скачать PDF

Аннотация

Несмотря на то, что изучению античной магии посвящено довольно большое количество современных антиковедческих трудов, ее звуковая, «музыкальная» сторона до сих пор остается одной из самых темных и загадочных областей исследования. Однако обращают на себя внимание упоминания отдельных ученых о том, что древнеримское заклинание не проговаривалось, а пропевалось. В статье сделана попытка выяснить более подробно, как именно могли звучать заговоры и заклинания в Древнем Риме. В поисках ответа на этот вопрос проанализированы письменные источники разного типа: поэтические произведения и трактаты римских авторов, «Естественная история» Плиния Старшего, «Апология» Апулея, «Сентенции» Павла и др. Автор подробно останавливается на латинских терминах, которые используются в источниках в отношении заклинания, и отмечает, что хотя для обозначения заклинаний в источниках употребляется широкий круг понятий, но большинство из них связаны с пением, т.к. основное их значение – чаще всего «песня/петь». Рассматриваются также более детализированные описания, в которых присутствуют характеристики звучания заклинаний. Сделан вывод о том, что древнеримские заговоры и заклинания представляли собою некие протомузыкальные формы интонирования и существовали, по-видимому, в двух основных вариантах: интонируемый выкрик (ululatus) и шепот/напевное бормотание (murmur). Высказывается следующее предположение: вероятно, подобные виды интонирования преобладали при произнесении заклинания в том числе потому, что оно должно было максимально отличаться от обыденной речи, создавая эффект переключения в «иную», магическую реальность.

Ключевые слова

Древний Рим, античная магия, заклинание, магическая песнь, протомузыкальные формы интонирования, архаический мелос.

Алена Валерьевна Зубарева – аспирант кафедры всеобщей истории РГПУ им. А.И. Герцена, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Алексеев, Э.Е. 1995: Прагматическое, игровое, ритуальное в звукоподражаниях народов Севера Сибири. В сб.: Е.А. Дорохова, Н.И. Жуланова, О.А. Пашина (ред.), Голос и ритуал. М., 33–35.

Алексеев, Э.Е. 1986: Раннефолькорное интонирование: звуковысотный аспект. М.

Байбурин, А.К. 1992: Леонид Николаевич Майков и его собрание заговоров. В сб.: А.К. Байбурин (ред.). Великорусские заклинания. Сборник Л.Н. Майкова. СПб.–Париж, 165–170.

Богомолов, А.Г. 2010: Музыка как бытие и функция. В сб.: Парадигма: Философско-культурологический альманах. Вып. 15. СПб., 4–11.

Выкрики разносчиков 1906: Выкрики разносчиков в записях А.Т. Гречанинова, А.М. Листопадова, Н.А. Невструева, Н.А. Янчука и Д.И. Аракчиева. Со вступительными материалами Н.А. Янчука и с приложением 83 нотных записей. В сб.: Труды Музыкально-этнографической комиссии, состоящей при этнографическом отделе Императорского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии. Т. 1. М., 497–516.

Герцман, Е.В. 1995: Музыка Древней Греции и Рима. СПб.

Зубарева, А.В. 2021. Лунное затмение и апотропеический шум в древнеримской магии. ПИФК 1, 164–175.

Кудрявцева, Т.В. 2014: Магические практики в законах XII таблиц. ВДИ 4, 40–55.

Кудрявцева, Т.В. 2012: Магия и процессы по «veneni crimen» в афинской и римской судебной практике. Мнемон 11, 272–290.

Левкиевская, Е.Е. 1995: Голос и звук в славянской апотропеической магии. В сб.: Е.А. Дорохова, Н.И. Жуланова, О.А. Пашина (ред.), Голос и ритуал. М., 45–47.

Попова, И.С. 2004: Интонируемые выкрики: звуковой аспект. В сб.: Н.Н. Гилярова (сост.), Звук в традиционной народной культуре. М., 173–193.

Попова, И.С. 2002: Интонируемые выкрики: история изучения и современные научные открытия. В сб.: А.В. Кулев (ред.-сост.), По следам Е.Э. Линевой. Вологда, 234–265.

Попова, И.С. 1998: Типология фольклорных форм в системе масленичных обрядов Новгородской области: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб.

Райан, В.Ф. 2006: Баня в полночь: Исторический обзор магии и гаданий в России. М.

Рубцов, Ф.А. 1973: Основы ладового строения русских народных песен. В сб.: Ф.А. Рубцов. Статьи по музыкальному фольклору. Л.; М., 8–81.

Сергеенко, М.Е. 2000: Жизнь Древнего Рима. СПб.

Сергеенко, М.Е. 1963: Комментарий. В кн.: Варрон. Сельское хозяйство. М.-Л., 129–217.

Толстая, С.М. 1995: Обрядовое голошение: лексика и семантика. В сб.: Е.А. Дорохова, Н.И. Жуланова, О.А. Пашина (ред.), Голос и ритуал. М., 60–62.

Толстой, Н.И. 1995: Магическая сила голоса в охранительных ритуалах. В сб.: Е.А. Дорохова, Н.И. Жуланова, О.А. Пашина (ред.), Голос и ритуал. М., 103–106.

Штаерман, Е.М. 1987: Социальные основы религии Древнего Рима. М.

Burris, E.E. 1931: Taboo, magic, spirits: A study of primitive elements in Roman religion. New York.

Combarieu, J. 1909: La musique et la magie. Paris.

Foucart, G. 1910: Jules Combarieu. La musique et la magie; étude sur les origines populaires de l’art musical; son infl uence et sa fonction dans les sociétés. Journal des savants 8. 5, 231–233.

Keenan, M.E. 1940: The Terminology of Witchcraft in the Works of Augustine. Classical Philology 35. 3, 294–297.

Lalo, Ch. 1909: Jules Combarieu. La musique et la magie. Revue Philosophique de la France et de l’Étranger 68, 205–209.

Luck, G. 1999: Witches and Sorcerers in Classical Literature. In: B. Ankarloo et al. (eds.), Witchcraft and Magic in Europe: Ancient Greece and Rome. Philadelphia, 91–158.

Wille, G. 1967: Musica Romana. Amsterdam.

Wissowa, G. 1902: Religion und Kultus der Römer. München.