Аннотация
В данной статье автор рассмотрел частные жертвоприношения в древней Греции: где и по какому поводу они происходили, каким богам приносились жертвы дома, как происходили частные жертвоприношения в общественных святилищах. Также был затронут вопрос о финансировании частных жертвоприношений и частных пожертвованиях на культ. Частные жертвоприношения являлись самым легким и доступным способом общения между индивидуумом и богом, не требовали особых приготовлений, чаще всего не нуждались в посредничестве культового персонала и могли совершаться ежедневно любым человеком независимо от его статуса, пола и возраста. Автор выделяет разные «уровни» частных жертвоприношений: домашние жертвоприношения были самым простым видом, жертвоприношения в святилищах требовали соблюдения определенных правил, установленных святилищем и его культовым персоналом. Домашние жертвоприношения на семейных праздниках, будучи внутрисемейным делом, в некоторых случаях (например, в судебных делах) приобретали общественное значение, являясь «маркерами» важных событий в жизни человека. Случаи сотрудничества полиса и отдельного лица также встречаются в сфере финансирования частных жертвоприношений. Таким образом, хотя частные жертвоприношения являлись сферой, наименее затронутой вмешательством полисных структур, они не были полностью избавлены от этого вмешательства и не являлись сугубо частным делом, будучи вписаны в общее пространство полисной религиозной жизни.
Ключевые слова
Древняя Греция, религия, культ, жертвоприношение, частное и общественное
Зелинский, Ф.Ф. 2014: История античных религий. Т. 2. СПб.
Кулаковский, Ю. 1899: Смерть и бессмертие в представлениях древних греков. Киев.
Ленская, В.С. 2012: Типы культов в Афинах. В сб.: Восток, Европа, Америка в древности. Сборник научных трудов XVII Сергеевских чтений. М., 80–90.
Ленская, В.С. 2013: Жрец и жертвоприношение в древней Греции. ПИФК 2, 315–331.
Нильсон, М. 1998: Греческая народная религия. СПб.
Aleshire, S.B. 1989: The Athenian Asklepieion. The People, their Dedications and the Inventories. Amsterdam.
Baumbach, J.D. 2004: The Signifi cance of Votive Offerings in Selected Hera Sanctuaries in the Peloponnese, Ionia and Western Greece. Oxford.
Boedeker, D. 2008: Family Matters. Domestic Religion in Classical Greece. In: J. Bodel, S.M. Olyan (eds.), Household and Family Religion in Antiquity. Oxford, 229–247.
Brulé, P. 2005: «La cité est la somme des maisons». Un commentaire religieux. In: V. Dasen, M. Piérart (éds.), Ἰδίᾳ καὶ δημοσίᾳ. Les cadres “privés” et “publics” de la religion grecque antique. Liège, 27–53.
Burkert, W. 2011: Griechische Religion der archaischen und klassischen Epoche. Stuttgart.
Dow, S. 1968: Six Athenian Sacrifi cial Calendars. BCH 92, 170–186.
Faraone, Ch. 2008: Household Religion in Ancient Greece. In: J. Bodel, S.M. Olyan (eds.), Household and Family Religion in Antiquity. Oxford, 210–228.
Foxhall, L. 2007: House Clearance: Unpacking “The Kitchen” in Classical Greece. In: R. Westgate, N. Fisher, J. Whitley (eds.), Building Communities: House, Settlement, and Society in the Aegean and Beyond. London, 233–242.
Franklin, S. 1901: Public Appropriations for Individual Offerings and Sacrifi ces in Greece. Transactions and Proceedings of the American Philological Association 32, 72–82.
Gagarin, M. 2016: Ancient Greek Laws on Sacrifi ce. In: K.A. Murrey (ed.), Diversity of Sacrifi ce. Form and Practice of Sacrifi cial Practices in the Ancient World and Beyond. New York.
Georgoudi, S. 1988: Commémoration et célebration des morts dans les cités grecques: les rites annuels. In: Ph. Gignoux (ed.), La commémoration. Louvain–Paris, 73–89.
Georgoudi, S. 1998: Sacrifi ces dans le monde grec: de la cité aux particuliers. Quelques remarques. Ktema 23, 325–334.
Hamilton, R. 1984: Sources for the Athenian Amphidromia. GRBS 25, 243–251.
Hedrick, Ch. 1988: The Temple and Cult of Apollo Patroos in Athens. AJA 92, 185–210.
Jacoby, F. 1944: Γενέσια. A Forgotten Festival of the Dead. CQ 38, 65–75.
Jameson, M. 1990: Private Space and the Greek City. In: O. Murray, S. Price (eds.), The Greek City from Homer to Alexander. Oxford, 171–198.
Lambert, S. 1993: The Phratries of Attica. Ann Arbor.
Lambert, S. 1999: Thiasoi of Heracles and the Salaminioi Again. ZPE 125, 93–130.
Lambert, S. 2002: The Sacrifi cial Calendar of Athens. ABSA 97, 353–399.
Leitao, D. 2003: Adolescent Hair-Growing and Hair-Cutting Rituals in Ancient Greece. In: D. Dodd, Ch. Faraone (eds.), Initiations in Ancient Greek Rituals and Narratives: New Critical Perspectives. London–New York, 109–129.
Migeotte, L. 1992: Les souscriptions publiques dans les cités greques. Genève.
Nilsson, M. 1960: Roman and Greek Domestic Cult. In: Opuscula Selecta. III. Lund, 271–285.
Parker, R. 2005: Polytheism and Society at Athens. Oxford.
Parker, R. 2008: Πατρῷοι θεοί. The Cults of Sub-Groups and Identity in the Greek World. In: A.H. Rasmussen (ed.), Religion and Society. Rituals, Resources and Identity in the Ancient Graeco-Roman World. The BOMOS-Conferences 2002–2005. Rome.
Parker, R. 2015: Public and Private. In: R. Raja, J. Rüpke (eds.), A Companion to the Archaeology of Religion in the Ancient World. Oxford, 71–80.
Petersen, Ch. 1851: Der Hausgottesdienst der alten Griechen. Cassel.
Van Straten, F.T. 1995: Hiera Kala. Images of Animal Sacrifi ce in Archaic and Classical Greece. Leiden–New York–Koeln.
Vernant, J.-P. 1965: Mythe et pensée chez les grecs. Paris.
Voutriras, E. 2005: Sanctuaire privé – culte public? Le cas du Sarapeion de Thessalonique. In: V. Dasen, M. Piérart (éds.), Ἰδίᾳ καὶ δημοσίᾳ. Les cadres “privés” et “publics” de la religion grecque antique. Liège, 273–288.
Whitehead, D. 1986: The Demes of Attica 508/7–250 B.C. A Political and Social Study. Princeton.
Yavis, C. 1949: Greek Altars. Origins and Typology. Saint Louis.