скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается эпос тюрко-монгольских народов с точки зрения перспективности его анализа для решения проблем, связанных с металлообработкой (в первую очередь художественных изделий из цветного металла) у раннесредневековых кочевников Центральной Азии. Один из подходов авторов – сбор содержащихся в эпосах упоминаний и прямых сведений о металлических предметах, процессах металлообработки, кузнецах, кузнечных инструментах. Констатируется обилие упоминаний о металлических реалиях в эпосе и скудость информации о мастерах-металлообработчиках и их работе. Последнее не соответствует этнографическим данным о развитости кузнечного ремесла у тюрко-монгольских народов. Объяснение этому авторы видят в том, что создатели эпоса в период его зарождения лишь начинали осваивать кузнечное ремесло. В раннем средневековье, когда формировался основной «пласт» эпоса, необходимым для жизни воинов-всадников ассортиментом металлических изделий (в первую очередь вооружением) некоторые тюркские племена, например, Саяно-Алтая, обеспечивали себя сами (по археологическим материалам) и даже вывозили их на экспорт (по письменным источникам). При этом металлические изделия высокого качества (особенно художественные), изготовленные из цветного металла, они могли получать от оседлых соседей, пришлых или захваченных в плен ремесленников. Другое направление поиска – изучение всех аспектов мировоззрения, связанных с кузнечным делом и фигурой кузнеца, отразившихся в эпических произведениях. Именно эти сведения помогают определить место мастера-кузнеца и металлообрабатывающих ремесел в обществе раннесредневековых кочевников. Фигуры мифических кузнецов в тех эпосах, где они действуют, чрезвычайно грозные и мощные. Их божественное покровительство придавало реальным кузнецам высокий статус в обществе, что фиксируется этнографическими материалами.

Ключевые слова

Эпос, металлы/металлообработка, кузнец, тюрко-монгольские народы, Центральная Азия, раннее средневековье, этнографическое время.

Наумова Ольга Борисовна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Король Галина Георгиевна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии РАН, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Банаева, В.А. 2008: Кузнечные культы в религиозно-мифологических представлениях бурят. Вестник БГУ 10, 268–274.

Биткеев, Н.Ц. 1990: Калмыцкий героических эпос «Джангар»: проблемы типологии национальных версий. Элиста.

Богданов, Е.С., Мураками, Я., Соловев, А.И., Гришин, А.Е., Соловьева, Е.А., Гнездилова, И.С. 2018: Исследование сыродутных печей около села Балыктуюль (Республика Алтай) в 2018 году. В сб.: А.П. Деревянко, В.И. Молодин (отв. ред.). Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. XXIV. Новосибирск, 224–228.

Вайнштейн, С.И. 1972: Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М.

Галданова, Г.Р. 1987: Доламаистские верования бурят. Новосибирск.

Гармаева, С.Ю. 2009: Кузнечное и ювелирное ремесло в традиционной культуре закаменских бурят. Вестник БГУ 14, 298–301.

Гребнев, Л.В. 1960: Тувинский героический эпос (опыт историко-этнографического анализа). М.

Ефимова, Л.С. (ред.) 1973: Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. Эпос народов СССР. М.

Зиняков, Н.М. 1988: История черной металлургии и кузнечного ремесла древнего Алтая. Томск.

Ким, Н.Д. (ред.) 1961: Абай Гэсэр-хубун. Эпопея (эхирит-булагатский вариант). 1. Улан-Удэ.

Король, Г.Г., Наумова, О.Б. 2017: Художественный металл у кочевников (Центральная Азия рубежа I–II тыс.). М.

Курбатский, Г.Н. 2001: Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические аспекты тувинского фольклора). Кызыл.

Липец, Р.С. 1978: «Меч из редкостной бронзы…» (Отголоски эпохи освоения металлов в тюрко-монгольском эпосе). СЭ 2, 107–122.

Лыгденова, В.В. 2013: К вопросу о культе кузнецов у баргузинских и курумканских бурят. Вестник ТГУ. История 2 (22), 62–66.

Львова, Э.Л., Октябрьская, И.В., Сагалаев, А.М., Усманова, М.С. 1988: Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск.

Малов, С.Е. 1952: Енисейская письменность тюрков. М.–Л.

Маншеев, Д.М. 2012: Развитие кузнечного ремесла на Северо-Востоке Центральной Азии. Вестник БГУ 8, 192–196.

Мирбадалева, А.С. (ред.) 1975: Кобланды-батыр. Казахский героический эпос. Эпос народов СССР. М.

Окладников, А.П. 1949: История Якутии. 1: Прошлое Якутии до присоединения к Русскому государству. Якутск.

Орус-оол, С.М. (сост.) 1997: Тувинские героические сказания. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. 12. Новосибирск.

Павлинская, Л.Р. 1988: Некоторые вопросы техники и технологии художественной обработки металлов. В сб.: Ч.М. Таксами (отв. ред.). Материальная и духовная культура народов Сибири. Л., 71–85. (Сборник МАЭ 42).

Потапов, Л.П. 1936: Очерки по истории Шории. М.–Л.

Пухов, И.В. 1962: Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. М.

Радлов, В.В. 1989: Из Сибири. Страницы дневника. М.

Сагалаев, А.М., Октябрьская, И.М. 1990: Традиционное мировоззрение тюрков Сибири: Знак и ритуал. Новосибирск.

Сагалаев, К.А., Гомбожалов, А.Г. 2014: Кузнец и шаман. Наука из первых рук 5/6, 85–95.

Соктоева, А.Б. (пер.) 1995: Абай Гэсэр Могучий. Бурятский героический эпос. Эпос народов Евразии. М.

Сунчугашев, Я.И. 1969: Горное дело и выплавка металлов в древней Туве. М.

Сунчугашев, Я.И. 1979: Древняя металлургия Хакасии. Эпоха железа. Новосибирск.

Сунчугашев, Я.И. 1993: Памятники горного дела и металлургии древней Хакасии. Абакан.

Тохтабаева, Ш.Ж. 2005: Серебряный путь казахских мастеров. Алматы.

Тохтабаева, Ш.Ж. 2013: Этикет казахов. Алматы.

Уланов, А.И. 1963: Бурятский героический эпос. Улан-Удэ.

Урманче, Ф.И. 2015: Тюркский героический эпос. Казань.

Черемисов, К.М. (сост.) 1973: Бурятско-русский словарь. М.