скачать PDF

Аннотация

В горностепных районах Центральной Азии, в первую очередь на скалах Саяно-Алтайского нагорья, широко распространены изображения колесниц с возницами или воинами в кузовах или рядом с ними. Колесницы показаны в различных контекстах, которые часто характеризуются наличием оленей и иногда женских персонажей в окружении животных. Среди имеющих подобный контекст изображений могут быть выделены сцены, фиксирующие один и тот же повторяющийся сюжет – «преследование оленя героем на колеснице». Сцены этого типа в петроглифах Саяно-Алтая относятся в целом к позднему бронзовому веку, а частично могут быть датированы и самым началом раннего железного века (началом эпохи ранних кочевников). На противоположном конце горностепной полосы Евразии тот же сюжет получил свое выразительное воплощение в торевтике и пластике Закавказья эпохи поздней бронзы, а также частично отразился в погребальной обрядности. При всей многозначности образов воина, оленя и колесницы в разные исторические эпохи выявленный сюжет «преследование оленя героем на колеснице» может быть интерпретирован в рамках семантического поля «путеводный олень». Фольклорно-эпические параллели, обнаруживающиеся, прежде всего, в индоиранской культурной традиции, свидетельствуют в пользу такой интерпретации. Анализ контекста ситуаций, в которых фигурируют олень, воин и колесница в древнеиндийских эпических и ритуальных текстах, выявляет дополнительного участника сюжета – женское божество, связанное с образом «вечно юной праматери». Полученные при анализе индоиранской мифоритуальной традиции «семантические ключи» позволяют достоверно реконструировать мифологему, скрывающуюся за выявленным сюжетом «путеводного оленя». При этом данная мифологема может быть названа одной из основных для ряда культурных традиций Саяно-Алтая и Закавказья эпохи поздней бронзы и раннего железного века, учитывая ее проявления в погребальной, поминальной и инициационной обрядности. Решающее значение она имеет для реконструкции мифоритуальной традиции скифского периода.

Ключевые слова

Археология, эпоха поздней бронзы, Центральная Азия, Саяно-Алтайское нагорье, Закавказье, петроглифы, торевтика, пластика, изображения колесниц, изображения оленей, фольклорные мотивы, эпические сюжеты, индоиранская культурная традиция.

Смирнов Николай Юрьевич – кандидат исторических наук, ученый секретарь Института истории материальной культуры РАН.

Баркова, Л.Л. 1999: Конская маска из Первого Пазырыкского кургана. В сб.: Материалы и исследования по археологии Евразии. К 100-летию со дня рождения М.И. Артамонова (Археологический сборник Государственного Эрмитажа 34), 97–101.

Баркова, Л.Л. 2012: Красота, сотканная из тайн. Древнейшие в мире ковры. СПб.

Березкин, Ю.Е. б/г: Мотив B42B. Охота на копытное животное. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/114_22.htm

Березкин, Ю.Е., Дувакин, Е.Н. б/г: Мотив А19. Гелиофоры. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/111-43.htm

Березкин, Ю.Е., Дувакин, Е.Н. б/г: Мотив B42. Космическая охота. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/114-52.htm

Березкин, Ю.Е., Дувакин, Е.Н. б/г: Мотив L116A. Косуля с золотыми рожками. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/186-24.htm

Васильков, Я.В. 2010: Миф, ритуал и история в «Махабхарате». СПб.

Волков, В.В. 2002: Оленные камни Монголии. М.

Гамкрелидзе, Т.В., Иванов, Вяч.Вс. 1984: Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. 2. Тбилиси.

Грязнов, М.П. 1950: Первый Пазырыкский курган. Л.

Гук, Д.Ю., Николаев, Н.Н. 2012: Повозка из Пятого Пазырыкского кургана. В сб.: В.А. Алёкшин и др. (ред.), Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. Материалы международной научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения выдающегося российского археолога Михаила Петровича Грязнова. 2. СПб, 454–457.

Гуммель, Я.И. 1992: Раскопки к юго-западу от Ханлара в 1941 г. ВДИ 4, 5–15.

Гусейнова, М.А., Алиев, И.Н. 2008: Среднебронзовые курганы с. Гараджамирли Шамкирского района Азербайджана. В сб.: Шамкир. Археологическое наследие, история и архитектура. Материалы первой республиканской научно-практической конференции. Шамкир, 2007. Баку, 107–129.

Деведжян, С.Г. 1981: Лори-Берд. Результаты раскопок 1969–1973 гг. 1. Ереван.

Деревянко, А.П., Петрин, В.Т., Цэвээндорж, Д., Мыльников, В.П. 2008: Святилище с наскальными рисунками Баянлиг хад в Монголии. Новосибирск.

Дьёни, Г. 2007: Легенда о чудесном олене: исторические корни и интерпретация мадьярской праистории. Известия Уральского государственного университета (Сер. 2. Гуманитарные науки 49), 13. 34–43.

