Аннотация
В статье исследуется система наказаний в Ахеменидской империи. Рассмотренный материал демонстрирует, что система наказаний за государственные преступления включала, с одной стороны, традиционные виды наказания, вызывающие как увечье (отрезание носа, ушей, вырывание глаза), так и смерть (сдирание кожи, помещение на кол, обезглавливание) приговоренного, а с другой стороны, наказания, применяемые, очевидно, исключительно в Персии (корытная пытка – «скафизм», бросание в тлеющую золу). Последние могли быть введены отдельными персидскими царями в определенных обстоятельствах. Так, например, «скафизм» упоминается впервые при Артаксерксе I и вторично – при Артаксерксе II. Однако бросание в тлеющую золу связывается только с правлением Дария II. Кроме того, можно определить эволюцию в позиции Ахеменидов в отношении системы наказаний. Так, например, Дарий I, Ксеркс I, Артаксеркс II придерживались традиционной системы наказаний. Артаксеркс I практиковал более гуманный подход, тогда как Артаксеркс III, напротив, был сторонником более жесткой системы наказаний. Дарий II, в свою очередь, пытался реформировать систему наказаний, вводя в нее новый вид смертной казни. Наказание за государственные преступления было не только юридическим, но и идеологическим фактором во внутренней и внешней политике Ахеменидов. Оно считалось наиболее эффективным способом вызвать страх как у врагов персидских царей, так и у подданных и предотвратить заговоры и восстания последних против царя.
Ключевые слова
Персия, Ахемениды, право, преступление, наказание.
Abaev, V.I. 1980: Bekhistunskaya nadpis’ Dariya I [The Behistun Inscription of Darius I]. In: Khrestomatiya po istorii Drevnego Vostoka [Reader on the History of the Ancient East]. Vol. 2. Moscow, 24–32.
Абаев, В.И. 1980: Бехистунская надпись Дария I. В кн.: Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч.2. М., 24–32.
Asheri, D., Lloyd, L., Corcella, A. 2007: A Commentary on Herodotus. Book I–IV. Oxford.
Bartholomae, C. 1904: Altiranisches Wörterbuch. Strassburg.
Beckman, D. 2020: Law, Mercy, and Reconciliation in the Achaemenid Empire. Journal of Ancient History 8 (2), 127–151.
Bosworth, A.B. 1995: A Historical Commentary on Arrian’s History of Alexander. Vol. 2: Commentary on Books IV-V. Oxford.
Dandamaev, M.A. 2002: Bekhistunskaya nadpis’ Dariya I [The Behistun Inscription of Darius I]. In.: Istoriya Drevnego Vostoka: teksty i dokumenty [History of the Ancient East: Texts and Documents]. Moscow, 389–399.
Дандамаев, М.А. 2002: Бехистунская надпись Дария I. В кн.: История Древнего Востока: тексты и документы. М., 389–399.
Dewar, B. 2021: The Burning of Captives in the Assyrian Royal Inscriptions, and Early Neo-Assyrian Conceptions of the Other. Studia Orientalia Electronica, 67–81.
Dvoretskiy, I.H. 1958: Drevnegrechesko-russkiy slovar’ [Ancient Greek-Russian Dictionary]. Vol. I–II. Moscow.
Дворецкий, И.Х. 1958: Древнегреческо-русский словарь. Т. I–II. М.
Dvoretskiy, I.H. 1976: Latinsko-russkiy slovar’ [Latin-Russian Dictionary]. Moscow.
Дворецкий, И.Х. 1976: Латинско-русский словарь. М.
Eppihimer, M. 2019: Exemplars of Kingship. Art, Tradition, and the Legacy of the Akkadians. Oxford.
Feldman, M.H. 2007: Darius I and the Heroes of Akkad: Affect and Agency in the Bisitun Relief. In: J. Cheng, M.H. Feldman (eds.), Ancient Near Eastern Art in Context Studies in Honor of Irene J. Winter by Her Students. Leiden, 265–293.
