скачать PDF

Аннотация

Строительству дома чуваши уделяли особое внимание, выбирая наиболее благополучное место двора и совершая определенные обрядовые действа. В жилом доме, как и во многих других постройках, по представлениям чувашей, обитали потусторонние существа. С началом строительства божествам и духам посвящали растительные, животные и другие виды жертв. Положительные и отрицательные персонажи упорядочивали домашнюю жизнь. Хранителя домашнего очага чуваши представляли мужчиной, но он имел и женскую ипостась. Локусом размещения считали домашнюю печь, поэтому возвращаясь из гостей, на печь, за печь или в нее бросали кусочки еды. С печью также связаны божество огня, мать печи, многочисленные добрые и злые духи. Божества и духи не только оберегали жилище от несчастий и бед, но и вредили домочадцам, если были недовольны их поведением и дароприношениями. Вредоносные существа для вторжения в домашнее пространство пользовались различными объектами жилища. Дом представлял собой сложный организм, отвечавший нуждам человека и отражавший мировоззренческую картину. Элементы и домашнее пространство имели индивидуальное знаково-символическое назначение. Наделение особыми свойствами деталей, объединенных в единое целое, было направлено на благополучие и достойную жизнь домочадцев. Подобное восприятие дома подтверждает идею, согласно которой жилище рассматривается не только как место проживания семьи, но и как храм для божеств, где хозяин выступает священником. В статье кратко систематизированы божества и духи, занимавшие пространство дома чувашей.

Ключевые слова

Этнография, чуваши, религиозные представления, обряды

В.В. Медведев, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ашмарин, Н.И. 1999: Словарь чувашского языка: в 17 т. Т. 9–10. Чебоксары.

Ашмарин, Н.И. 2000: Словарь чувашского языка: в 17 т. Т. 11–12. Чебоксары.

Ашмарин, Н.И. 2000: Словарь чувашского языка: в 17 т. Т. 17. Чебоксары.

Байбурин, А.К. 1993: Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.

Вишневский, В.П. 1846: О религиозных поверьях чуваш. Казань.

Магнитский, В.К. 1881: Материалы к объяснению старой чувашской веры: Собраны в некоторых местностях Казанской губернии. Казань.

Месарош, Д. 2000: Памятники старой чувашской веры. Чебоксары.

Никольский, Н.В. 1928: Краткий курс по этнографии чуваш. Вып. 1. Чебоксары.

Садиков, Р.Р. 2008: Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). Уфа.

Салмин, А.К. 1994: Народная обрядность чувашей. Чебоксары.

Салмин, А.К. 1998: Семантика дома у чувашей. Чебоксары.

Салмин, А.К. 2007: Система религии чувашей. СПб.

Ягафова, Е.А. 2007: Чувашское «язычество» в XVIII – начале XXI века. Самара.