Дэвлет, М.А., Дэвлет, Е.Г. 2005: Мифы в камне: Мир наскального искусства России. М.

Килуновская, М.Е. 1987: Интерпретация образа оленя в скифо-сибирском искусстве (по материалам петроглифов и оленных камней). В сб.: А.И. Мартынов, В.И. Молодин (ред.), Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск, 103–107.

Килуновская, М.Е. 2011: Колесницы эпохи бронзы в наскальном искусстве Тувы. В сб.: Л.Н. Ермоленко и др. (ред.), Наскальное искусство в современном обществе. К 290-летию научного открытия Томской писаницы. Материалы международной научной конференции. 2 (Труды САИПИ VIII). Кемерово, 44–53.

Комиссаров, С.А. 1988: Комплекс вооружения Древнего Китая. Эпоха поздней бронзы. (История и культура востока Азии). Новосибирск.

Королькова, Е.Ф. 2006: Властители степей. СПб.

Кубарев, В.Д. 2009: Петроглифы Шивээт-Хайрхана (Монгольский Алтай). Новосибирск.

Кубарев, В.Д. 2011: Петроглифы Калбак-Таша I (Российский Алтай). Новосибирск.

Кубарев, В.Д., Цэвээндорж, Д., Якобсон, Э. 2005: Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). Новосибирск.

Кузьмина, Е.Е. 1977: Конь в религии и искусстве саков и скифов. В кн.: Скифы и сарматы. Киев, 96–119.

Лескова, С.Г. 1974: Стрельба из лука и управление колесницей в обрядовой песне Древнего Китая. В сб.: Е.А. Серебряков, О.Л. Фишман, М.Е. Шнейдер (ред.), Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М., 12–18.

Мнацаканян, А.О. 1960: Древние повозки из курганов бронзового века на побережье оз. Севан. СА 2, 139–152.

Новгородова, Э.А. 1984: Мир петроглифов Монголии. М.

Новоженов, В.А. 2012: Чудо коммуникации и древнейший колесный транспорт Евразии. М.

Окладников, А.П., Окладникова, Е.А., Запорожская, В.Д., Скорынина, Э.А. 1979: Петроглифы долины реки Елангаш (юг горного Алтая). Новосибирск.

Окладникова, Е.А., Слободзян, М.Б. 2009: Наскальные рисунки северных склонов Южно-Чуйского хребта (Горный Алтай). В сб.: Г.А. Хлопачев (ред.), Свод археологических источников Кунсткамеры. 2. Эпоха бронзы – позднее средневековье. СПб, 9–21.

Погребова, М.Н. 2001: К особенностям культа оленя на Южном Кавказе. В сб.: М. Погребова, Е. Антонова, В. Петрухин и др. (ред.), Миф 7. София, 30–47.

Погребова, М.Н. 2011: История Восточного Закавказья. Вторая половина II – начало I тыс. до н. э. (по археологическим данным). М.

Погребова, М.Н., Раевский, Д.С. 1997: Закавказские бронзовые пояса с гравированными изображениями. М.

Рак, И.В. (ред.) 1998: Авеста в русских переводах (1861–1996). СПб.

Руденко, С.И. 1951: Пятый Пазырыкский курган. КСИА XXXVII, 106–116.

Савинов, Д.Г. 1994: Оленные камни в культуре кочевников Евразии. СПб.

Севастьянова, Э.А. 1980: Петроглифы горы Тунчух. В сб.: Я.И. Сунчугашев (ред.), Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 103–107.

Смирнов, Н.Ю. 2012: На чем ездил аржанский «царь»? В сб.: В.А. Алекшин и др. (ред.), Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. Материалы конференции, посвященной 110-летию со дня рождения М.П. Грязнова. СПб, 424–432.

Сотникова, С.В. 2016: Погребальные памятники синташтинского и андроновского населения как источник по реконструкции ритуалов и представлений. Омск.

Стеблин-Каменский, И.М. (ред.) 2003: Махабхарата. Ашвамедхикапарва, или книга о жертвоприношении коня. Кн. XIV. СПб.

Черемисин, Д.В. 2006: К дискуссии об информативности петроглифов и методах их изучения. Археология, этнография и антропология Евразии 3, 89–100.

Чугунов, К.В. 2004: Аржан – источник. В сб.: М.Б. Пиотровский (ред.), Аржан. Источник в Долине царей. Археологические открытия в Туве. СПб, 10–39.

Чугунов, К.В. 2013: Лук и горит у ранних кочевников Центральной Азии (особенности конструкции и некоторые параллели в культуре племен Кавказа и Северного Причерноморья). В сб.: И.И. Марченко (ред.), Шестая Международная Кубанская археологическая конференция: Материалы. Краснодар, 437–442.

Яншина, Э.М. 1984: Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М.

Kjellen, E. 1976: Upplands Hallristningar. The Rock Carvings of Uppland. Stockholm.

Piggott, S. 1983: The Earliest Wheeled Transport. London.