скачать PDF

Аннотация

Павел Орозий адресовал свою универсальную историю в семи книгах язычникам; его основная задача состояла в демонстрации благотворного влияния христианства на мировой исторический процесс. Сочинение было написано спустя век после эпохи Константина, и христианский автор располагал к этому моменту весьма внушительной источниковой базой, которая дала ему возможность повествовать о времени и личности первого христианского императора достаточно информативно. Однако, в силу фиксации в нарративной традиции целого ряда откровенно неприглядных моментов из биографии Константина (темное происхождение, участие в кровавых междоусобных войнах за единоличную власть, убийство родственников, неясная позиция по поводу арианской ереси), задача историка усложнилась. Обращаясь к враждебно настроенной аудитории, Орозий был лишен возможности «исправлять» и приукрашивать общеизвестные факты, в связи с чем он провел кропотливую работу по расстановке нужных акцентов, в результате чего созданный им образ Константина отвечал требованиям как исторической объективности, так и идеализации.

Труд Орозия до сих пор не рассматривался крупными исследователями истории Константина как информативный источник, хотя анализ созданного Орозием образа первого христианского императора может помочь в понимании оценки эпохи и личности Константина в сознании римлян периода Поздней империи. На сегодняшний день произведение Орозия на предмет упомянутой проблемы было рассмотрено в статье отечественного ученого И.Ю. Ващевой, однако, задействованное наряду с другими произведениями христианских авторов данного периода, оно не привлекло исследовательского внимания на достаточно глубоком уровне.

Ключевые слова

Древний Рим, Римская империя, Павел Орозий, Константин Великий, раннее христианство, император, идеология

Миролюбов Иван Андреевич – аспирант исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Бокщанин, А.Г. 1982: Источниковедение Древнего Рима. М.

Буркхардт, Я. 2003: Век Константина Великого. М.

Ващева, И.Ю. 2013: Константин Великий: вариации образов в христианских историях поздней античности. Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского 4 (3), 46–58.

Гиббон, Э. 2008: История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи. Т. I. М.

Грант, М. 1998: Римские императоры: Биографический справочник правителей Римской империи 31 г. до н.э. – 476 г. н.э. М.

Сергеев, В.С. 1938: Очерки истории Римской империи. Т. II. М.

Тюленев, В.М. 2004: Павел Орозий и его «История против язычников». В кн.: Павел Оро- зий. История против язычников. СПб.

Тюленев, В.М. 2005: Рождение латинской христианской историографии: С приложени- ем перевода «Церковной истории» Руфина Аквилейского. СПб.

Barnes, T.D. 1973: Lactantius and Constantine. The Journal of Roman Studies 63, 29–46.

Bleckmann, B. 2006: Sources for the History of Constantine. In: Noel Lenski (ed.), The Cambridge Companion to the Age of Constantine. Cambridge, 14–31.

Jones, A.H.M. 1965: Constantine and the Conversion of Europe. London.

Kienast, D. 2004: Römische Kaisertabelle. Grundzüge einer römischen Kaiserchronologie. Darmstadt.

Leadbetter, B. 2002: The illegitimacy of Constantine and the birth of the tetrarchy. In: Samuel N.C. Lieu and Dominic Montserrat (eds.), Constantine. History, Historiography and Legend. London –New York, 74–85.

Odahl, Ch. M. 2010: Constantine and the Christian Empire. London–New York.

Zecchini, G. 2003: Latin Historiography: Jerome, Orosius and the Western Chronicles. In: Gabriele Marasco (ed.), Greek and Roman historiography in late antiquity: fourth to sixth century A.D. Leiden–Boston, 31–345.