Freiman, A.A. 1925: Drevne-persidskie klinoobraznye nadpisi [Old Persian Cuneiform Inscriptions]. In.: Vostok. Zhurnal literatury, nauki i iskusstva [Journal of Literature, Science and Art]. Vol.5. Moscow–Leningrad, 3–15.
Фрейман, А.А. 1925: Древне-персидские клинообразные надписи. В кн.: Восток. Журнал литературы, науки и искусства. Кн. 5. М.–Л., 3–15.
Head, R. 2010: Assyria at Bisitun and the Universal Kingship of Darius I of Persia. In: H.D. Baker, E. Robson, G. Zólyomim (eds.), Your Praise is Sweet: A Memorial Volume for Jeremy Black from Students, Colleagues and Friends. London, 117–124.
Isakova, A.S., Rung, E.V. 2023: «Ya postavil tsarstvo na svoe mesto»: ideya zakonoporyadka v Akhemenidskoy imperii [“I Put the Kingdom in its Place”: the Idea of Law and Order in the Achaemenid Empire]. Vostok (Oriens) 3, 45–59.
Исакова, А.С., Рунг, Э.В. 2023: «Я поставил царство на свое место»: идея законопорядка в Ахеменидской империи. Восток (Oriens) 3, 45–59.
Jacobs, B. 2009: Grausame Hinrichtungen – friedliche Bilder. Zum Verhältnis der politischen Realität zu den Darstellungsszenarien der achämenidischen Kunst. In: M. Zimmermann (ed.), Extreme Formen von Gewalt in Bild und Text des Altertums. München, 121–153.
Kent, R.G. 1950: Old Persian: Grammar, Texts, Lexicon. New Haven.
Klinkott, H. 2017: Xerxes und der Kopf des Leonidas. Handlungszwänge und Rollenverständnis eines persischen Großkönigs. In: H. Klinkott, N. Kramer (eds.), Zwischen Assur und Athen. Altorientalisches in den Historien Herodots. Stuttgart, 61–81.
Lincoln, B. 2007: Religion, Empire, and Torture: The Case of Achaemenian Persia, with a Postscript on Abu Ghraib. Chicago.
Lincoln, B. 2012: Happiness for Mankind. Achaemenid Religion and the Imperial Project. Leuven.
Lincoln, B. 2015: Representing the Lie in Achaemenian Persia. In: P. Swennen (ed.). Démons iraniens. Actes du colloque international organisé à l’Université de Liège les 5 et 6 février 2009 à l’occasion des 65 ans de Jean Kellens. Liége, 135–144.
Llewellyn-Jones, L. 2024: Persia. Rozhdenie i krah drevnej sverhderzhavy [Persia: The Rise and Fall of an Ancient Superpower]. Moscow, 2024.
Абаев, В.И. 1980: Бехистунская надпись Дария I. В кн.: Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч.2. М., 24–32.
Ллевеллин-Джонс, Л. 2024: Персия. Рождение и крах древней сверхдержавы. М.
Loktionov, A.A. 2017: May my nose and ears be cut off : Practical and “supra-practical” Aspects of Mutilation in the Egyptian New Kingdom. Journal of the Economic and Social History of the Orient 60, 263–291.
Malbran-Labat, F., 1994: La version akkadienne de l’inscription trilingue de Darius à Behistun (Documenta Asiana I). Roma.
Martin, G.T. 1989: The Memphite Tomb of Horemheb Commander-in Chief of Tut’ankhamun I: The Reliefs, Inscriptions, and Commentary. London.
Matić, U. 2019: Body and Frames of War in New Kingdom Egypt: Violent treatment of enemies and prisoners. Wiesbaden.
McKeon, K.P.J. 2020: Barbarians at the Gate: Herodotus, Bisotun, and a Persian Punishment in Egypt. American Journal of Philology 141 (3), 349–380.
Mildenberg, L. 1999: Artaxerxes III Ochus (358–338 B.C.): a note on the maligned king. Zeitschrift des Deutschen Palästina–Vereins 115/2, 201–227.
