Аннотация
Автор статьи предлагает рассмотреть понятие «композиция» в контексте конкретного археологического материала по палеолитическому искусству (периоды 40–9 тыс. лет назад), проанализировать основные средства и приемы художественной выразительности в построениях формы и декора, особенности композиционных решений для каждого вида древнего искусства. Природные закономерности (целостность, контраст, ритм, симметрия (асимметрия), статика (динамика) являются основой апперцепции и становления нейропсихологии Homo Sapiens, развития его образного мышления в художественном творчестве. «Композиция» в палеолитическом искусстве – это воплощение образа в художественном решении через построение формы, когда смысловые связи изобразительной структуры полностью согласованы с выразительными средствами определенного вида искусства, дополнительной информативностью и способом восприятия. В статье дается характеристика основным видам композиций в искусстве палеолита (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная), приводятся примеры композиций открытого и закрытого типов. Автор рассматривает общие закономерности восприятия и построения изображений в композиционном решении, понятия «оверлеппинг», «стробоскопический эффект», особое внимание уделено декоративно-орнаментальным композициям палеолита.
Ключевые слова
Археология, искусство палеолита, композиция, закономерности, психология восприятия, виды и типы композиционных решений, декоративно-орнаментальные построения.
Бадер, О.Н. (ред.) 1998: Позднепалеолитическое поселение Сунгирь (погребения и окружающая среда). М.
Бергер, А. 2005: Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М.
Волков, Н.Н. 1977: Композиция в живописи. М.
Голубева, О.Л. 2004: Основы композиции. М.
Демещенко, С.А. 2005: Древнейшие подвески и бусы эпохи палеолита. В сб.: Материалы и исследования по археологии Евразии (Археологический сборник Государственного Эрмитажа 37). СПб, 7–25.
Демещенко, С.А. 2016: Декоративные композиции в искусстве малых форм палеолита: Актуальные вопросы изучения и определений. В сб.: С.В. Мальцева, Е.Ю. Станюкович-Денисова, А.В. Захарова (ред.), Актуальные проблемы теории и истории искусства. Тезисы докладов VII международной конференции. СПб, 12–15.
Кибрик, Е.А. 1967: Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. Вопросы философии 106, 12–22.
Логвиненко, Г.М. 2008: Декоративная композиция. М.
Скоробогатов, В.А., Коновалова, Л.И. 2002: Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии. СПб.
Филиппов, А.К. 2004: Хаос и гармония в искусстве палеолита. СПб.
Хлопачев, Г.А. 2016: Образы, символы, знаки верхнего палеолита: древности археологического собрания МАЭ. В кн.: Г.А. Хлопачев, Верхний палеолит: образы, символы, знаки. Каталог предметов искусства малых форм и уникальных находок верхнего палеолита из археологического собрания МАЭ РАН. СПб, 5–20.
Хомская, Е.Д. (ред.) 2010: Хрестоматия по нейропсихологии. СПб.
Шорохов, Е.В. 1979: Основы композиции. М.
Brézillon, M. 1984: Le paléolithique supérieur et l’art pariétal paléolithique. In: G. Beaussang (ed.), L’art des cavernes: atlas des grottes ornées paléolithiques françaises, Ministère de la Culture. Paris, 25–39
Chauvet, J.-M., Deschamps, E.B., Hillaire, Ch. 1996: Chauvet Cave. The Discovery of the World’s Oldest Paintings. London.
Conard, N.J., Kölbl, S., Wolf, S. 2010: Die Venus vom Hohle Fels. Fundstücke 1. Museumsheft 9. Blaubeuren: Urgeschichtliches Museum.
Demeshchenko, S.A. 2009: Palaeolithic statuettes of Russia: imaginary, context, approach to interpretation. In: Die Welt der Venus. Donnerstag, 24. Krems. Willendorf. Mikulov, 1–3.
Diez, M.G. 2005: Decorative patterns on the organic objects. In: J.A. Svoboda (ed.). Pavlov I Southeast: A Window into the Gravettian Lifestyles (The Dolní Věstonice Studies. 14). Brno, 309–373.
Gvozdover, M.D., 1995: Art of the Mammoth Hunters: The Finds from Avdeevo (Oxbow Monograph 49). Oxford.
Kozlowski, J.K. 1992: L’Art de la Préhistoire en Europe Oriental. Paris.
Leroi-Gourhan, A. 1971: Préhistoire de l’Art occidental. Paris.
Rau, S., Conard, N. 2009: Eiszeit – Kunst und Kultur. Stuttgart.