Аннотация
В статье анализируются наскальные композиции, в которых запечатлены своеобразные всадники с двузубыми «вилами» в руках, и ставится вопрос о возможном боевом их применении в тесинскую эпоху, которая стала временем глобальных перемен в Минусинской котловине. В реконструированной Е.А. Миклашевич по архивным материалам А.В. Адрианова наскальной композиции с Льнищенской писаницы, разрушенной к настоящему времени, запечатлена сцена охоты с применением таких своеобразных двузубых «вил» – традиционного сельскохозяйственного орудия труда. Е.А. Миклашевич высказывает предположение, что с таким видом оружия охотились (в данном случае на животных, видовое определение которых затруднительно). Авторами статьи ставится вопрос о возможном использовании последних как боевого оружия. Подобные всадники, входящие в отдельную самостоятельную группу, нередко представлены и в сценах батального характера, но с другим оружием либо без него. Но есть фигура всадника с такими «вилами» (Усть-Туба III) и антропоморфный персонаж, представленный стоящим с вертикально поставленными «вилами» в руке (Тепсей II), предназначение которых в этих композициях неочевидно. Анализ батальных композиций с памятников Минусинской котловины (Бычиха, Куня, Суханиха, Тепсей, Усть-Туба, Абакано-Перевоз, Сундуки и др.) позволяет сделать предположение, что если чеканы, топоры, копья, луки являлись оружием смерти (побежденные стоят перед противником на коленях, просят пощады, подняв руки, лежат в ожидании нанесения смертельного удара и т.д.), то «вилы» могли использоваться для нанесения несмертельных ран с целью последующего пленения противника (Абакано-Перевоз).
Ключевые слова
Наскальное искусство, Минусинская котловина, тесинская эпоха, вооружение, батальные композиции, сцены охоты.
Леонтьев, Н.В., Боковенко, H.A. 1985: Кавказская писаница на Тубе. КСИА 184, 82–88.
Миклашевич, Е.А. 2004: «Племя единорога» на Енисее (сяньбэйские мотивы в наскальном искусстве Минусинской котловины). В сб.: Д.Г. Савинов (отв. ред.), Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. Материалы тематической научной конференции. СПб., 320–325.
Миклашевич, Е.А. 2012: Льнищенская писаница. В сб.: Е.А. Миклашевич (сост.), Памятники наскального искусства Минусинской котловины: Георгиевская, Льнищенская, Улазы III, Сосниха (Тр. САИПИ Х). Кемерово, 28–56.
Моя Третьяковка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://my.tretyakov.ru/app/ masterpiece/21889
Мухарева, А.Н. 2016: Писаница на утесе Городовая стена: история изучения и современное состояние. В сб.: В.В. Бобров (ред.), Археологическое наследие Сибири и центральной Азии (проблемы интерпретации и сохранения). Кемерово, 144–148.
Панкова, С.В. 2004: Новые памятники наскального искусства из Южной Сибири. В сб.: Археологические экспедиции за 2003 год. Сб. докладов. СПб., 36–47.
Панкова, С.В. 2005: Изображения посттагарского и таштыкского времени на скалах Минусинского края. В сб.: Археологические экспедиции за 2004 год. Сб. докладов. СПб., 74–84.
Рогожинский, А.Е. 2011: Удостоверительные знаки-тамги кочевников Нового времени и средневековья в горных ландшафтах Семиречья, Южного и Восточного Казахстана. В сб.: Л.Н. Ермоленко, О.С. Советова, Е.А. Миклашевич, А.Н. Мухарева, А.Е. Рогожинский, В.Ф. Чирков (сост.), Наскальное искусство в современном обществе (к 290-летию открытия Томской писаницы). Материалы международной научной конференции 2. Кемерово, 217–225.
Русакова, И.Д. 2022: Петроглифы восточной части Боярского хребта в Хакасии (местонахождения Абакано-Перевоз II, II А, III, IV). УЗМЗТП 16, 43–76.
Савенков, И.Т. 1910: О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее: сравнительные археолого-этнографические очерки. М.
Савинов, Д.Г. 2009: Минусинская провинция Хунну (по материалам археологических исследований 1984–1989 гг.). СПб.
Соловьев, А.И. 2003: Оружие и доспехи. Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. Новосибирск.
Советова, О.С. 2004: Изобразительные «стандарты» – эпические метафоры? В сб.: Д.Г. Савинов (отв. ред.), Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. Материалы тематической научной конференции. СПб., 300–304.
Советова, О.С. 2014: Тесинские рисунки на Тепсее. В сб.: Архаическое и традиционное искусство: проблемы научной и художественной интерпретации: материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции. Новосибирск, 95–97.
Советова, О.С., Шишкина, О.О., Аболонкова, И.В. 2021: Наскальное искусство Тепсейского археологического микрорайона. Кемерово.
Blednova, N., Francfort, Н.-Р., Legchilo, N, Martin, L., Sacchi, D., Sher, J., Smirnov, D., Soleiilhavoup, F., Vidal, P. 1995: Repertoire des Pétroglyphes d’Asie Centrale, Fascicule No. 2: Sibérie du sud 2: Tepsej I–III, Ust’-Tuba I–VI (Russie, Khakassie). Paris.