевич, О.В. 2002: Объяснение в любви вместо послесловия. В кн.: Тураев, Б.А. Бог Тот. Опыт исследования в области египетской культуры. СПб.

Burke, P. 1997: Representations of the Self from Petrarch to Descartes. Rewriting the Self: Histories from the Renaissance to the Present. London.

Cathcart K.J. Boylan, Patrick Joseph. In: Dictionary of Irish Biography. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.dib.ie/biography/boylan-patrick-joseph-a0841

Śliwa, J. 2012: Amelia Hertz (1878–1942/1943) and Her Contribution to the Researc h on the Beginnings of the Egyptian Civilization. In: J. Kabaciński, M. Chłodnicki, M. Kobusiewicz (eds.), Prehistory of Northeastern Africa: New Ideas and Discoveries. Poznań.