Minen, F. 2020: Flaying the Enemy in Assyria. A Brief Study on Neo-Assyrian Archaeological and Textual Evidence. In: A. Otto, M. Herles, K. Kaniuth (eds.), Proceedings of the 11th International Congress on the Archaeology of the Ancient Near East. Vol. 1. Wiesbaden, 233–244.
Schmitt, R. 1991: The Bisitun Inscriptions of Darius the Great. Old Persian Text. London.
Schmitt, R. 2014: Wörterbuch der altpersischen Königsinschriften. Wiesbaden.
Radner, K. 2015: High Visibility Punishment and Deterrent: Impalement in Assyrian Warfare and Legal Practice. Zeitschrift für Altorientalische und Biblische Rechtsgeschichte 21, 103–128.
Rollinger, R. 2016: The relief at Bisitun and its Ancient Near Eastern Setting: Contextualizing the visual vocabulary of Darius’ triumph over Gaumata. In: C. Binder, H. Börm, A. Luther (eds.), Diwan. Studies in the History and Culture of the Ancient Near East and the Eastern Mediterranean: Festschrift für Josef Wiesehöfer zum 65. Geburtstag. Duisburg, 82–88.
Rung, E. 2023: On Metonomasia in the Achaemenid Dynasty. Iranica antiqua 58, 149–171.
Rung, E.V. 2024a: Ideya zavoevaniya, mira i stabil’osti v Akhemenidskoy imperii [The Idea of Conquest, Peace and Stability in the Achaemenid Empire]. In: A.V. Makhlayuk (ed.). Imperskiy opyt antichnogo Sredizemnomor’ya: istoricheskie osobennosti, retseptsiya, istoriografiya [Imperial Experience of the Ancient Mediterranean: Historical Features, Reception, Historiography]. Nizhniy Novgorod, 17–39.
Рунг, Э.В. 2024а: Идея завоевания, мира и стабильности в Ахеменидской империи. В кн.: А.В. Махлаюк (ред.). Имперский опыт античного Средиземноморья: исторические особенности, рецепция, историография. Н. Новгород, 17–39.
Rung, E.V. 2024b: Poveleniya Dariya I i Kserksa v korpuse tzarskikh nadpisey Akhemenidov [The Orders of Darius I and Xerxes in the Corpus of the Achaemenid Royal Inscriptions]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 84 (1), 27–46.
Рунг, Э.В. 2024b: Повеления Дария I и Ксеркса в корпусе царских надписей Ахеменидов. ВДИ 84.1, 27–46.
Rung, E. 2025: War and Ideology in Achaemenid Persia. In: J. Hyland, Kh. Rezakhani (eds.), Brill’s Companion to War in the Ancient Iranian Empires. Leiden–Boston, 84–119.
Rung, E.V., Orlov, V.P. 2021: «Poluderzhavnyy vlastelin»: evnukh Bagoy v istorii Akhemenidskoy imperii [“The Mighty, Quasi-Sovereign”: Eunuch Bagoas in the History of the Achaemenid Empire]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 81.3, 590–614.
Рунг, Э.В., Орлов, В.П. «Полудержавный властелин»: евнух Багой в истории Ахеменидской империи. Вестник древней истории 81.3, 590–614.
Rung, E.V., Venidiktova, E.A. 2023: Metafora yarma v Drevnem mire: ot simvola imperskogo gospodstva do simvola podchineniya [The Yoke as a Metaphor in the Ancient World: From Symbolizing Imperial Domination to Signifying Subjugation]. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta Seriya Gumanitarnye Nauki [Proceedings of Kazan University. Series Humanities] 165 (4–5), 54–65.
Рунг, Э.В., Венидиктова, Е.А. 2023: Метафора ярма в Древнем мире: от символа имперского господства до символа подчинения. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки 165 (4–5), 54–65.
Strelkov, A.S. 1937: The Moscow Artaxerxes Cylinder Seal. Bulletin of the American Institute for Iranian Art and Archaeology 5 (1), 17–21.
Voigtlander, E. 1978: The Bisitun Inscription of Darius the Great. Babylonian Version. London.