Аннотация
Образы зверя и человека являются основными сюжетами фигуративного искусства верхнего палеолита Европы. Их изображения, выполненные в технике рисунка, живописи и скульптуры, представлены в произведениях и монументального/наскального искусства, и искусства малых форм. Палеолитическое искусство считается анималистическим по своей сути: животные, несомненно, являются наиболее распространенным сюжетом монументального пещерного искусства. В искусстве же малых форм нередки и изображения человека, во всяком случае они не столь малочисленны, как об этом принято думать; количественно такие изображения уступают лишь изображениям немногих травоядных животных и заметно превосходят хищных. Эта особенность в полной мере подтверждается результатами анализа искусства малых форм Днепро-Донской географической зоны, расположенной на территории Русской равнины. Здесь фигуративное искусство почти исключительно представлено материалами средней поры верхнего палеолита Русской равнины (24–21 тыс. лет назад). Подавляющее большинство предметов – это скульптурные изображения, среди которых антропоморфные встречаются чаще анималистических. В граветтийское время искусство малых форм Днепро-Донского региона находилось под явным влиянием образа женщины, что, вероятно, отражало серьезность вызовов, связанных с необходимостью продолжения рода для групп людей, осваивавших бескрайние просторы Великой Русской равнины. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что вопрос ведущего сюжета в изобразительной деятельности человека верхнего палеолита должен решаться строго в рамках определенного вида искусства и только с учетом его географического, хронологического и культурного контекста.
Ключевые слова
Верхний палеолит, Русская равнина, граветтийское время, палеолитическое искусство малых форм, образы зверя и человека.
Абрамова, З.А. 1962: Палеолитическое искусство на территории СССР (САИ А4-03). М.–Л.
Абрамова, З.А. 2005: Животное и человек в палеолитическом искусстве Европы. СПб.
Абрамова, З.А. 2010: Древнейший образ человека. Каталог по материалам палеолитического искусства Европы. СПб.
Амирханов, Х.А. (ред.) 2009: Исследования палеолита в Зарайске 1999–2005. М.
Гвоздовер, М.Д. 1985: Типология женских статуэток костенковской палеолитической культуры. Вопросы антропологии 75, 27–66.
Гвоздовер, М.Д. 1987: Археологический контекст женских статуэток костенковской верхнепалеолитической культуры. В кн.: Проблемы интерпретации археологических источников. Орджоникидзе, 18–33.
Гвоздовер, М.Д. 1992: Обработанная кость из нового жилого объекта Авдеевской палеолитической стоянки (раскопки 1982–1988 гг.). Вопросы антропологии 172, 25–59.
Дюпюи, Д. 2014: Скульптурные изображения из известняка восточнограветтийской стоянки Костенки 1: тематика и функциональное назначение. В сб.: Г.А. Хлопачев (ред.), Свод археологических источников Кунсткамеры. 4. История археологического собрания МАЭ. Верхний палеолит. СПб, 118–288.
Ефименко, П.П. 1931: Значение женщины в ориньякскую эпоху. В сб.: Л.И. Маруашвили (ред.), ИГАИМК XI (3–4). М.
Ефименко, П.П. 1938: Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени. Л.
Ефименко, П.П. 1958: Костенки I. Л.
Замятнин, С. Н. 1935: Раскопки у села Гагарина (Верховья Дона, ЦЧО). В кн.: Н.К. Ауэрбах (ред.), Палеолит СССР: Материалы по истории дородового общества (Известия ГАИМК 118). М.– Л., 26–77.
Праслов, Н.Д., Рогачев, А.Н. (ред.) 1982: Палеолит Костенковско-Борщевского района на Дону. 1879–1979 гг. Некоторые итоги полевых исследований. Л.
Рогачев, А.Н. 1962: Схематичные скульптуры животных из Костенок (Аносовка II). В кн.: Абрамова З.А. Палеолитическое искусство на территории СССР (САИ А4-03), М.– Л., 78–80.
Столяр, А.Д. 1985: Происхождение изобразительного искусства. М.
Фрадкин, Э.Е. 1975: Памятники палеолитического искусства Костенок I: дис. … канд. ист. наук. [Рукопись]. Л.
Хлопачев, Г.А. 1998: Два подхода к построению фигуры женских статуэток на восточно- граветтийских стоянках Русской равнины. В кн.: Х.А. Амирханов (ред.), Восточный граветт. М., 226–233.
Хлопачев, Г.А. 2006: Бивневые индустрии верхнего палеолита Восточной Европы. СПб.
Хлопачев, Г.А. (ред.) 2016: Верхний палеолит: образы, символы, знаки. Каталог предметов искусства малых форм и уникальных находок верхнего палеолита из археологического собрания МАЭ РАН. СПб.
Breuil, H. 1952: Quatre cents siècles d’art pariétal. Montignnac (Dordogne).
Gvozdover, M.D. 1995: Art of the mammoth hunter: the fi nds of Avdeevo. Oxford. Leroi-Gourhan, A. 1965: Préhistoire de l’Art Occidental. Paris.