скачать PDF

Аннотация

В статье публикуется терракотовая статуэтка из египетской коллекции В.С. Голенищева (ГМИИ им. А.С. Пушкина), изображающая триумф римского императора с атрибутами египетского фараона (сокол на левом плече, урей на голове), попирающего бородатого варвара с распущенными волосами, в длинных штанах и рубахе (германца?). Иконография позволяет датировать терракоту III в. н.э., эпохой Северов или «солдатских» императоров. Данная композиция, созданная, скорее всего, мастером-египтянином, является романизированным вариантом традиционного египетского сюжета ‒ триумфа царя, известного еще с эпохи Древнего царства. Автор полагает, что терракотовая композиция прославляла величие римской императорской власти и ориентировалась на менталитет египтян.

Ключевые слова

Древний Египет, коллекция В.С. Голенищева, ГМИИ им. А.С. Пушкина, терракота, Римская империя.

Сергей Владимирович Обухов – кандидат исторических наук, младший научный сотрудник кафедры истории древнего мира МГУ им. М.В. Ломоносова, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авдиев, В.И. 1948: Военная история Древнего Египта. 1. М.

Берлев О.Д., Васильева, О.А., Дюжева, О.П., Лечицкая, О.В., Рубенштейн, Р.И., Савельев, Ю.А., Смоленкова, В.В., Ходжаш, С.И., Шуринова, Р.Д., Ковалев, А.В. 2002: Путь к бессмертию: Памятники древнеегипетского искусства в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Каталог выставки. М.

Бритова, Н.Н., Лосева, Н.М., Сидорова, Н.А. 1975: Римский скульптурный портрет. Очерки. М.

Вощинина, А.И. 1962: Античное искусство. М.

Качан, С.А. 2020: Император в образе Хора: продолжающиеся традиции и греко-римские влияния в поклонении правителю в римском Египте. ПИФК 1, 76‒98.

Кобылина, М.М. 1930: Изображение триумфа в позднеегипетском искусстве. Жизнь музея, 58‒61.

Коростовцев, М.А. 1976: Религия Древнего Египта. М.

Кошеленко, Г.А. 1962: О фронтальности в парфянском искусстве. В сб.: Д.А. Авдусин, В.Л. Янин (ред.), Археология. Сборник в честь А.В. Арциховского. М., 135‒146.

Кошеленко, Г.А. 1966: Мозаики Эдессы. В сб.: Н.Я. Мерперт, П.М. Кожин (ред.), Археология Старого и Нового Света. М., 180‒188.

Лесницкая, М.М. 1960: Римский портрет в собрании Эрмитажа. Л.

Лосева, Н.М. 1946: Искусство Древней Месопотамии. Очерки. М.

Луконин, В.Г. 1971: Искусство Древнего Ирана (основные этапы). В сб.: Б.Г. Гафуров. (ред.), История Иранского государства и культуры. К 2500-летию Иранского государства. М., 105‒121.

Матье, М.Э. 1961: Искусство Древнего Египта. Л.

Павлов, В.В. 1967: Египетский портрет I‒IV веков. М.

Померанцева, Н.А. 1985: Эстетические основы искусства Древнего Египта. М.

Соколов, Г.И. 1983: Римский скульптурный портрет III века и художественная культура того времени. М.

Стрелков, А.С. 1936: Фаюмский потрет. М.‒Л.

Томашевич, О.В. 2014: Древнеегипетский бог Хор и Святой Георгий. В сб.: Н.В. Бугаева, М.В. Дурново, С.Ю. Сапрыкин, О.В. Томашевич (ред.), Lanterna nostra. К юбилею профессора Ии Леонидовны Маяк. СПб., 23‒33.

Хафнер, Г. 1984: Выдающиеся портреты античности: 337 портретов в слове и образе. М.

Шуринова, Р. 1968: Коптские ткани. Альбом. Каталог. Л.

Amiet, P. 1976: L’art d’Agade au Musee du Louvre. Paris.

Bailey, D.M. 2008: Catalogue of Terracottas in the British Museum. Vol. IV. Ptolemaic and Roman Terracottas from Egypt. London.

Beck, H., Bol, P., Buckling, M. 2005: Ägypten–Griechenland–Rom: Abwehr und Berührung. Städelsches Kunstinstitut und Städtische Galerie. 26. November 2005 ‒ 26. Februar 2006. Frankfurt–Tūbingen.

Champdor, A. 1964: Kunst Mesopotamiens. Leipzig.

Colledge, M.A.R. 1976: The Art of Palmyra. London.

Spier, J., Potts, T., Cole, S.E. 2018: Beyond the Nile. Egypt and the Classical World. Los Angeles.

Ziegler, Ch. 2002: The Pharaohs. New York.