Аннотация
Археологический материал из средневековых памятников Приморья XII–XIII вв., связанный с деталями поясной гарнитуры, дает возможность подойти к вопросам реконструкции наборных поясов чжурчжэней и рассмотреть эти предметы в этнокультурной традиции и в знаковой системе. Целью данного исследования является характеристика поясных накладок с изображением тигра, так как это особая часть пояса, расшифровка стилистики которого дает возможность определить статус и социальную иерархию обладателя этой вещи. Анализ сопутствующего материала позволил предположить, что пояс с накладками в виде тигра имел отношение к чиновнику высокого ранга. Очевидно, что у чжурчжэней сформировалась система, в соответствии с которой каждому рангу надлежало носить строго регламентированное количество поясных подвесок и накладок, которые трансформировались в своеобразные ювелирные изделия. Заимствованный у китайцев обычай украшать пояса для определения ранга чиновника позже прослеживается у монголов в слегка трансформированном виде и доживает у самих создателей этой традиции вплоть до Цинского периода включительно.
Ключевые слова
Поясные накладки, наборный пояс, изображение тигра, ювелирные изделия, средневековье, чжурчжэни, государство Восточное Ся, Дальний Восток.
Артемьева, Н.Г. 2004: Буддийский жезл из Краснояровского городища. Археология, этнография и антропология Евразии 2 (18), 102–106.
Ван Пэйсинь 2002: Бронзовые поясные украшения мохэ-чжурчжэней и связанные с ними вопросы. В сб.: Н.Н. Крадин (ред.), Археология и культурная антропология Дальнего Востока и Центральной Азии. Владивосток, 140–164.
Васильев, Л.С. 1970: Культы, религии, традиции в Китае. М.
Гусева, Л.Н., Шакунов, Э.В. 1978: О происхождении одного орнаментального мотива у чжурчжэней. В сб.: Э.В. Шавкунов (ред.), Новейшие археологические исследования на Дальнем Востоке СССР. Владивосток, 143–147.
Де Гротт 2000: Демонология древнего Китая. СПб.
Ивлиев, А.Л. 2006: О печати чжичжуна и статусе Шайгинского городища. Вестник ДВО РАН 2, 109–113.
Исаков, Р.В., Афоньков, Н.Н., Шереметьев, А.Г., Архангельский, М.С. 2013: Парадные золотые пояса раннеджучидского времени из Олень-Колодезя и Гашун-Уста: историко-культурный и семантический аспекты исследования. В сб.: А.И. Юдин (ред.), Археологическое наследие Саратовского края 11. Саратов, 248–255.
Крамаровский, М.Г. 2000: Золото Чингисидов: чжучидская сокровищница. Сокровища Золотой Орды. СПб.
Крушанов, А.И. (ред.) 1989: История Дальнего Востока СССР с древнейших времен до XVII века. М.
Ло Гуаньчжун 1954: Троецарствие. М.
Сидихменов, В.Я. 1987: Китай: страницы прошлого. М.
Сунь Цзи 1986: Вого гудай дэ гэдай = ᅘઞक֩ᴥय带 (Древние китайские кожаные пояса). Вэньу юй каогу луньцзи: вэньу чубаньшэ чэнли саньши чжоунянь цзинянь = ԇ≯क论ⷨϖޯṺᅗԂࢤ३ຮ纪࿗ (Сборник статей об археологии и памятниках культуры: к 30-летию основания издательства Вэньу чубаньшэ). Пекин, 297–321.
Сунь Цзи 2001: Чжунго гудай дэ дайцзюй = Ԟઞक֩ᴥ带݆ (Древняя китайская поясная гарнитура). Чжунго гу юйфу луньцун = Ԟઞक⎠ᑸ论丛 (Сборник статей о древних китайских выездах и нарядах). Пекин, 253–292.
Сычев, Л.П., Сычев, В.Д. 1975: Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве. М.
Ходзевич, Л.Д. 2012: Анализ орнаментов на «тигриных пряжках» из средневековых памятников Приморья. В сб.: Н.Г. Артемьева (ред.), Средневековые древности Приморья 1. Владивосток, 183–200.
Шавкунов, Э.В. 1966: Раскопки на Николаевском городище (1960–1962 гг.). В сб.: А.П. Окладников (ред.), Сибирский археологический сборник. Новосибирск, 286–296.
Шавкунов, Э.В. 1990: Культура чжурчжэней-удигэ XII–XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. М.
Шавкунов, Э.В., Гусева, Л.Н. 1976: О семантике орнамента на сбруйных пряжках чжурчжэней. В сб.: Э.В. Шавкунов (ред.), Археологические материалы по древней истории Дальнего Востока СССР. Владивосток, 132–137.
Шавкунов, Э.В., Певнов, А.М., Ивлиев, А.Л. 1978: Серебряная верительная пластина с Шайгинского городища. В сб.: Э.В. Шавкунов (ред.), Археологические материалы по древней истории Дальнего Востока СССР. Владивосток, 127–131.